Содержание производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 04:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы над темой мы ставили: рассмотреть содержание производственного обучения, просмотреть основные планирующие документы по производственному обучению, провести анализ урока производственного обучения .
В соответствие с целью нам предстояло решить ряд задач:
- проанализировать подходы в определении ЗУН в процессе производственного обучения и наметить основания их взаимосвязи;
- обосновать практические аспекты усвоения ЗУН и проиллюстрировать их в плане урока темы;
- отметить трудности возникающие в процессе овладения профессиональными знаниями и наметить пути улучшения полученных знаний и производственных умений и навыков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Содержание производственного обучения 4
1.2. Основные планирующие документы по производственному обучению. 10
1.3. Анализ урока производственного обучения 13
1.4. Методические рекомендации по повышению эффективности преподования темы программы производственного обучения 18
Приложение 1 1
Приложение 2 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

ОМОПО(курсовая).docx

— 96.03 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Анализ урока производственного обучения

Посещение и анализ урока является наиболее доступным, самым массовым и  вместе с тем фундаментальным средством  повышения эффективности учебно-воспитательного  процесса.

Самоанализ  урока, необходим мастеру для  совершенствования своей работы. Квалифицированный, глубокий и убедительный анализ урока, сделанный с доброжелательных позиций и принятый мастером, а  также качественный самоанализ становятся одним из основных путей совершенствования  всего процесса обучения.

Анализ  урока – дело сложное, тонкое, трудоемкое, требующее большой эрудиции, всестороннего  подхода, сосредоточенности и больших  затрат времени. Сложность анализа  урока объясняется чрезвычайной сложностью и многоплановостью самого урока. Важным является и то, что  урок - это творчество, и далеко не всегда можно определить достоинства  и недостатки отдельных его элементов  по степени их совпадения или несовпадения с существующими методическими рекомендациями.

Анализ  урока требует предельной внимательности, педагогического такта, знания индивидуальных особенностей мастера, а главное, чтобы анализ урока был обоснованный.

Научный подход к анализу урока требует  опоры на данные психолого-педагогической науки и передового опыта, предполагая осуществление анализа в определенной системе с учетом всей совокупности слагаемых занятия.

При анализе  урока важно выделить существенные стороны учебного процесса и прежде всего проанализировать те его "механизмы", которые в решающей мере формирует  профессиональные знания, умения и  навыки.

Анализ  урока рекомендуется начинать с  представления слова мастеру  для самоанализа. Затем целесообразно  отметить нечто положительное, присуще уроку с тем, чтобы подчеркнуть объективность анализа, вызвать доверительное отношение. От содержания урока зависит осуществление как профессиональных, так и воспитательных задач обучения. Знания - научные, доказанные, принятые учащимися - являются основной их мировоззрения, оказывают большое влияние на формирование личности учащихся, их характера. Умения и навыки, формируемые на уроке, их прочность и динамичность имеет первостепенное значение в подготовке квалифицированного рабочего. Поэтому при анализе урока, его содержания следует в. первую очередь остановиться на его научности, обратив особое внимание на практическую направленность урока, использование потенциальных возможностей изучаемого вопроса для формирования у учащихся социально-значимых качеств личности, сознательного отношения к труду.

Анализ  урока с точки зрения его содержания, имеет два аспекта. Обусловлено  это двусторонностью процесса обучения - преподавания и учения. Соответственно этому возникает необходимость  анализа, во-первых, содержание материала, отобранного мастером для изложения  и самостоятельной работы и, во-вторых, анализ содержания ответов и высказываний самих учащихся, их умений и навыков.

Важно прежде всего выяснить соответствие содержания урока требованиям учебной программы. Плохо, когда какой-то вопрос, предусмотренный программой, не анализируется, учебная программа - это государственный документ, обязательный для каждого.

Следует обратить внимание на научную достоверность и доказательность изложения нового материала; на включение и содержание темы достижения науки и техники и других достижений современности. Объектом анализа явится четкость и точность определения понятий, формулировок законов, раскрытие их значения для практики: применение на предприятиях, в быту, в сфере общественных отношений.

Следует остановиться на степени активности учащихся на уроке, интенсивности их труда, организации самостоятельной  работы, использования элементов  проблемного обучения, наглядных средств, обучения.

Самым ответственным  элементом анализа урока является формулировка выводов и предложений. Вывод о посещенном уроке делается на основе достоинств и недостатков, имевших место на нем. Однако, такой подход нельзя считать правильным. Судить об уроке можно лишь по его результативности. Главным критерием эффективности урока является достижение его цели, умение мастера положительно влиять на учащихся.

После разбора  надо дать мастеру целенаправленные и конкретные предложения, советы, рекомендации по повышению качества его уроков, по предупреждению возможных ошибок и недостатков.

Исходя  из анализа урока, можно предложить мастеру обратить внимание на необходимость  более тщательной подготовки к уроку, использования тех или иных видов наглядности, технических средств на необходимость совершенствования методов и приемов работы и т .д.

Предложения могут быть направлены на то, чтобы ориентировать мастеров на изучение отдельных психолого-педагогических и методических источников, ознакомление с лучшим педагогическим опытом путем взаимопосещения уроков. Предложения могут быть и в плане закрепления и развития того, что у мастера уже хорошо получается с целью выявления передового опыта.

Примерная схема анализа  урока:

Предполагаемая  схема урока основана на системно-структурном подходе и состоит из следующих частей. Анализ рассматривается в системе всех структурных элементов урока.

I Оценка организационной деятельности мастера

1. Наличие  и качество учебно-материальной  базы урока /учебно-наглядные  пособия, инструменты, документация, приспособления, материалы, объекты  труда и т.д./.

2. Наличие  планы урока.

3. Владение  мастером научным содержанием  учебного материала. Уровень его  профессионального мастерства.

4. Четкость  постановки мастером перед учащимися  темы, учебной цели и воспитательных  задач урока.

5. Создание  атмосферы энергичного темпа  работы учащихся.

6. Контроль  мастера производственного обучения  и самоконтроль учащихся.

7. Выполнение  мастером психологических и этических  требований в организации урока.

8. Создание учащимся санитарно-гигиенических условий в учебных мастерских.

9. Организация  урока с точки зрения требований  и правил охраны и безопасных  условий труда

а) Оценка деятельности мастера с точки  зрения дидактики.

1. Обеспечение на уроках неразрывного единства обучения и воспитания учащихся, и научности на уроке.

2. Активизация  познавательной деятельности учащихся  на уроке.

3. Актуализация  знаний учащихся. Оптимальность  методов обучения, используемых  при опросе, объяснении, закреплении  материала. Обучение методам работы  новаторов производства.

4. Методика  личного показа трудовых приемов.  Демонстрация трудовых приемов  при изготовлении изделий, формировании  умений и навыков. Закрепление.

5. Умение  мастера эффективно использовать  межпредметные связи на уроках  производственного обучения.

6. Методика  и эффективность использования  на уроке наглядности, технических  средств обучения.

7. Методика  закрепления и проверки усвояемости  учащимися нового материала. Инструктирование  по самоконтролю.

8. Использование  учащимися инструктивно-технологической  документации при изготовлении  изделий.

9. Методика  подведения итогов учебных занятий.  Анализ качества выполнения учащимися  заданий. Разбор типичных ошибок, причин затруднений, имевших место  в формировании профессиональных  умений и навыков.

10. Эффективность  контроля за качеством знаний, умений и навыков. Объективность оценки.

11. Степень  достижения главной дидактической  цели урока / какого уровня  обученности достигла группа /.

б) Воспитательная деятельность мастера на уроке

1.Воспитание  у учащихся творчества и инициативы, развитие технического мышления  и конструктивно-технических способностей.

2.Воспитание  желания работать сознательно  и качественно, высокопродуктивно,  эффективно и творчески решать  производственные задачи.

3. Воспитание  у учащихся бережного отношения  к общественной собственности  и личной ответственности за  результаты своего труда. Глубокое  уважение к людям труда и  ко всему тому, что создано  трудом человека.

4. Состояние  дисциплины и организованности  учащихся на уроке.

5. Использование  мастером воспитательной возможности  оценки.

6. Степень  воспитательного воздействия личности  мастера на учащихся.

в)Характеристика работы групп.

1.Отношение  учащихся к уроку. Вникание, активность  и работоспособность учащихся  на уроке. Дисциплина.

2. Степень  достоверности и доказательности  ответов учащихся соответствию их знаний современному уровню содержания производственного обучения.

3. Наличие  у учащихся познавательного интереса  к уроку, к специальности, рабочей  профессии.

4. Степень  самостоятельности мышления учащихся, умение оригинально и творчески решать стоящие перед ними проблемы, применять полученные знания в конкретной ситуации.

5. Умение  учащихся читать чертежи, использовать  техническую документацию, производить  графические расчеты.

6. Умение  учащихся пользоваться инструментом, приспособлениями, приборами.

7. Внешний вид учащихся на уроке.

II. Анализ содержания и методики вводного инструктирования.

Присутствуя на вводном инструктаже, необходимо оценить правильность, рациональность отбора материала инструктажа. При этом необходимо исходить из главной цели П/О - научить учащихся работать. Все другие цели являются подчиненными этой главной цели и решаются вместе с ней. Содержание материала вводного инструктажа должно иметь практическую направленность.

1. Применительно  к вводному инструктажу в операционный  период обучения основные, главные  вопросы инструктирования, разъяснение  роли и места операции:

- подробный  показ и объяснение основных  приемов, составляющих изучаемую  операцию и ее часть;

- способа  контроля и самоконтроля;

- организация  рабочего места и правила безопасности;

-пробное  выполнение показанных мастером  приемов.

IП. Основные вопросы содержания вводного инструктажа при выполнении работ комплексного характера.

- значение (назначение) предстоящей работы;

- подробный  разбор чертежа, схемы, схема сборки;

- технических  требований к готовой продукции;

- объяснение, показ или самостоятельное изучение технологической последовательности выполнения работы;

- способы  межоперационного и итогового  контроля

- особенности  организации труда и правила  безопасности.

Анализируя  вводный инструктаж, необходимо оценить умение мастера производить увязку материала предстоящего урока со знаниями имеющимися у учащихся и являющимися основой для сознательного выполнения упражнений и самостоятельных работ.

Цель  опроса на уроках в/о не столько в  том, чтобы проверять знания учащихся, сколько в обеспечении теоретической  основы их будущей практической деятельности.

По возможности  вопросы должны ставиться в такой  форме, чтобы ответ на вопрос требовал активного мышления учащихся. Такие вопросы обычно кончается словами "почему", "объясните", "сравните

Анализируя  инструктирование учащихся мастерами, особенно при выполнении работ комплексного характера, важно оценить организацию и методические приемы обучения учащихся передовым способам труда новаторов производства.

Закрепление и проверка усвоения материала вводного инструктирования проводится обычно в форме опроса учащихся. Опрос носит чисто производственный, практический характер.

В заключительную беседу нужно вовлекать большее  количество учащихся. И убедившись, что большинство учащихся смогут достаточно успешно назвать работу, можно давать разрешение приступам  к работе на рабочих местах.

IV Анализ организации и методика текущего инструктирования учащихся.

Организационно  текущее инструктирование обычно проводится в форме целевых обходов мастером рабочих мест учащихся. Здесь важно  обратить внимание, где мастер находится  в процессе работ учащихся, особенно в начале упражнений, насколько он держит в поле зрения всех учащихся группы, всем ли уделяет достаточно внимания, как реагирует на вопросы учащихся, как поступает, если начало показало, что большинство учащихся допускают ошибки следит ли мастер за организацией рабочих мест учащихся за выполнением правил безопасности.

Информация о работе Содержание производственного обучения