Развитие коммуникативных умений младших школьников во внеклассной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно- коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
2
Глава I. Научно-теоретические основы сущности коммуникативных умений………………………………………………………………………….

8
1.1 Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности………………………………………..

8
1.2 Классификация коммуникативных умений…………………………….
15
1.3 Коммуникативные умения, характерные для младших школьников….
20
Выводы ………………………………………………………………………...
30
Глава II . Внеучебная деятельность как средство формирования коммуникативных умений……………………………………………………

31
2.1. Возможности внеучебной деятельности в формировании коммуникативных умений……………………………………………………

31
2.2. Использование игры как средства формирования коммуникативных умений во внеучебной деятельности………………………………………

37
Выводы…………………………………………………………………………
42
Глава III. Экспериментальная часть………………………………………….....................................................

44
3.1 Организация базы исследования…………………………………………
44
3.2 Результаты исследования и их интерпретация…………………………..
45
Заключение……………………………………………………………………
47
Литература …………………………………………………………………...
48
Приложения…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 303.00 Кб (Скачать)
style="text-align:justify">Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [2]. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности в тех её различных видах, которые составляют жизнь личности, её общественное бытие. Активная деятельность школьника способствует повышению жизненного тонуса школьника, удовлетворяет его интересы, социальные потребности. Поэтому игра дисциплинирует детей, приучает подчинять свои действия, чувства и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

В игре рождается и формируется воображение. Воображение - это действие в смысловом поле, которое является предтечей символического мышления.

Воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно дает импульс творческому процессу, именно в воображении лежит путь к нахождению интуитивных решений (А. Я. Пономарев) [25; с. 98].

Существуют различные виды игр и игровых упражнений, которые можно использовать для формирования коммуникативных умений. В любой игре происходит взаимодействие участников. Важное значение в таком взаимодействии имеет степень сформированности коммуникативных умений, но и сама игра может развивать и формировать данные умения за счет творческого характера, заданности сюжета, ролевой позиции.

Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть».

Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества, самостоятельности. Советский писатель Василий Белов в своей книге “Лад” высказал мысль: “Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески”.

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные игры (подвижные, сюжетно – ролевые, интеллектуально – развивающие). Большинству игр присущи четыре главные черты [25; 113]:

1) свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

2) творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности ("поле творчества");

3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, "эмоциональное напряжение");

4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Выводы

Итак, внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трех основных компонентов – внеучебной деятельности школьников, внеучебной работы учителей со школьниками, системы управления внеучебной деятельностью.

Таким образом, внеучебная деятельность развивает коммуникативные умения учащихся, их мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества. Следовательно, внеучебная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных навыков, а также наиболее легкой и подходящей возрастным особенностям младших школьников деятельностью. Также, следует отметить, что эффективность процесса формирования коммуникативных навыков зависит от выбора педагогом соответствующих форм работы с младшими школьниками.

Выделенные черты игр и составляют основу формирования коммуникативных умений.

Игра — прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребёнка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребёнка.

Игра одновременно — развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребёнка и миром взрослого. Именно в игре происходит формирование опыта коммуникативных отношений со сверстниками и взрослыми, в игре ребенок получает необходимый набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их использования в практике общения.

Игра как одна из форм внеучебной воспитательной работы способствует обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса.

Игра создает возможности для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей[23;с. 61]


Глава 3. Экспериментальная часть

 

3.1 Организация базы исследования

 

Исследование проводилось на базе МОУ НОШ №30 п. Лесогорск в марте 2011г.

Испытуемые: учащиеся 2 класса в составе 14 человек, из них 6 мальчиков, 8 девочек в возрасте 7-8 лет.

С целью проводимого исследования мною была проанализирована внеучебная деятельность данного класса. В классе внеучебная работа разнообразна и ярка; включает общешкольные мероприятия, работу с родителями (совместные поездки в походы, участие в организации воспитательных мероприятий), мероприятия, проводимые в классе (поездки, экскурсии, дни здоровья, изготовление поздравлений и открыток, спортивные соревнования и др.). Но почти отсутствуют, игры, направленные на формирования главных коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.

Цель исследования: выявить уровень развития коммуникативных умений, лежащих в основе общения у школьников 2 класса.

Методы и методики, использованные в исследовании:

В проведенном исследовании использовались такие методы и методики как: наблюдение, опросник-тест для педагогов «оценка коммуникативных умений младших школьников» (ПРИЛОЖЕНИЕ1), тест «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского (ПРИЛОЖЕНИЕ2), анкета «Общение» (приложение А). Опросник-тест для педагога предназначен для определения уровня коммуникативных умений учащихся по наблюдению педагога, тест «Оценка уровня общительности» помогает определить уровень общительности .

Анкета «Умение слушать» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) предназначена для выявления уровня коммуникативных умений. Она позволяет определить основные слагаемые данного умения: внимание к партнеру, дружелюбие и активность.

3.2 Результаты исследования и их интерпретация

Учащимся были даны ситуации, которые предусматривали различные формы поведения в них. Результаты определялись методом качественного анализа выборов поведения и содержания ответов.

Так при ответе на вопрос "Представь, что ты принес в школу альбом с календариками, которые ты собираешь, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят твоего класса увидев альбом, выхватил его из твоих рук и не отдает. Что ты ему скажешь?" 5 учащихся отвечали "Отдай, пожалуйста, мой альбом". Половина ребят из 2 класса отвечали, в основном, развернутым предложением: «Отдай, пожалуйста, альбом, я всем дам посмотреть», «Отдай, пожалуйста, альбом, это же не твой, а мой». Это самые положительные и правильные ответы, которые прозвучали у 5 ребят. Остальные школьники дали ответы, свидетельствующие о несформированности умения строить общение в рамках этических правил. Учащиеся 2 класса предлагали "...подойти и отнять", "пожаловаться учителю", "сказать, чтобы положил быстро на место", "попросить вернуть, а если сам не захочет, сказать об этом учителю". Обрабатывая данные, я констатировала наличие факта деструктивного общения, наличие затруднений и нарушение правил общения.

Другим методом изучения особенностей общения младших школьников я выбрала наблюдение. В процессе уроков и перемен педагоги наблюдали за поведением детей в общении, построением речевых конструкций и содержанием межличностного общения. Нужно отметить, что дети второго класса общаются, преимущественно на основе общности интересов, увлечений, не придерживаясь этических норм, таких, как обращение по имени, позиция "глаза-в-глаза", четкое изложение содержания, преобладание мимики и жестов, компенсирующих недостаток словарного запаса, эмоциональность, импульсивность, прерывание общения, если потерян интерес или нет удовлетворения потребности в информации или просьбе.

Результаты проведённого исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ 4):

Уровень коммуникативных умений

Высокий – 5 человек  -35,7 %

Средний – 8 человек – 57,3%

Низкий – 1 человек – 7%

Анализ полученных данных подтвердил предположение о том, что необходима специальная работа по обучению школьников общению.

Я считаем, что необходима специальная программа по обучению общения младших школьников общению, где учащиеся приобретут необходимый уровень межличностного общения, овладеют нормами коммуникативной культуры.


Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Проблема формирования коммуникативных умений у младших школьников очень актуальна. Однако является недостаточно изученной. Ученые выделяют различные классификации коммуникативных умений. Все они формируются в процессе общения, который имеет сложную структуру.

Коммуникативные умения имеют определенные возрастные рамки, то есть для определенного возраста характерны определенные коммуникативные умения. Таким образом, для младшего школьного характерны умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Это наиболее обобщенные и значимые умения для младшего школьника, активное формирование которых поможет преуспеть в обучении и окажется хорошим фундаментом для активизации навыков общения со сверстниками.

Также нами было выявлено, что внеучебная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных умений, так как развивает коммуникативные умения учащихся, мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества, развивает межличностные, коллективные отношения. Такой вид внеучебной деятельности как игра является оптимальной формой работы по формированию коммуникативных умений младших школьников. Но данная деятельность требует тщательной разработки и адаптации материала к младшему школьному возрасту.

Для наиболее успешного формирования коммуникативных умений необходимо выявить уровень их развития у ребенка, и на основе полученных данных определить средства, с помощью которых можно проводить коррекцию определенных умений. На это основании можно утверждать о подтверждении гипотезы данного исследования.


Литература

 

1.                  Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006

2.                  Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. - М., 2002.

3.                  Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2001

4.                  Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1990

5.                  Асмолов А.Г. “Психология личности”. - М.: 1990

6.                  Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения // Т.2 . - М.,2005

7.                  Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983. - 356 с.

8.                  Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. – 2-е издание. – М.,2002

9.                  Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М., 1988 .- 278 с.

Информация о работе Развитие коммуникативных умений младших школьников во внеклассной деятельности