Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа
В ходе исследования необходимо доказать следующую гипотезу: процесс формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно с помощью системы физкультурных семейных праздников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие "культуры здоровья" в психолого-педагогической литературе;
2. определить особенности формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста;
3. выявить условия формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в системе физкультурных семейных праздников;
4. теоретически обосновать и экспериментально проверить формирования культуры здоровья дошкольников системе физкультурных семейных праздников.
Введение……………………………………………………………………………...1
1. Теоретические основы проблемы развития культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста…………………………….……………………...8
2. Физкультурные семейные праздники их значение…………………...…….....18
2.1 Классификация физкультурных праздников………………..……………….23
2.2 Требования к организации и проведению физкультурных праздников…………………………………………………………………………..30
3. Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста в системе физкультурных семейных праздников……………………………………………..........................................42
Заключение……………………………………………………………………….....49
Список используемой литературы…………………………………………….......52
Приложение 1…………………………………………………………………….....57
Приложение 2…
В современном мире, с его динамично развивающимися технологиями, требования к детям старшего дошкольного возраста более высокие чем, те которые были выдвинуты для нас.
Человек в настоящее время, который хочет быть «на гребне волны», который хочет быть успешным, востребованным, должен быть стремителен. Навыки такого поведения закладываются еще в раннем детстве с помощью воспитателей и родителей.
Современное дошкольное образование находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.
Хотя во многих семьях сохраняется пассивная позиция родителей по отношению к здоровью детей как моральному, так и физическому, воспитатель может и должен влиять на изменение такого отношения. Так же нужно отметить, что государственная финансовая поддержка в этом вопросе недостаточна. Результаты комплексного медицинского обследования учащихся показали, что здоровых детей в школе, приходящих в первый класс, лишь 2,4 %. Основная часть (59,4 %) относится ко второй группе здоровья. Третья группа – 36,6 % . Учащихся четвертой группы здоровья – 1,5 %.25% детей имеют пониженное зрение, почти половина из них страдают нарушением осанки, 22 % – заболеваниями, связанными с центральной нервной системой, столько же – имеют нарушение зрения. Часто болеющих детей 35%, 1-2 раза в год болели – 39% ребят, не болеющих оказалось – 26%.
Исходя из перечисленного выше, необходимо еще больше уделять внимания на вопрос формирования культуры здоровья у дошкольника.
Проблема создания культуры здоровья рассматриваются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.В. Дистервег, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и многие другие.
Как известно, в научной литературе – медицинской, педагогической, психологической, социальной и т.д. – представлено большое количество определений понятия “здоровье”, которое уже в исторически отдаленные времена связывалось с отсутствием болезни и с заключением о том, что если человек не болен, значит, он здоров. Происходящие в настоящее время радикальные изменения в социокультурной ситуации современного общества порождают трансформацию понятий здоровье, здоровьесберегающая педагогика и здоровьесберегающее пространство, культура здоровья, расширяя спектр их значений, и выдвигают их на одно из центральных мест в образовательной практике.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс. Это исходный фон.
Необходимость усиления работы воспитателя дошкольного учреждения по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, – об этом необходимо думать уже сегодня. Формированию здорового и безопасного образа жизни школьников может способствовать формирование культуры здоровья.
Актуальность проблемы исследования обусловлена социальным заказом на формирование культуры здоровья у детей в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности; а также возможностью совершенствования качества воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОУ.
Процесс формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного поведения.
Таким образом, ребенку должна быть предоставлена возможность получать информацию о физическом, психическом и социальном здоровье, должен быть обеспечен процесс активного ее усвоения; следует помочь ребенку оценить события, явления, поступки и формировать отношение и создавать как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий.
Дети
в старшем дошкольном возрасте остаются
детьми. Для них очень важна
эмоциональная окраска
Проведенная
работа, позволила доказать всю необходимость
проведения семейных физкультурных
праздников и может стать хорошим
пособием для начинающего специалиста
в это области, так же может быть полезна
родителям, которые заинтересованы в
вопросах здоровья и будущего своего ребенка.
Список
литературы:
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье.2-е изд. [Текст] / Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191с.
2. Амосов,
Н. Здоровый образ жизни [
3. Антропова,
М.В. Гигиена детей и
4. Атлас для начальной школы. Организм человека и охрана здоровья. СПб.: Издательский Дом Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.32с.
5. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие [Текст] /Т.М. Бабунова-. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.
6. Вохмянина,
М.Н. Модель сохранения
7. Выготский,
Л.С. Собрание сочинений в 6-
8. Доронова,
Т.Н. Радуга: программа и методическое
руководство по воспитанию
9. Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Виноградова Н.А. и др. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 400 с.
10. Если хочешь быть здоров: сборник/составитель Исаев А.А. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 352с.
11. Запорожченко, В.Г. К понятию здоровый образ жизни // Международная научная конференция Здоровый образ жизни (Ленинград, 12 - 14 декабря 1990г): Тезисы доклада. Часть 1 [Текст] /В.Г. Запорожченко. - Новгород, 1990. - с.26.
12. Запорожченко, В.Г. Образ жизни и вредные привычки [Текст] /В.Г. Запорожченко. - М.: Медицина, 1984. - 32с.
13. Здоровье народа - богатство страны. М.: Советская Россия, 1989.128с.
14. Змановский,
Ю.Ф. Воспитаем детей
15. Змановский, Ю.Ф. К здоровью без лекарств [Текст] / Ю.Ф. Змановский. - М.: Советский спорт, 1990. - 64с.
16. Иванова,
М.Г. Здоровье как предмет
17. Как
быть здоровым (из зарубежного
опыта обучения принципам
18. Каневская, Л.Я. Питание школьника [Текст] / Л.Я. Каневская. - М.: Медицина, 1989. - 64с.
19. Климова, В.И. Человек и его здоровье [Текст] / В.И. Климова. - М.: Знание, 1985. - 192с.
20. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, П.М. Коджаспиров. - М.: ИКцп Март, Ростов-Н/Д, издат. центр Март, 2005. - 445 с.
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М: Издат. Центр Академия, 2004. - 416 с.
22. Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения [Текст] /В.В. Колбанов. - СПб.: ДЕАМ, 1998. - 232с.
23. Колесникова,
Т. Воспитание у ребенка
24. Колягин, А. Здоровый образ жизни и его сопоставляющие [Текст] / А. Колягин // ОБЖ. - №9. - 2005. - С.8 - 14.
25. Коршунова, Н.5 слагаемых здорового образа жизни [Текст] / Н. Коршунова // Здоровье 2000 2. с.5 - 8.
26. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.В. Краевский. - М.: Академия, 2003. - 256 с.
27. Кудрявцев,
В. Физическая культура и
28. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие [Текст] /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139с.
29. Кулановский,
О.А. Активные методы
30. Лазарев,
М. Здравствуй! Программа формирования
здоровья детей дошкольного
31. Лаптев,
А.П. Коварные разрушители
32. Лебедева,
Н.Т. Формирование здорового
33. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
34. Лямираль, С. Растите детей здоровыми. От 0 до 15 лет. Все, что должна знать мать, чтобы ее ребенок рос крепким и здоровым: Пер. с французского/ Предисловие Л. Казанцевой [Текст] / С. Лямираль, К. Ринго. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 142с.
35. Панкратьева, Н.В. и др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы [Текст] /Н.В. Панкратьева. - М.: Мысль. 1989. - 236с.
36. Пароль в страну здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1977. - 112с.
37. Паунова,
С. Гигиенические навыки с
38. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика, 1990. - 288с.
39. Педагогика:
Большая современная
40. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей \ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: пед. общ. России, 2002. - 640 с.
41. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под. ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608с.
42. Прищепа,
С. Как продиагностировать
43. Российская педагогическая энциклопедия / Под. ред.А.М. Прохорова. - М.: Просвещение, 1993. - 250 с.
44. Ротенберг,
Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия
здоровья/Пер. с английского [
45. Рубинштейн,
С.Я. О воспитании привычек
у детей. Учебное пособие для
студентов [Текст] /С.Я. Рубинштейн.
- М.: Институт практической
46. Семенова, И.И. Учусь быть здоровым или как стать небо [Текст] /И. И Семенова. - М.: Педагогика, 2001. - 176 с.
47. Сластенин,
В.А. Введение в
48. Студеникин,
М.Я. Книга о здоровье детей.3-
49. Торохова, Е.И. Валеология: Словарь [Текст] /Е.И. Торохова. - М.: Флинта: Наука. 1999. - 248с.
50. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 2000. - 304с.
51. Фрумина,
Н.А. Формирование основ
Информация о работе Развитие культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста