Развитие коммуникативных умений младших школьников во внеклассной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно- коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
2
Глава I. Научно-теоретические основы сущности коммуникативных умений………………………………………………………………………….

8
1.1 Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности………………………………………..

8
1.2 Классификация коммуникативных умений…………………………….
15
1.3 Коммуникативные умения, характерные для младших школьников….
20
Выводы ………………………………………………………………………...
30
Глава II . Внеучебная деятельность как средство формирования коммуникативных умений……………………………………………………

31
2.1. Возможности внеучебной деятельности в формировании коммуникативных умений……………………………………………………

31
2.2. Использование игры как средства формирования коммуникативных умений во внеучебной деятельности………………………………………

37
Выводы…………………………………………………………………………
42
Глава III. Экспериментальная часть………………………………………….....................................................

44
3.1 Организация базы исследования…………………………………………
44
3.2 Результаты исследования и их интерпретация…………………………..
45
Заключение……………………………………………………………………
47
Литература …………………………………………………………………...
48
Приложения…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

10.             Вердербер Р. Психология общения. М., 2003.

11.             Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности //

12. Аргинская И.И, Дмитриева Н.Я и др. Обучаем по системе Л.В.Занков. Первый год обучения. - М.: Просвещение, 1993

13. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1993

14. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1999.

15. Мелибурда Е.Л. Ты – Мы: психологические возможности улучшения общения. –М., 1986

16. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008

17. Немов Р. Психология учебник// Т. 1-2. - М.: ВЛАДОС, 1999

18. Полуэктова Н.М., Яковлева Н.В. Психодиагностика и формирование

коммуникативных качеств личности. – Ленинград, 1989.

19. Сухомлинский Сердце отдаю детям. - Киев: Рязанская школа, 2008

20. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989

21. Филиппова Ю.В Общение. Дети 7-10 лет/Художник Янаев В.Х. – Ярославль: Академия развития, 2002

22. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах т. 3, 4. 2-е изд. стер. – М.: Генезис,2003

23. Эльконин Д.Б Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999

24. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

25. Смолина, Е.А. Оригинальные формы внеучебной работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста. - Волгоград: Учитель, 2005. с 17-23

26. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов) - Д.В. Григорьев, П.В.Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО, 2008

27. www.psy.msu.ru/about/kaf/social.html - Кафедра социальной психологии

28. www.psyJournals.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Опросник – тест для педагогов

«Оценка коммуникативных умений младших школьников»

 

Ф.И. учащегося__________________________________________

1. Постоянно прерывает меня во время беседы.

2. Никогда не смотрит в лицо во время разговора, и не понятно, слушает ли он меня.

3. Постоянно суетится, игрушки занимают его больше, чем мои слова, при этом невнимателен.

4. Переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

5. Не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться

6. Всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая

7. Выслушав меня, задает интересующие его вопросы

8. Когда я предлагаю что-нибудь новое, он всегда возражает

9. Если тема беседы не интересна, скажет, что ему это не интересно

10. Вступает в диалог, при этом может сам предложить тему для беседы

Интерпретация результатов теста:

подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение при общении со школьником по формуле К = С/10*100, где

С – количество ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение;

10 – общее количество ситуаций;

Низкий уровень коммуникативных умений – оценка 1 балл: 60%-100% - коммуникативные умения развиты слабо, необходимо школьника научить слушать, быть внимательным во время диалога.

Средний уровень коммуникативных умений – оценка 3 балла: 30%-60% -в коммуникативных умениях присущи некоторые недостатки, невнимателен, иногда перебивает.

Высокий уровень коммуникативных умений – оценка 5 баллов: 0%-30% - коммуникативные умения развиты, но иногда не совсем внимателен, умеет слушать, поддерживать беседу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского

Инструкция по применению методики:

Школьникам предлагается ответить на 20 вопросов, поставив в графе «Да» знак (+); в графе «Нет» знак (–). На обдумывание каждого вопроса отводится не более 1 минуты.

 

Вопросы

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей?

3. Есть ли у вам стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?

5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?

6. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании?

7. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

11. Нравится ли вам находиться среди людей?

12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей?

19. Верно ли, что у вас очень много друзей?

20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

 

 

С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.

 

Дешифратор.

1

+

2

-

3

+

4

-

5

+

6

-

7

+

8

-

9

+

10

-

11

+

12

-

13

+

14

-

15

+

16

-

17

+

18

-

19

+

20

-

 

После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле

К= С/В,

где

С – количество совпадающих с дешифратором ответов,

В – максимальное число ответов на вопросы

Пользуясь оценочной шкалой, педагог определяет у младших школьников уровень общительности.

 

Уровень общительности

оценочный коэффициент

Оценка

Низкий

0,1-0,56

1

Средний

0,56-0,75

3

Высокий

0,76-1,00

4

 

Интерпретация результатов.

Низкий уровень общительности, если испытуемый получил оценку 1. Такой школьник не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Средний уровень общительности, если испытуемый получил оценку 3. Он стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Он не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Высокий уровень общительности – испытуемый, получивший оценки 5. Он активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Анкета " Общение "

Ф.И. учащегося______________________________________________

1.                  Как бы ты обратился к пожилому киоскеру, чтобы узнать, поступил ли свежий номер журнала?

2.                  Представь, что ты принес в школу альбом с календариками, которые ты собираешь, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят твоего класса увидев альбом, выхватил его из твоих рук и не отдает. Что ты ему скажешь?

3.                  Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: "Елена Петровна…"

Информация о работе Развитие коммуникативных умений младших школьников во внеклассной деятельности