Содержание производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 04:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы над темой мы ставили: рассмотреть содержание производственного обучения, просмотреть основные планирующие документы по производственному обучению, провести анализ урока производственного обучения .
В соответствие с целью нам предстояло решить ряд задач:
- проанализировать подходы в определении ЗУН в процессе производственного обучения и наметить основания их взаимосвязи;
- обосновать практические аспекты усвоения ЗУН и проиллюстрировать их в плане урока темы;
- отметить трудности возникающие в процессе овладения профессиональными знаниями и наметить пути улучшения полученных знаний и производственных умений и навыков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Содержание производственного обучения 4
1.2. Основные планирующие документы по производственному обучению. 10
1.3. Анализ урока производственного обучения 13
1.4. Методические рекомендации по повышению эффективности преподования темы программы производственного обучения 18
Приложение 1 1
Приложение 2 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

ОМОПО(курсовая).docx

— 96.03 Кб (Скачать)

Можно выделить общие рекомендации по эффективному проведению текущего инструктирования, которыми следует руководствоваться, оценивая большую деятельность мастера в процессе упражнений и самостоятельной работ учащихся ;

- четко определить цель деятельности учащихся:

(для  чего делать, что конкретно нужно  достичь), добиваться осознания ее  учащимися

- включать  в работу каждого учащегося,  не упуская из поля зрения  работу всей группы - постоянно  развивать у учащихся стремление  и способность анализировать  свой труд, побуждать к самоконтролю, самостоятельному определению ошибок  и отклонений от заданных условий  работы;

- не давать  учащимся готовых указаний, как  исправить допущенную ошибку, добиваться, чтобы учащиеся сами поняли, осознали  ее и нашли способ устранения  и предупреждения;

- не вмешиваться  в работу учащихся, если в этом  нет необходимости;

- помощь  учащимся оказывать своевременно, приучая их к преодолению трудностей, но не допуская закрепления ошибки;

- не доделывать  работу за учащихся - это приучает  их к безответственности;

- оказывать  постоянную помощь отстающим  учащимся путем повторного показа  и объяснения трудовых приемов,  практиковать прикрепления лучших  учащихся к менее успевающим;

- всегда  проявлять принципиальность и  строгость в требованиях к  выполнение учащимися правил  организации труда, рабочего места,  безопасности.

Важнейшей составной частью текущего инструктирования, является контроль выполнения учебно-производственных заданий.

V Анализ деятельности учащихся.

Вся обучающая  деятельность мастера на уроке осуществляется во имя сформирования и совершенствования  знаний, умений и навыков учащихся.

Наблюдая  за учащимися, необходимо прежде всего  обратить внимание на то, насколько  быстро и организованно они включаются в работу, т.е. организуют рабочие  места, настраивают станки, приспособления, подготавливают рабочие и контрольно-измерительные  инструменты, документацию, материалы  и т.д

Присутствуя на уроке, нужно тщательно проанализировать качество выполнения работ, обратить внимание на типичные ошибки

 затруднения  учащихся, на их проведения в условиях встретившихся трудностей, на использование учебно-техническое и инструкционной документации, организацию труда и рабочих мест, выполнение правил безопасности труда.

VI Анализ содержания, организации и методики заключительного инструктажа необходимо проводить, ориентируясь на следующие рекомендации по эффективному его проведению:

- всегда  на первый план ставить подведение  итогов выполнения учебных задач  урока;

- придавать  заключительному инструктажу обучающий  характер

- вовлекать  всех учащихся в активное обсуждение  итогов проведенного урока; широко  привлекать учащихся к самоанализу  выполненных учебно-производственных  работ

- умело  использовать анализ лучшее учебно-производственных  работ учащихся; широко практиковать  сравнение работ, выполненная  учащимися с образцами-эталонами

- практиковать  анализ рационализаторских предложений  учащихся во совершенствованию  технологии, инструмента, приспособлений, способов контроля работ;

- анализ  итогов урока проводить всесторонне  и объективна, выставляя оценки  аргументирование не упрекать  учащихся за допущенные ошибки  и недостатки, если их причиной  является неопытность учащихся.

 

 

1.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.

         На наш взгляд, главным способом повышения эффективности преподавания темы программы производственного обучения является увеличение количество и качества материалов наглядности, средств обучения.

         Обтачивание конических поверхностей — более сложный вид обработки по сравнению с ранее изученными. При обработке конических поверхностей необходимо обеспечить одновременно точное значение двух величин: размер диаметра и угол конуса. Это требует специальной настройки станка. Обработка конических поверхностей может быть осуществлена различными способами, причем для каждого способа существует свой метод расчета и настройки станка или приспособления.

        После изучения темы учащиеся смогут выбрать. Наиболее рациональный способ обработки и производить расчеты, связанные с настройкой станка, проверять изготовленные детали.

        В своем учебники «Методика преподавания токарного дела» Г. Н. Неустроев предлагает тему «Обработка конических поверхностей» разбить на пять под тем и две лабораторно-практические работы:

  1. Виды конических поверхностей, элементы конуса,
  2. Обработка конических поверхностей с помощью поворота верхних салазок суппорта.
  3. Обработка конических поверхностей в центрах с помощью поперечного смещения корпуса задней бабки.
  4. Обработка конических поверхностей с помощью конусной линейки и следящих устройств.
  5. Обработка внутренних конических поверхностей.

В заключение учащиеся должны выполнить две лабораторно-практические работы:

  1. Расчет настройки станка на обработку заданных конических поверхностей.
  2. Измерение угломерами углов конуса и углов конусности конической поверхности.[11]

Под тема 1. Виды конических поверхностей, элементы конуса.

Методические рекомендации. Эта под тема содержит сведения из геометрии и тригонометрии, 'знание которых необходимо для выполнения расчетов по настройке станка на обработку конических поверхностей. Учащимся эти знания известны из общеобразовательных предметов средней школы, поэтому занятие следует начать в виде беседы, создавая проблемные ситуации.

Показывая детали с наружными и внутренними  коническими поверхностями, например конические зубчатые колеса, ролики конических подшипников, инструменты с коническими хвостиками, токарный центр, шпиндель станка, мастер задает вопрос: «Как же обрабатывать такие поверхности?» Учащиеся начинают предлагать способы: «С помощью широкого резца, за счет поворота верхних салазок, за счет смещения корпуса задней бабки, комбинируя продольную и поперечную подачи».

Способ обработки  конических поверхностей с помощью  конусной линейки и следящих устройств обычно учащиеся не называют.

Затем Мастер подтверждает. Или отвергает как несостоятельные и неэкономичные некоторые способы обработки и задает следующий вопрос: «Что надо знать о размерах и элементах конических поверхностей, чтобы настроить станок?» Учащиеся отвечают: «Надо знать угол, под которым расположена образующая конуса к его оси, длину детали, диаметр и т. д.».

Для закрепления материала рекомендуется  познакомить учащихся с таблицами стандартных конусов (см.: Справочник молодого токаря), а затем решить ряд примеров на определение утла конусности по таблице тангенсов.

Под тема 2. Обработка конических поверхностей с помощью поворота верхних салазок суппорта.

Методические рекомендации. Изучение способа обработки конических поверхностей с помощью поворота верхних салазок суппорта следует начать с изучения конструкций верхних салазок, используя уже имеющиеся знания учащихся. Для этого показывают плакат или непосредственно верхние салазки с поворотной частью. Рассматривая градусную шкалу, надо обратить внимание учащихся на ее построение, на наличие нулевого деления, регулировку «свободного» хода винта, зазора между клином и направляющими суппорта.

Когда конусность детали задается величиной утла конуса, учащиеся при настройке часто ошибочно поворачивают верхние салазки не на угол конусности, а на угол конуса. Для предупреждения этой распространенной ошибки учащимся нужно объяснить, что шкала градусов поворотной части показывает не угол конуса, а угол конусности.

Затем нужно решить несколько примеров на определение утла поворота верхних салазок суппорта для случаев, когда заданы размеры конуса, угол конуса и т.д.

Для активизации мышления учащихся следует задать такой вопрос: «Как рассчитать угол поворота верхних салазок, если на чертеже конуса задана конусность (К=1:10).

Далее следует разобрать особенности  обработки конических поверхностей с помощью поворота верхних салазок (ручная подача, небольшая длина точения, возможность точения конусов с большими углами конусности). При этом преподаватель задает такой вопрос: «Можно ли устранить недостатки данного способа? Если нельзя, то почему?» В случае недостатка времени на уроке эти вопросы можно задать учащимся в виде домашнего задания.

Для практического показа измерения  и контроля конусов необходимо подготовить детали с коническими поверхностями (годные и бракованные).

Требования  к деталям с коническими поверхностями  предусматривают получение не только правильной конусности, но и правильных размеров конуса (диаметры, длина).

После показа приемов контроля конических поверхностей мастеру необходимо остановиться на предупреждении брака при обработке конусов. Для этого он рассказывает о приемах получения требуемого размера конуса после наладки станка на требуемую конусность. Требуемый размер получают снятием со всей поверхности пробной стружки, а глубину снимаемого слоя определяют интуитивно. Такой прием требует много времени и Часто приводит к брак)-, так как проверить правильность выбранной глубины можно только после снятия слоя металла со всей поверхности конуса.

В заключение урока учащиеся решают ряд  примеров на определение глубины резания при обработке конических поверхностей.

Подтема 3. Обработка конических поверхностей в центрах с помощью поперечного смещения корпуса задней бабки

Методические  рекомендации. С образованием конуса при работе в центрах учащиеся встречаются уже, в первые дни работы на станке. Они знают, что причиной образования конуса является поперечное смещение центра задней бабки. Оно являлось причиной брака при обработке цилиндрических поверхностей, и учащиеся это смещение старались устранить. Здесь же перед ними ставится противоположная задача — смещение задней бабки для получения конуса необходимых размеров.

Способы смещения задней бабки можно показать на плакате, макете, непосредственно на корпусе задней бабки станка, перемещая корпус относительно основания по шкале. Кроме этого способа учащимся следует показать, используя диафильм или настроенный станок, способы смещения задней бабки по эталону', линейке, индикатору и лимбу поперечной подачи.

Для вывода формулы смещения задней бабки мастер использует плакат или заранее подготовленный рисунок на доске. Учащиеся плохо усваивают разницу между длиной детали и длиной конуса. При закреплений материала на этот момент надо обратить внимание.

После решения ряда примеров, мастер задает учащимся вопрос: «При смещении задней бабки центровые отверстия заготовки быстро снашиваются, как устранить этот недостаток?» Учащиеся, разбирая причины износа центровых отверстий, дают свои соображения по изменению конструкции центров. Все предложения надо разобрать и остановиться на лучших конструкциях; если учащиеся не «изобрели» шаровой центр, преподаватель показывает его.

Подтема 4 Обработка конических поверхностей с помощью конусной линейки и следящих устройств.

Методические рекомендации. Изложение материала следует начать с недостатков ранее известных способов обработки конических поверхностей, а затем предложить способ, устраняющий указанные недостатки. Конусная линейка — это копир, с которым учащиеся знакомятся впервые. Поэтому необходимо подробно остановиться на принципе работы по копиру, на устройстве конусной линейки, используя как плакат, так и натуральный образец.

В учебных мастерских обычно мало станков, оборудованных конусными  линейками. Такое положение исключает использование практического опыта учащихся, Поэтому принцип работы и конструкцию конусной линейки надо объяснить с таким расчетом, чтобы учащиеся уже в классе могли закрепить свои знания. [11]

Для этого станок в мастерских оборудуется  конусной линейкой и все приемы настройки мастер показывает на станке при изготовлении конусной детали. Бели это Невозможно, мастер вместе с учащимися должен изготовить действующую модель конусной линейки. В процессе демонстрации обращается внимание учащихся на то, что положение центров не меняется. Поэтому можно использовать механическую подачу и обрабатывать конические поверхности большой длины. Конусная линейка поворачивается на угол, равный углу конусности.

Для закрепления материала необходимо решить ряд примеров, используя те же детали, что и при расчете смещения корпуса задней бабки.

Затем мастер задает вопрос учащимся: «Как перемещать резец в поперечном направлении, обрабатывая конические поверхности с помощью конусной линейки (поворот верхних салазок на 90° и углубление резца винтом верхних салазок), если вант поперечной подачи отсоединен от поперечных салазок?»

Подтема 5. Обработка внутренних конических поверхностей.

Методические  рекомендации. Урок следует провести в виде эвристической беседы, используя знания учащихся по таким вопросам: установка деталей и режущих инструментов, режимы резания, способы настройки токарного станка на обработку конических поверхностей. Повторив ранее пройденный материал вместе с учащимися, мастер переходит к объяснению нового материала таким образом, чтобы учащиеся сами открывали алгоритмы действия при обработке конических отверстий. Например, учащиеся сами могут подобрать размеры расточного резца, если задать им такой вопрос: «От чего зависит размер расточного резца при обработке конического отверстия?» Подробно следует рассмотреть подготовку отверстия под расточку конуса. Для этого преподаватель чертит на доске втулку в разрезе, показывая припуск на обработку. Затем обращает внимание учащихся на То, что растачивание довольно трудоемкая операция, а припуск велик. «Как же увеличить производительность обработки?». Учащиеся вспоминают, что сверление — наиболее производительный способ обработки отверстий и хорошо бы иметь коническое сверло. Может быть, приблизить операцию растачивания к операциям сверления и рассверливания? Логически рассуждая, учащиеся с помощью мастера «открывают» для себя технологический процесс обработки втулки с коническим отверстием.

Информация о работе Содержание производственного обучения