Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:50, курсовая работа
В учреждения системы начального профессионального образования, где господствует классно-урочная система, предусматриваются различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в классно урочной системе является урок, поэтому все методические вопросы, как правило, решаются с привязкой к тому или иному уроку по специальной технологии или производственному обучению.
Введение 3
1. Анализ государственного образовательного стандарта начального профессионального образования и федерального компонента стандарта по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» 5
1.1. Анализ модели учебного плана 5
1.2. Анализ профессиональной характеристики слесаря по ремонту автомобилей 7
1.3 Анализ федерального компонента содержания профессионального и специального циклов обучения 12
2. Анализ примерной (типовой) учебно-программной документации и разработка рабочих документов 16
2.1. Анализ примерного (типового) учебного плана и разработка рабочего учебного плана 16
2.2. Дидактический анализ примерных учебных программ и разработка рабочих тематических планов 20
2.3. Разработка фрагмента рабочей учебной программы по производственному обучению. 24
3.Разработка методики производственного обучения 40
3.1 Определение целей изучения темы 40
3.2. Проведение поурочного планирования
3.3. Выбор организационных форм, методов и средств обучения
41
45
Заключение 47
Список использованных источников 48
1 курс | 2 курс | 3 курс | |||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие |
Устройство автомобиля
(в т.ч.
лабораторно-практические занятия) |
|||||
| |||||
Производственная практика |
Резерв
времени использован
Предметы по выбору были выбраны - Основы рыночной экономики, в виду их актуальности и востребованности на данном этапе развития общества.
Темпы изучения специального курса по теории, технологии и оборудованию конкретного производства достигают максимума к середине всего периода обучения. Такая схема распределения часов способствует реализации принципа единства и взаимосвязи всех видов обучения, установлению опережающих межпредметных связей теоретического обучения по отношению к практическому (производственному), формированию специальных профессиональных знаний на основе общепрофессиональных, которые в свою очередь базируются на общеобразовательных знаниях.
Рисунок 2. Сетевой график тем.
Дисциплины |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ||||||||||||||||||||
Устройство автомобиля | Тема 1 | Тема 2 | Тема 3 | Тема 4 | Тема 5 | Устройство системы охлаждения и смазки |
Тема 7 | Тема 8 | Тема 9 | Тема 10 | |||||||||||||||||||||||||||
Материаловедение и слесарное дело | Тема 1 | Тема 2 | Тема 3 | Тема 4 |
Тема 5 | Тема6.
Сырье и материалы, применяемые в автомастерских |
Тема 7 | Тема 8 | |||||||||||||||||||||||||||||
Производственное обучение | Тема 1 | Тема 2 | Тема 3 |
Общеслесарные работы |
Тема 5. | Тема 6. |
Тема 7 | Тема 8 | |||||||||||||||||||||||||||||
Техническое обслуживание и ремонт автомобиля | Тема 1. | Тема 2 | Тема 3 | Тема4.Основные виды креплений деталей | Тема 5 | Тема 6 | Тема 7 |
Следует отметить, что элементы технической механики изучаются в первого полугодия первого курса, а техническое обслуживание и ремонт автомобилей - со второго полугодия, о чем говорит учебный план. Следовательно, наблюдается преемственность тем по содержанию.
Резерв
времени использован
Темпы изучения специального курса по теории, технологии и оборудованию конкретного производства достигают максимума к середине всего периода обучения. Такая схема распределения часов способствует реализации принципа единства и взаимосвязи всех видов обучения, установлению опережающих межпредметных связей теоретического обучения по отношению к практическому (производственному), формированию специальных профессиональных знаний на основе общепрофессиональных, которые в свою очередь базируются на общеобразовательных знаниях.
Принцип
унификации и дифференциации реализуется
путем создания унифицированных
примерных учебных планов для
групп рабочих профессий и
примерной учебной программой документации,
что позволяет сократить
2.2.
Дидактический анализ
примерных учебных программ
и рабочих тематических
планов.
Профессиональная образовательная программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий содержание и организацию образовательного процесса с учетом конкретных условий образовательного учреждения, обеспечивающих достижение определенного уровня квалификации.
Профессиональная
образовательная программа
1)
государственный
2)
примерный учебный план и
3)
комплект примерных учебных и
рабочих учебных программ по
всем дисциплинам учебного
4)
учебно-методический комплекс
5) описание результатов, которые должны быть достигнуты в образовательном процессе и которые соответствуют требованиям профессиональной деятельности с позиции компетенций работника;
6)
описание системы оценки
7)
описание кадровых, материально-технических
условий и особенности
На
федеральном уровне устанавливаются
требования к содержанию и структуре
пояснительной записки к
1)
нормативно-правовые основания
2)
срок реализации
3) максимальная учебная нагрузка обучающегося, ее распределение по видам учебной нагрузки: обязательная учебная нагрузка (в том числе лабораторные и практические занятия, выполнение курсовых работ, проектов) и самостоятельная работа обучающихся;
4)
обоснование распределения
5)
обоснование применяемых
6)
особенности использования
7)
особенности организации
8)
характеристика условий
Структура рабочих учебных программ строится на основе профессиональных спецификаций, направленных на освоение трех групп компетенций: специальных, полипрофессиональных и ключевых.
Региональные (областные) требования к содержанию образовательных программ предполагают пересмотр роли, места и соотношения теоретической и практической составляющих учебных программ (теоретическая подготовка, производственное обучение, производственная практика).
Региональный (областной) подход к проектированию профессиональных образовательных программ создает единую содержательно-технологическую основу интеграции содержания начального и среднего профессионального образования, преемственности результатов образования на разных уровнях квалификации. Анализ тематического плана предусматривает, что педагог профессионального обучения должен оценить степень реализации в учебной программе основных принципов разработки учебно-программной документации. Обнаруженные отклонения от этих принципов необходимо устранить.
По данной программе проводятся уроки производственного обучения. Содержание тематического плана должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования, удовлетворять дидактическим принципам, среди которых будут особо значимыми для тематического плана такие, как научность, систематичность и последовательность, связь содержания с общественным развитием, связь теории с практикой, доступность, унификация и дифференциация.
Цель урока производственного обучения— на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии
Содержание урока производственного обучения определяет основные модули, блоки, разделы, темы урока. Структура является формой представления дисциплины как целостной системы, при этом материал предмета становится обозримым, определяются внутренние связи учебного материала в нем.
Система рейтинговой оценки достижений обучающихся является современным, более тонким и точным инструментом оценки качества работы учащихся.
Контролирующие материалы являются средством оценки обученности студента, учащегося по предмету.
В таблице 6 приведен тематический план уроков производственного обучения.
Федеральный
компонент ГОС НПО по профессии
«Слесарь по ремонту автомобильного транспорта»
включает профессиональный блок, в который
входят уроки производственного обучения.
ПРИМЕРНАЯ
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Тематический
план. Таблица 6
№ темы | Название темы | Кол-во
часов |
1 | 2 | 3 |
1
курс. Обучение в
учебных мастерских
1 полугодие | ||
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | Требования безопасности труда и пожарной безопасности в учебных мастерских | 4 |
3 | Экскурсия на предприятие | 12 |
4 | Общеслесарные работы | 162 |
4.1 | * разметка плоскостная | 12 |
4.2 | * рубка | 12 |
4.3 | * правка и гибка | 12 |
4.4 | * резка | 12 |
4.5 | * опиливание | 30 |
Проверочные работы | 6 | |
Итого за 1 полугодие | 102 | |
2 полугодие | ||
4 | Общеслесарные работы (окончание) | 78 |
4.5 | * опиливание (окончание) | 6 |
4.6 | * сверление, зенкование, зенкерование | 6 |
4.7 | * нарезание резьбы | 12 |
4.8 | * выполнение неразъемных соединений | 6 |
4.9 | * распиливание и припасовка | 6 |
4.10 | * шабрение | 6 |
4.11 | * притирка | 6 |
4.12 | * выполнение комплексных слесарных работ 1-2 разряда | 18 |
Проверочные работы | 12 | |
5 | Разборочно-сборочные работы в монтажной мастерской | 18 |
Производственная практика | 144 | |
Итого за 2 полугодие | 240 | |
Итого за 1 курс | 342 | |
2
курс. Производственное
обучение на предприятии.
Техническое обслуживание автомобиля | ||
1 | Требования безопасности труда, пожарной безопасности и электробезопасности. Ознакомление с предприятием | 18 |
2 | Техническое обслуживание двигателей | 48 |
3 | Техническое обслуживание систем охлаждения и смазки двигателя | 48 |
4 | Техническое обслуживание систем питания двигателя | 36 |
5 | Техническое обслуживание электрооборудования | 36 |
6 | Техническое обслуживание трансмиссии | 24 |
7 | Техническое обслуживание ходовой части | 36 |
8 | Техническое обслуживание рулевого управления | 36 |
9 | Техническое обслуживание тормозных систем | 36 |
10 | Техническое обслуживание
кузовов и дополнительного |
24 |
11 | Техническое обслуживание подъемного механизма автомобиля-самосвал | 18 |
12 | Техническое обслуживание прицепов и полуприцепов | 18 |
Проверочные работы | 18 | |
Итого за 2 курс | 396 | |
3
курс.
1 полугодие. Производственное обучение на предприятии. Ремонт автомобилей | ||
1 | Вводное занятие. Требования техники безопасности, пожарной безопасности при ремонте автомобилей | 6 |
2 | Разборка автомобилей | 42 |
3 | Ремонт двигателей | 120 |
4 | Ремонт электрооборудования | 48 |
5 | Ремонт сцепления | 24 |
6 | Ремонт коробки передач и раздаточной коробки | 30 |
7 | Ремонт переднего и заднего моста | 60 |
8 | Ремонт тормозной системы | 30 |
9 | Ремонт дополнительного оборудования | 24 |
10 | Окраска автомобиля, сборка автомобиля | 60 |
Проверочные работы | 12 | |
Итого за 1 полугодие | 456 | |
2 полугодие | ||
Предвыпускная производственная практика | 336 | |
Итого за 3 курс | 792 | |
Всего за три года обучения | 1530 |