Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 04:04, курсовая работа
Целью работы над темой мы ставили: рассмотреть содержание производственного обучения, просмотреть основные планирующие документы по производственному обучению, провести анализ урока производственного обучения .
В соответствие с целью нам предстояло решить ряд задач:
- проанализировать подходы в определении ЗУН в процессе производственного обучения и наметить основания их взаимосвязи;
- обосновать практические аспекты усвоения ЗУН и проиллюстрировать их в плане урока темы;
- отметить трудности возникающие в процессе овладения профессиональными знаниями и наметить пути улучшения полученных знаний и производственных умений и навыков.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Содержание производственного обучения 4
1.2. Основные планирующие документы по производственному обучению. 10
1.3. Анализ урока производственного обучения 13
1.4. Методические рекомендации по повышению эффективности преподования темы программы производственного обучения 18
Приложение 1 1
Приложение 2 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Для большинства
профессий квалифицированных
Трудовые
процессы в этих целях принято
разделять на трудовые операции, каждая
из которых характеризуется
Трудовые операции как составные части целостного трудового процесса по большинству профессий являются укрупненными и достаточно сложными элементами трудового процесса и в силу этого также не могут всегда быть исходными «учебными единицами» содержания производственного обучения. Поэтому трудовые операции, как правило, делятся на трудовые приемы, представляющие собой совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение. Трудовые приемы и их разнообразные сочетания, разновидности и вариации - способы выполнения трудовой деятельности являются основными «учебными единицами» содержания производственного обучения по большинству профессий (специальностей). Для содержания различных трудовых процессов и операций характерны, естественно, специфические трудовые приемы и способы. Вместе с тем по характеру содержания можно выделить определенные виды трудовых приемов, характерных для любой трудовой операции: приемы планирования, приемы контроля хода и результатов работы, приемы организации рабочего места и ухода за ним.
Таким образом, основным содержанием процесса производственного обучения с позиций функционального и структурного анализа трудовой деятельности рабочего, специалиста является формирование у учащихся совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса, включающего трудовые операции, приемы и способы, связанные с его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием. Для различных профессий (групп профессий) соотношение «удельного веса» этих элементов трудового процесса различно, но наличие их обязательно. Результаты структурного и функционального анализа содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста-профессионала определенной профессии (специальности) и уровня квалификации в определенной отработанной форме отражаются в учебной программе производственного обучения - примерной и рабочей, разрабатываемой в учебном заведении, которая представляет проект содержания процесса производственного обучения.
Как отмечалось
выше, основой производственного
обучения является производительный труд
учащихся. Таким образом, процесс
производственного обучения является
процессом учебно-
Степень взаимного
приспособления каждого из этих двух
процессов не всегда одинакова, она
зависит от особенностей содержания
трудовой деятельности и условий
обучения. В ряде случаев производственный
процесс как таковой
Однако даже при обучении профессии, где приспосабливаемость производственного процесса к учебному объективно не ограничена, в ряде случаев по сугубо организационным причинам (недостаток учебно-производственных объектов, инструментов, соответствующего оборудования и т.п.) вынужденно прибегают к чисто учебным объектам.
Основными факторами, которые определяют «взаимоотношения» учебной и производственной сторон внутри процесса производственного обучения, являются следующие:
1) возможность
выделения в производственном (трудовом)
процессе в целях обучения
отдельных его структурных
2) возможность
группировать разновидности
3) повторяемость
основных трудовых операций и
приемов в трудовом процессе.
Если операция в
Указанные характеристики трудовых процессов (возможность вычленения, учащения и варьирования в производственных условиях, повторяемость) в конечном счете можно объединить в один решающий фактор - возможность превращения той или иной части трудового процесса в более или менее самостоятельную часть процесса обучения.
1.2. Основные планирующие документы по производственному обучению.
При планировании производственного обучения составляются следующие основные документы:
Перечень учебно-
При подборе работ необходимо придерживаться следующих требований:
Для правильного
подбора учебно-
Составленные
перечни учебно-
План производственного обучения группы.
Чтобы учебная работа с группой учащихся была планомерной, необходимо заблаговременно определить последовательность изучения программного материала, организацию и календарные сроки выполнения учебно-производственных работ.
План производственного обучения группы устанавливает конкретное содержание и последовательность выполнения учебно-производственных заданий.
Основой для составления плана является учебный план и программа, перечень работ по профессии, «Положение о планировании производственной деятельности училищ ПТО. План производственного обучения группы составляется на месяц мастером ПО под руководством старшего мастера по схеме:
План работы мастера на учебный день.
При обучении учащихся мастер составляет план занятий.
График перемещения учащихся по рабочим местам.
Чтобы занятия проходили без потерь учебного времени и организованно, чтобы каждый учащийся освоил все виды работ, предусмотренные программой, устанавливают определенную очередность их выполнения. Эта очередность должна быть методически оправдана.
Для планирования очередности изучения учащимися отдельных тем программы или выполнения различных видов работ составляется график перемещения учащихся по рабочим местам.
Графики в зависимости от содержания темы и условий организации обучения могут иметь различную форму, но при этом необходимо придерживаться определенных требований: группа разбивается на бригады с одинаковым количеством учащихся; количество периодов перемещения должно быть равно числу бригад; длительность периода перемещения определяется учебной программой; общий период, на который составляется график, равен произведению количества бригад на длительность одного периода перемещения.
Перспективно-тематическое планирование.
Перспективно-тематические планы обеспечивают полную взаимосвязь между учебными предметами и производственным обучением, широкое использование различных форм и методов учебной работы, рациональное применение технических средств обучения.
Перспективно-тематическое планирование дает возможность четко установить, какой должен быть уровень знаний умений и практических навыков учащихся в определенный период учебного года.