Содержание производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 04:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы над темой мы ставили: рассмотреть содержание производственного обучения, просмотреть основные планирующие документы по производственному обучению, провести анализ урока производственного обучения .
В соответствие с целью нам предстояло решить ряд задач:
- проанализировать подходы в определении ЗУН в процессе производственного обучения и наметить основания их взаимосвязи;
- обосновать практические аспекты усвоения ЗУН и проиллюстрировать их в плане урока темы;
- отметить трудности возникающие в процессе овладения профессиональными знаниями и наметить пути улучшения полученных знаний и производственных умений и навыков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Содержание производственного обучения 4
1.2. Основные планирующие документы по производственному обучению. 10
1.3. Анализ урока производственного обучения 13
1.4. Методические рекомендации по повышению эффективности преподования темы программы производственного обучения 18
Приложение 1 1
Приложение 2 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

ОМОПО(курсовая).docx

— 96.03 Кб (Скачать)

Для большинства  профессий квалифицированных рабочих  и специалистов характерный для  них трудовой процесс и связанный  с ним вид работ имеют сложный (комплексный) характер. Он предполагает применение различных, специфических  для определенных работ технологических  процессов, использование различных  по характеру применения орудий и  средств производства. В этой связи целостный трудовой процесс не может быть взят сразу в качестве основы для определения содержания производственного обучения.

Трудовые  процессы в этих целях принято  разделять на трудовые операции, каждая из которых характеризуется постоянством предмета труда, орудий труда и неизменностью  комплекса применяемых составных  частей и элементов. Так, трудовые процессы по изготовлению деталей на токарных станках включают такие операции, как обтачивание наружных цилиндрических поверхностей, подрезание торцев и уступов, вытачивание канавок, отрезание и т.д.

Трудовые  операции как составные части  целостного трудового процесса по большинству  профессий являются укрупненными и  достаточно сложными элементами трудового  процесса и в силу этого также  не могут всегда быть исходными «учебными  единицами» содержания производственного  обучения. Поэтому трудовые операции, как правило, делятся на трудовые приемы, представляющие собой совокупность законченных трудовых действий, выполняемых  без перерыва и имеющих частное  целевое назначение. Трудовые приемы и их разнообразные сочетания, разновидности  и вариации - способы выполнения трудовой деятельности являются основными  «учебными единицами» содержания производственного  обучения по большинству профессий (специальностей). Для содержания различных трудовых процессов и операций характерны, естественно, специфические трудовые приемы и способы. Вместе с тем по характеру содержания можно выделить определенные виды трудовых приемов, характерных для любой трудовой операции: приемы планирования, приемы контроля хода и результатов работы, приемы организации рабочего места и ухода за ним.

Таким образом, основным содержанием процесса производственного  обучения с позиций функционального  и структурного анализа трудовой деятельности рабочего, специалиста  является формирование у учащихся совокупности умений и навыков выполнения трудового  процесса, включающего трудовые операции, приемы и способы, связанные с  его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием. Для  различных профессий (групп профессий) соотношение «удельного веса» этих элементов трудового процесса различно, но наличие их обязательно. Результаты структурного и функционального  анализа содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста-профессионала определенной профессии (специальности) и уровня квалификации в определенной отработанной форме отражаются в учебной программе производственного обучения - примерной и рабочей, разрабатываемой в учебном заведении, которая представляет проект содержания процесса производственного обучения.

Как отмечалось выше, основой производственного  обучения является производительный труд учащихся. Таким образом, процесс  производственного обучения является процессом учебно-производственным. В этой связи важным для определения содержания и структуры производственного обучения является вопрос о взаимной приспосабливаемости учебного и производственного процессов, т. е. педагогический анализ трудовой деятельности.

Степень взаимного  приспособления каждого из этих двух процессов не всегда одинакова, она  зависит от особенностей содержания трудовой деятельности и условий  обучения. В ряде случаев производственный процесс как таковой использовать для целей обучения настолько  трудно, а подчас и невозможно, что  приходится приспосабливать главным  образом учебный процесс к  производственному. Это характерно для обучения профессиям, связанным с обслуживанием автоматизированных процессов, в особенности химических и энергетических. В таких случаях приходится моделировать отдельные стороны управления процессами - создавать тренажеры, учебные установки, учебные полигоны, тренировочные кабины и т. п., т. е. приспосабливать к обучению уже не сам трудовой процесс, а его модель.

Однако даже при обучении профессии, где приспосабливаемость  производственного процесса к учебному объективно не ограничена, в ряде случаев по сугубо организационным причинам (недостаток учебно-производственных объектов, инструментов, соответствующего оборудования и т.п.) вынужденно прибегают к чисто учебным объектам.

Основными факторами, которые определяют «взаимоотношения» учебной и  производственной сторон внутри процесса производственного обучения, являются следующие:

1) возможность  выделения в производственном (трудовом) процессе в целях обучения  отдельных его структурных элементов:  трудовых операций, трудовых приемов  и способов. У одной группы  трудовых процессов (и соответственно  профессий) операции и приемы  легко вычленяются, что создает  весьма благоприятные условия  для обучения. К этой группе  относятся трудовые процессы  металлообработки, деревообработки,  швейного производства и т.п.  У другой группы трудовых процессов,  наоборот; отдельные операции вычленить  трудно, а зачастую и невозможно (трудовые процессы химического  производства и некоторые другие). Есть трудовые процессы, которые занимают промежуточное положение: некоторые части (операции) можно вычленить в производственных условиях в целях обучения, а другие нельзя. К такой промежуточной группе относятся трудовые процессы при отделочных строительных работах, обслуживание текстильных машин и др.;

2) возможность  группировать разновидности трудовых  операций и приемов, т. е.  выделять их комплексы, располагать  (варьировать) операции и составляющие  их приемы в удобной для  изучения последовательности с  учетом технологической и дидактической  целесообразности, возможность отводить  на каждую часть работы столько  времени, сколько необходимо для  ее освоения;

3) повторяемость  основных трудовых операций и  приемов в трудовом процессе. Если операция в производственном  процессе повторяется, например, только один раз в течение  рабочего дня или реже, то обучение  этой операции сопряжено с  известными трудностями. В ряде  случаев искусственно можно сделать  выполнение такой операции более  частым, притом так, что учащиеся  будут проходить обучение в  обычных производственных условиях. Например, операции шабрения и  притирки встречаются в практике  слесаря значительно реже, чем  опиливание или нарезание резьбы. Тем не менее можно подобрать объекты работы таким образом, чтобы загрузить учащегося шабрением и притиркой в течение времени, достаточного для первоначального обучения этим операциям. В других случаях - при подготовке аппаратчиков, операторов, металлургов или при обучении наладке и ремонту оборудования в производственных условиях, как правило, нельзя искусственно участить выполнение операций.

Указанные характеристики трудовых процессов (возможность вычленения, учащения и варьирования в производственных условиях, повторяемость) в конечном счете можно объединить в один решающий фактор - возможность превращения той или иной части трудового процесса в более или менее самостоятельную часть процесса обучения.

 

 

 

 

 

1.2. Основные планирующие документы по производственному обучению.

 

При планировании производственного обучения составляются следующие основные документы:

    • перечень учебно-производственных работ по профессии;
    • план производственного обучения группы;
    • план работы мастера на учебный день;
    • график перемещения учащихся по рабочим местам;
    • перспективно-тематический план.

Перечень учебно-производственных работ, являющийся основным документом по планированию ПО, составляется в училище на полугодие и устанавливает, какие конкретные учебно-производственные работы должны выполнять учащиеся определенной профессии, для овладения знаниями, умениями и навыками соответствующие требованиям программы ПО.

При подборе  работ необходимо придерживаться следующих  требований:

    • работы должны иметь производственное значение;
    • перечень объектов труда (работ), должны соответствовать содержанию изучаемых тем программы производственного обучения;
    • в пределах каждой темы программы производственного обучения предусматривается постепенное усложнение учебных заданий по технологическим, организационным и другим признакам, переход от более простых к более сложным;
    • степень точности, сложности каждой учебно-производственной работы и время на ее выполнение должны быть посильны учащимся и соответствовать их профессиональным умениям и навыкам на данной стадии обучения;
    • содержание и объем работ должны способствовать закреплению требуемых программой производственных  знаний и умений, приучать учащихся применять их в разнообразных условиях производственной деятельности.
    • изделия для изготовления их в процессе производственного  обучения в училищах должны быть достаточно сложными, т.е. включать комплексное сочетание различных трудовых и технологических операций, дающих возможность формировать профессиональные умения и навыки.

Для правильного  подбора учебно-производственных работ  разрабатываются методические указания в виде таблиц, где по каждой теме программы приведены эскизы типовых  деталей, требования к ним. Для каждого  изделия, включенного в перечень, разрабатывается технологическая  документация.

Составленные  перечни учебно-производственных работ  обсуждаются на методическом совете и утверждаются директором училища  или заместителем по учебно-производственной  работе. Перечни для работы на предприятии  согласовываются с его руководителем. Перечни учебно-производственных работ  на учебное полугодие составляются мастерами групп под руководством старшего мастера и обсуждаются на заседаниях.

 

 

 

 

План производственного  обучения группы.

Чтобы учебная  работа с группой учащихся была планомерной, необходимо заблаговременно определить последовательность изучения программного материала, организацию и календарные  сроки выполнения учебно-производственных работ.

План  производственного обучения группы устанавливает конкретное содержание и последовательность выполнения учебно-производственных заданий.

Основой для составления  плана является учебный план и программа, перечень работ по профессии, «Положение о  планировании производственной деятельности  училищ ПТО. План производственного  обучения группы составляется на месяц  мастером ПО под руководством старшего мастера по схеме:

План работы мастера  на учебный день.

При обучении учащихся мастер составляет план занятий.

    1. Тема занятия.
    2. Цель занятия.
    3. Объекты работ, на которых будет проходить обучение.
    4. Оборудование, материалы, инструмент и технологическая документация.
    5. Время, место и содержание вводного инструктажа, техника безопасности.
    6. Распределение учащихся по рабочим местам, определение задания, установка норм времени.
    7. Определение основных моментов текущего инструктажа и воспитательных задач занятия.
    8. Время приемки, разбора и оценки работ.
    9. Заключительный инструктаж.
    10. Отметки о выполнении плана занятия.

График перемещения  учащихся по рабочим местам.

Чтобы занятия  проходили без потерь учебного времени  и организованно, чтобы каждый учащийся освоил все виды работ, предусмотренные  программой, устанавливают определенную очередность их выполнения. Эта очередность  должна быть методически оправдана.

Для планирования очередности изучения учащимися  отдельных тем программы или  выполнения различных видов работ  составляется график перемещения учащихся по рабочим местам.

Графики в зависимости от содержания темы и условий организации обучения могут иметь различную форму, но при этом необходимо придерживаться определенных требований: группа разбивается  на бригады с одинаковым количеством  учащихся; количество периодов перемещения  должно быть равно числу бригад; длительность периода перемещения  определяется учебной программой; общий  период, на который составляется график, равен произведению количества бригад на длительность одного периода перемещения.

Перспективно-тематическое планирование.

Перспективно-тематические планы обеспечивают полную взаимосвязь  между учебными предметами и производственным обучением, широкое использование  различных форм и методов учебной  работы, рациональное применение технических  средств обучения.

Перспективно-тематическое планирование дает возможность четко  установить, какой должен быть уровень  знаний умений и практических навыков  учащихся в определенный период учебного года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Содержание производственного обучения