Развитие культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

В ходе исследования необходимо доказать следующую гипотезу: процесс формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно с помощью системы физкультурных семейных праздников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие "культуры здоровья" в психолого-педагогической литературе;
2. определить особенности формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста;
3. выявить условия формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в системе физкультурных семейных праздников;
4. теоретически обосновать и экспериментально проверить формирования культуры здоровья дошкольников системе физкультурных семейных праздников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...1
1. Теоретические основы проблемы развития культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста…………………………….……………………...8
2. Физкультурные семейные праздники их значение…………………...…….....18
2.1 Классификация физкультурных праздников………………..……………….23
2.2 Требования к организации и проведению физкультурных праздников…………………………………………………………………………..30
3. Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста в системе физкультурных семейных праздников……………………………………………..........................................42
Заключение……………………………………………………………………….....49
Список используемой литературы…………………………………………….......52
Приложение 1…………………………………………………………………….....57
Приложение 2…

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Развитие культуры здоровья (последний вариант).doc

— 344.00 Кб (Скачать)

 

      Заключение

 

           В современном мире, с его динамично развивающимися технологиями, требования к детям  старшего дошкольного возраста более  высокие чем, те которые были выдвинуты  для нас.

     Человек в настоящее время, который хочет быть «на гребне волны», который хочет быть успешным, востребованным, должен быть стремителен. Навыки такого поведения закладываются еще в раннем детстве с помощью воспитателей и родителей.

     Современное дошкольное образование находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.

     Хотя  во многих семьях сохраняется пассивная позиция родителей по отношению к здоровью детей как моральному, так и физическому, воспитатель может и должен влиять на изменение такого отношения. Так же нужно отметить, что государственная финансовая поддержка в этом вопросе недостаточна. Результаты комплексного медицинского обследования учащихся показали, что здоровых детей в школе, приходящих в первый класс, лишь 2,4 %. Основная часть (59,4 %) относится ко второй группе здоровья. Третья группа – 36,6 % . Учащихся четвертой группы здоровья – 1,5 %.25% детей имеют пониженное зрение, почти половина из них страдают нарушением осанки, 22 % – заболеваниями, связанными с центральной нервной системой, столько же – имеют нарушение зрения. Часто болеющих детей 35%, 1-2 раза в год болели – 39% ребят, не болеющих оказалось – 26%.

     Исходя  из перечисленного выше, необходимо еще больше уделять внимания на вопрос формирования культуры здоровья у дошкольника.

     Проблема  создания культуры здоровья рассматриваются  в педагогике достаточно давно, их исследовали  как зарубежные, так и отечественные  педагоги, такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.В. Дистервег, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и многие другие.

     Как известно, в научной литературе –  медицинской, педагогической, психологической, социальной и т.д. – представлено большое количество определений  понятия “здоровье”, которое уже  в исторически отдаленные времена связывалось с отсутствием болезни и с заключением о том, что если человек не болен, значит, он здоров. Происходящие в настоящее время радикальные изменения в социокультурной ситуации современного общества порождают трансформацию понятий здоровье, здоровьесберегающая педагогика и здоровьесберегающее пространство, культура здоровья, расширяя спектр их значений, и выдвигают их на одно из центральных мест в образовательной практике.

     Успешность  обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс. Это исходный фон.

     Необходимость усиления работы воспитателя дошкольного учреждения по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, – об этом необходимо думать уже сегодня. Формированию здорового и безопасного образа жизни школьников может способствовать формирование культуры здоровья.

     Актуальность  проблемы исследования обусловлена  социальным заказом на формирование культуры здоровья у детей в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности; а также возможностью совершенствования качества воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОУ.

     Процесс формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного поведения.

     Таким образом, ребенку должна быть предоставлена  возможность получать информацию о физическом, психическом и социальном здоровье, должен быть обеспечен процесс активного ее усвоения; следует помочь ребенку оценить события, явления, поступки и формировать отношение и создавать как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий.

     Дети  в старшем дошкольном возрасте остаются детьми. Для них очень важна  эмоциональная окраска происходящего, семейные физкультурные праздники  удачный способ в игровой форме  донести то, что необходимо для  маленького человека. Помимо всех перечисленных плюсов, старший дошкольник имеет и положительные эмоции, которые так важны для психологического здоровья.

     Проведенная работа, позволила доказать всю необходимость  проведения семейных физкультурных  праздников и может стать хорошим пособием для начинающего специалиста в это области, так же может быть полезна родителям, которые заинтересованы в  вопросах здоровья и будущего своего ребенка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье.2-е  изд. [Текст] / Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191с.

2. Амосов, Н. Здоровый образ жизни [Текст] /Н. Амосов // Воспитание школьника. - №2. - 1988. - С.72-77.

3. Антропова,  М.В. Гигиена детей и подростков.6-е  изд., перераб., и доп. [Текст] / Н. Амосов. - М.: Медицина, 1982. - 176с.

4. Атлас  для начальной школы. Организм  человека и охрана здоровья. СПб.: Издательский Дом Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.32с.

5. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное  пособие [Текст] /Т.М. Бабунова-. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.

6. Вохмянина,  М.Н. Модель сохранения здоровья  детей дошкольного возраста [Текст] / М.Н. Вохмянина // Управление ДОУ. - №1. - 2006. - С.71 - 75.

7. Выготский,  Л.С. Собрание сочинений в 6-ти  томах. Т.5. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 382с.

8. Доронова, Т.Н. Радуга: программа и методическое  руководство по воспитанию развития  и образования детей 6-7 лет  в д/с [Текст] / Т.Н. Доронова // Т.Н.  Доронова. - М.: Знание, 1997. - 224 с.

9. Дошкольное  образование. Словарь терминов / сост. Виноградова Н.А. и др. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 400 с.

10. Если  хочешь быть здоров: сборник/составитель  Исаев А.А. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 352с.

11. Запорожченко, В.Г. К понятию здоровый образ  жизни // Международная научная  конференция Здоровый образ жизни (Ленинград, 12 - 14 декабря 1990г): Тезисы доклада. Часть 1 [Текст] /В.Г. Запорожченко. - Новгород, 1990. - с.26.

12. Запорожченко, В.Г. Образ жизни и вредные  привычки [Текст] /В.Г. Запорожченко. - М.: Медицина, 1984. - 32с.

13. Здоровье  народа - богатство страны. М.: Советская Россия, 1989.128с.

14. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми  [Текст] /Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. - 128с.

15. Змановский, Ю.Ф. К здоровью без лекарств [Текст] / Ю.Ф. Змановский. - М.: Советский  спорт, 1990. - 64с.

16. Иванова,  М.Г. Здоровье как предмет исследования  в психологии [Текст] /М.Г. Иванова  // Психологическая наука и образование. - №3. - 2006. - С.99 - 101.

17. Как  быть здоровым (из зарубежного  опыта обучения принципам здорового  образа жизни): Пер. с английского. М.: Медицина, 1990.240с.

18. Каневская,  Л.Я. Питание школьника [Текст] / Л.Я. Каневская. - М.: Медицина, 1989. - 64с.

19. Климова,  В.И. Человек и его здоровье [Текст] / В.И. Климова. - М.: Знание, 1985. - 192с.

20. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, П.М. Коджаспиров. - М.: ИКцп Март, Ростов-Н/Д, издат. центр Март, 2005. - 445 с.

21. Козлова,  С.А. Дошкольная педагогика: учебник  для студ. сред. пед. учеб. заведений  [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М: Издат. Центр Академия, 2004. - 416 с.

22. Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия,  термины и определения [Текст] /В.В. Колбанов. - СПб.: ДЕАМ, 1998. - 232с.

23. Колесникова,  Т. Воспитание у ребенка раннего  возраста потребности быть здоровым [Текст] /Т. Колесникова // Дошкольное воспитание. - №1. - 2007. - С.83 - 87.

24. Колягин,  А. Здоровый образ жизни и  его сопоставляющие [Текст] / А. Колягин  // ОБЖ. - №9. - 2005. - С.8 - 14.

25. Коршунова,  Н.5 слагаемых здорового образа  жизни [Текст] / Н. Коршунова // Здоровье 2000 2. с.5 - 8.

26. Краевский,  В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений  [Текст] / В.В. Краевский. - М.: Академия, 2003. - 256 с.

27. Кудрявцев,  В. Физическая культура и развитие  здоровья ребенка [Текст] /В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - С.51 - 55.

28. Куинджи,  Н.Н. Валеология: Пути формирования  здоровья школьников: Методическое  пособие [Текст] /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139с.

29. Кулановский,  О.А. Активные методы воспитания  у школьников здорового образа жизни [Текст] / О.А. Кулановский // Образование в высшей школе. - №5. - 2005 - С.37 - 41.

30. Лазарев,  М. Здравствуй! Программа формирования  здоровья детей дошкольного возраста (Теория валеологии) [Текст] /М. Лазарев  // Начальная школа: Прил. к газ. "Первое сентября". - №3. - 1997. - С.5 - 12.

31. Лаптев, А.П. Коварные разрушители здоровья [Текст] /А.П. Лаптев, В.В. Горбунов. - М.: Советский спорт, 1990.45с.

32. Лебедева, Н.Т. Формирование здорового стиля  жизни дошкольника [Текст] /Н.Т. Лебедева. - Минск: Народная асвета, 1996. - 144с.

33. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

34. Лямираль, С. Растите детей здоровыми.  От 0 до 15 лет. Все, что должна  знать мать, чтобы ее ребенок рос крепким и здоровым: Пер. с французского/ Предисловие Л. Казанцевой [Текст] / С. Лямираль, К. Ринго. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 142с.

35. Панкратьева,  Н.В. и др. Здоровье - социальная  ценность: Вопросы и ответы [Текст] /Н.В. Панкратьева. - М.: Мысль. 1989. - 236с.

36. Пароль  в страну здоровья. М.: Физкультура  и спорт, 1977. - 112с.

37. Паунова,  С. Гигиенические навыки с малых  лет в кругу семьи [Текст] /С.  Паунова // Дошкольное воспитание. - №11. - 1993. - С.67 - 69.

38. Педагогика  здоровья. - М.: Педагогика, 1990. - 288с.

39. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост.Е.С. Рапацевич - Мн.: "Сорем.  Слово", 2005. - 720 с.

40. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов  и пед. колледжей \ Под ред.  П.И. Пидкасистого. - М.: пед. общ. России, 2002. - 640 с.

41. Педагогика: Учебное пособие для студентов  педагогических институтов/ Под.  ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608с.

42. Прищепа,  С. Как продиагностировать физическую  подготовленность детей дошкольного  возраста [Текст] /С. Прищепа // Дошкольное воспитание. - №1. - С. - 37 - 45.

43. Российская  педагогическая энциклопедия / Под.  ред.А.М. Прохорова. - М.: Просвещение, 1993. - 250 с.

44. Ротенберг,  Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия  здоровья/Пер. с английского [Текст] / Р. Ротенберг. - М.: Физкультура и спорт. 1991. - 592с.

45. Рубинштейн, С.Я. О воспитании привычек  у детей. Учебное пособие для  студентов [Текст] /С.Я. Рубинштейн. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 41с.

46. Семенова, И.И. Учусь быть здоровым или как стать небо [Текст] /И. И Семенова. - М.: Педагогика, 2001. - 176 с.

47. Сластенин,  В.А. Введение в педагогическую  аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластении, Г.И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

48. Студеникин, М.Я. Книга о здоровье детей.3-е  издание, исправленное и дополненное  [Текст] / М.Я. Студеникин. - М.: Медицина. 1982. - 240с.

49. Торохова, Е.И. Валеология: Словарь [Текст] /Е.И.  Торохова. - М.: Флинта: Наука. 1999. - 248с.

50. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 2000. - 304с.

51. Фрумина,  Н.А. Формирование основ здорового  образа жизни [Текст] / Н.А. Фрумина // Управление ДОУ. - №1. - 2004. -с.75 - 79.

Информация о работе Развитие культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста