Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 04:04, курсовая работа
Целью работы над темой мы ставили: рассмотреть содержание производственного обучения, просмотреть основные планирующие документы по производственному обучению, провести анализ урока производственного обучения .
В соответствие с целью нам предстояло решить ряд задач:
- проанализировать подходы в определении ЗУН в процессе производственного обучения и наметить основания их взаимосвязи;
- обосновать практические аспекты усвоения ЗУН и проиллюстрировать их в плане урока темы;
- отметить трудности возникающие в процессе овладения профессиональными знаниями и наметить пути улучшения полученных знаний и производственных умений и навыков.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Содержание производственного обучения 4
1.2. Основные планирующие документы по производственному обучению. 10
1.3. Анализ урока производственного обучения 13
1.4. Методические рекомендации по повышению эффективности преподования темы программы производственного обучения 18
Приложение 1 1
Приложение 2 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Содержание производственного обучения 4
1.2. Основные планирующие документы по производственному обучению. 10
1.3. Анализ урока производственного обучения 13
1.4. Методические рекомендации по повышению эффективности преподования темы программы производственного обучения 18
Приложение 1 1
Приложение 2 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Устойчивая работа строительной индустрии предъявляет высокие требования к качеству подготовки рабочих - строителей, которые должны обладать уровнем знаний и умений, обеспечивающим полноценную производственную деятельность. В решении этой задачи решающее место занимают профессионально - технические учебные заведения (ПТУ).
Производственное обучение представляет собой основной компонент учебного процесса в ПТУ, конечный результат которого - эффективное решение задач не только формирования знаний, умений и навыков, но и воспитания и развития будущих рабочих.
Главная цель производственного
обучения это приобретение учащимися
практических знаний умений и навыков,
формирование профессионально
значимых качеств. Эффективность производственного
обучения (П/О) в большой степени зависит
от уровня овладения профессиональными
знаниями, и степени сформированности
производственных умений и навыков.
Результативность взаимосвязи знаний, умений и навыков определяется многими факторами, важнейшими из которых являются методы, направленные на применение знаний в производственной деятельности.
Несмотря
на эффективность методов
Целью работы над темой мы ставили: рассмотреть содержание производственного обучения, просмотреть основные планирующие документы по производственному обучению, провести анализ урока производственного обучения .
В соответствие с целью нам предстояло решить ряд задач:
- проанализировать подходы в определении ЗУН в процессе производственного обучения и наметить основания их взаимосвязи;
- обосновать практические аспекты усвоения ЗУН и проиллюстрировать их в плане урока темы;
- отметить трудности возникающие в процессе овладения профессиональными знаниями и наметить пути улучшения полученных знаний и производственных умений и навыков.
В процессе работы мы использовали следующие
методы: анализ учебно-программной документации и литературных
источников по направлению темы
курсовой работы, изучение опыта применения
методов взаимосвязи ЗУН, анализ объектов
учебно-производственных работ учащихся,
анализ планов уроков
в учебных мастерских (методических
разработок), педагогического проектирования
и т. д.
1.1. Содержание производственного обучения.
Производственное обучение - составная часть целостного процесса профессионального обучения в учебных заведениях начального профессионального образования, выделенная в учебных планах в качестве раздела «Профессиональная подготовка». Структурными частями этого раздела является «Общетехнический цикл» предметов теоретического обучения и «Профессиональный цикл», включающий специальные предметы, а также производственное обучение и производственную практику. При этом у учащихся формируются способности ориентироваться в современном производстве, перспективах его развития, умение решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующих профессий, специальностей.
Такой подход
к определению содержания профессионального
образования обеспечивает возможность
подготовки в профессиональных учебных
заведениях квалифицированных рабочих
и специалистов, соответствующих
требованиям современного научно-технического
прогресса, когда преодолеваются узкие
рамки старого
В труде квалифицированного
рабочего широкого профиля все большее
значение приобретают расчетно-
Особую актуальность широта профиля квалифицированных рабочих, специалистов приобретает в современных условиях перехода страны к рыночной экономике, когда человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжается своим главным капиталом - своей профессиональной подготовленностью, квалификацией.
Специфика овладения
содержанием профессий широкого
профиля в условиях рыночной экономики
требует от учащихся владения разносторонними
умениями учебной деятельности, знаниями
и умениями эффективного самоопределения
в разнообразных условиях рынка
труда. В этой связи в ряде профессиональных
учебных заведений, прежде всего
в профессиональных лицеях, а также
в «продвинутых»
Широта профиля квалифицированного рабочего, специалиста обеспечивается не только включением в структуру профессиональной подготовки предметов общетехнического и профессионального циклов, но и содержанием их производственного обучения.
Основой определения
содержания производственного обучения
является анализ содержания трудовой
деятельности квалифицированного рабочего,
специалиста соответствующей
Профессия - род трудовой деятельности человека, охватывающей широкую область применения знаний, умений и навыков в той или иной отрасли производства (например, токарь, слесарь).
Специальность - постоянно выполняемая трудовая деятельность человека, выделенная в профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии (например, токарь-карусельщик; токарь-револьверщик; слесарь-ремонтник; слесарь механосборочных работ и т. п.).
Квалификация - степень, уровень овладения человеком профессией, специальностью. Уровень квалификации характеризуется разрядом, классом, категорией.
В Государственном
стандарте профессионального
Трудовая деятельность рабочего, специалиста - это совокупность трудовых действий (физических и умственных), при помощи которых он воздействует на предметы труда и управляет работой средств труда: оборудования, инструментов, оснастки, приборов, автоматизированных средств, измерительных устройств и др., т. е. осуществляет трудовой производственный процесс.
Анализ трудовой деятельности с целью определения содержания производственного обучения осуществляется с трех точек зрения: функциональной, структурной, педагогической.
С точки зрения
функционального анализа
Кратко рассмотрим содержание этих функций.
Планирование трудового процесса - ознакомление с заданием; определение и выбор материалов, сырья, полуфабрикатов, заготовок, инструментов, приборов, приспособлений, другой технологической оснастки и т.п.; определение технологической последовательности выполнения трудового (производственного) процесса; выполнение необходимых расчетов, разработка управляющих программ, алгоритмов, схем, маршрутов и т.п.
Подготовка трудового процесса - проверка, наладка, переналадка оборудования и оснастки для выполнения роботы; подготовка к работе материалов, рабочих и контрольно-измерительных средств; подготовка документации и т. п.
Осуществление трудового (производственного) процесса – выполнение ручных операций; управление работающим оборудованием; регулирование технологического процесса, происходящего в аппаратах и установках, работающих в автоматизированном режиме; наладка и настройка оборудования в ходе работы и т. п.
Контроль трудового (производственного) процесса - текущая и итоговая проверка и оценка хода технологического процесса; выявление отклонений и неполадок в ходе работы и их устранение; проверка и оценка собственной деятельности, работы оборудования; текущая и итоговая проверка и оценка качества выполненной работы и т. п.
Обслуживание трудового процесса - уход за оборудованием; устранение неполадок; организация рабочего места.
При этом необходимо
подчеркнуть, что закономерности развития
научно-технического прогресса, комплексная
механизация и автоматизация
производства неизбежно приводят к
повышению в структуре трудовой
деятельности квалифицированного рабочего,
специалиста «удельного веса» вспомогательных
функций планирования и подготовки
производственного процесса. Рабочий
все меньше непосредственно воздействует
на предмет труда. Сначала он исключается
из производственного процесса как
источник необходимой энергии, затем
последовательно машине, аппарату,
установке передаются вспомогательные
функции рабочего, а на этапе автоматизации
производства на машину возлагается
все большая часть функций
непосредственного управлении производственным
процессом. Основным содержанием труда
рабочего, специалиста становится контроль
за автоматически действующим
Не меньшее значение для определения содержания производственного обучения, выделения в нем «учебных единиц», т. е. элементарных составляющих, имеет структурный анализ трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста, заключающийся в разделении ее на относительно законченные структурные элементы - трудовые процессы, операции и приемы.
Наиболее крупным структурным элементом трудовой деятельности является трудовой процесс, который охватывает все действия работника, связанные с выполнением определенного вида работ, функций, должностных обязанностей, типичных для данной профессии или группы профессий. Для токаря, например, содержанием трудового процесса является обработка детали, для слесаря - изготовление изделия, ремонт станка, для наладчика - наладка станка для обработки определенного вида деталей.