Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:50, курсовая работа
В учреждения системы начального профессионального образования, где господствует классно-урочная система, предусматриваются различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в классно урочной системе является урок, поэтому все методические вопросы, как правило, решаются с привязкой к тому или иному уроку по специальной технологии или производственному обучению.
Введение 3
1. Анализ государственного образовательного стандарта начального профессионального образования и федерального компонента стандарта по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» 5
1.1. Анализ модели учебного плана 5
1.2. Анализ профессиональной характеристики слесаря по ремонту автомобилей 7
1.3 Анализ федерального компонента содержания профессионального и специального циклов обучения 12
2. Анализ примерной (типовой) учебно-программной документации и разработка рабочих документов 16
2.1. Анализ примерного (типового) учебного плана и разработка рабочего учебного плана 16
2.2. Дидактический анализ примерных учебных программ и разработка рабочих тематических планов 20
2.3. Разработка фрагмента рабочей учебной программы по производственному обучению. 24
3.Разработка методики производственного обучения 40
3.1 Определение целей изучения темы 40
3.2. Проведение поурочного планирования
3.3. Выбор организационных форм, методов и средств обучения
41
45
Заключение 47
Список использованных источников 48
Таблица 1
Сопоставление
профессиональной характеристики
ГОС НПО с тарифно-
Требования к знаниям и умениям | |
Профессиональная характеристика | ЕТКС |
Выполнение
работ по техническому обслуживанию
и ремонту автотранс-портных средств.
Ведение нормативной документации по эксплуатации автотранспортных средств. Управление автотранспорт-ными средствами. Оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Соблюдение требований безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, охраны окружающей среды, противопожарные мероприятия. Материаловедение и слесарное дело. Устройство автомобиля. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля. Организация эксплуатации автотранс-портных средств. Правила дорожного движения. Основы управления транспортным средством и безопасность движения. Оказание первой медицинской помощи Охрана труда |
Должен
знать: устройство автомобилей, прицепов,
мотоциклов, мотороллеров, аэросаней,
механизмов, смонтированных на базе тракторов,
и дорожных машин; правила и технические
требования, предъявляемые к приемке этих
транспортных средств, возвратившихся
с линии, и после проведения ремонта их
узлов и агрегатов; оформление рекламационных
документов на качество технического
обслуживания транспортных средств, ремонта
узлов и агрегатов.
Должен уметь: Проверять техническое состояние автомобилей, прицепов, мотоциклов, мотороллеров и т.д. Оформлять техническую и нормативную документации. Устранять неисправности узлов и агрегатов. |
Кроме того, мы заметили, что профессиональная характеристика содержит больше требований к знаниям и умениям, чем тарифно-квалификационная характеристика.
Выявление различия можно обосновать тем, что профессиональная характеристика отражает требования к знаниям и умениям по профессии ко всем разрядам, классам и категориям, а ЕТКС служит для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а значит и требования указываются только для соответствующего разряда.
Для разработки рабочего учебного плана нам было необходимо выделить в профессиональной характеристике крупные блоки требований к знаниям и умениям, относящиеся к технике, технологии, сырью и материалам, экономике и управлению производством и установить их примерное процентное соотношение. Это соотношение мы сравнивали с объемами подготовки по предметам, относящимся к выделенным блокам, чтобы оценить правильность выбранных объемов подготовки.
В ходе производственного обучения будем развивать у учащихся способность рационально организовывать труд на своем рабочем месте, применять теоретические знания на практике, умение применять экономические знания в своей практической деятельности, оценивать результаты своей работы.
Таблица 2.
Требования к знаниям и умениям в профессиональной характеристике, относящиеся к различным блокам:
Вид знаний и умений | Содержание | % |
Знания и умения, относящиеся к технике: |
|
25% |
Знания и умения, относящиеся к технологии: |
|
20% |
Знания и умения, относящиеся к сырью и материалам: |
|
10% |
Знания и умения, относящиеся к экономике и управлению производством: |
|
20% |
Знания и умения, относящиеся к основам управления транспортным средством и безопасность движения: |
|
25% |
1.3.Анализ федерального компонента содержания профессионального и специального циклов обучения.
Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования Российской Федерации по профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта» включает документы:
а) профессиональную характеристику;
б)
федеральный компонент
Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры профессиональной деятельности: ее основные виды, а так же их теоретические основы.
Документы, определяющие федеральный компонент содержания общетехнического и общепрофессионального циклов обучения представлены в виде стандартов по предметам: "Электротехника", "Охрана труда", "Основы рыночной экономики и предпринимательства" и блоков учебных элементов по предметам: "Черчение", "Материаловедение", которые издаются отдельными выпусками. Фрагмент федерального компонента образовательного стандарта приведен в таблице 3.
Таблица 3.
Фрагмент федерального
компонента образовательного
стандарта
№ | Учебные элементы и уровни их усвоения |
1. | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК |
1.1. | Материаловедение
и слесарное дело (2)
Основы
слесарной обработки. Строение, свойство
и производство металлов. Сплавы железа
с углеродом. Цветные металлы
и сплавы. Неметаллические |
1.2. | Устройство
автомобиля (2) Классификация
и общее устройство автомобилей.
Двигатель, Общее устройство и рабочий
цикл двигателя внутреннего |
1.3. |
Система
технического обслуживания
и ремонт автомобиля (2).
Качество и надежность автомобиля. Неисправности и отказы автомобиля. Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобиля. Средства технического обслуживания автомобильного парка. Станция технического обслуживания. Система средств технического обслуживания. Пост технического обслуживания автомобиля. Площадка наружной мойки автомобиля. Пост заправки автомобиля топливом. Пост технического диагностирования автомобиля. Агрегаты технического обслуживания автомобиля. Механизированные заправочные комплексы. |
1.4 | Производственное
обучение
Безопасность труда. Основы слесарной обработки. Производственный и технологические процессы. Разборка автомобиля и его сборочных единиц. |
В структуре федерального компонента содержания профессионального и общепрофессионального циклов выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием уровня их усвоения.
Название учебных элементов в стандарте указывает на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения при усвоении учебных элементов определяется учебно-программной документацией.
Учебным
элементам соответствуют
1
уровень – узнавание изученных
ранее объектов, свойств, процессов
в данной профессиональной
2
уровень – самостоятельное
3 уровень – продуктивное действие, т.е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых действий.
При изложении федерального компонента принят следующий порядок:
Рабочие учебные планы и программы для организации обучения по профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта » разрабатываются образовательными учреждениями на основе Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования (ГОСТ 9 ПО 01.03-93), документов настоящего стандарта, документов, регламентирующих федеральный компонент содержания отдельных циклов обучения, примерной программной документации по профессии, разработанной Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, и с учетом национально-региональных условий.
Данный стандарт имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по профессии как в государственных, так и негосударственных структурах независимо от их правового статуса и имеет юридическую силу во всех регионах Российской Федерации.
В производственное обучение, также используются 3 уровня усвоения, которые определяются уровнем подготовки учащихся. Начиная с выполнения простых производственных задач на первых уроках и заканчивая, выполнением сложных технологических действий на заключающем этапе производственного обучения.
В
результате анализа федерального компонента
ГОС предлагаю оставить таким же распределение
часов на федеральный компонент, поскольку
они распределены рационально и вполне
адекватно.
2.
АНАЛИЗ ПРИМЕРНОЙ
УЧЕБНО-ПРОГРАММНОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ И
РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ
ДОКУМЕНТОВ
2.1.Анализ
примерного учебного
плана и разработка
рабочего учебного плана
2.1.1.
Анализ примерного
учебного плана.
Примерный учебный план разрабатывается для данной отрасли. В примерный учебный план входят предметы обязательные для изучения, а также перечень предметов по выбору. В модели же учебного плана определены предметы гуманитарного цикла общеобразовательной подготовки, а в естественнонаучном и общетехническом циклах предложены варианты сочетания некоторых предметов. В профессиональном цикле указаны лишь некоторые варианты сочетания предметов, часть предметов определяется в зависимости от специфики профессии. В примерном плане указывается определенное количество часов на изучение каждого предмета, а в модели учебного плана указаны лишь интервалы времени. Таким образом, примерный учебный план является фактически фундаментом проектирования рабочего учебного плана.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для подготовки рабочих по профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта»
(со средним образованием из выпускников основной школы)
в образовательных учреждениях системы НПО
Срок
обучения 3 года
Код | ВИДЫ
ОБУЧЕНИЯ
ВИДЫ ПОДГОТОВКИ ЦИКЛЫ КОМПОНЕНТЫ Предметы |
Экзамен, курс | Общее количество часов | Распределение часов по полугодиям | |||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | |||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |