Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:50, курсовая работа
В учреждения системы начального профессионального образования, где господствует классно-урочная система, предусматриваются различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в классно урочной системе является урок, поэтому все методические вопросы, как правило, решаются с привязкой к тому или иному уроку по специальной технологии или производственному обучению.
Введение 3
1. Анализ государственного образовательного стандарта начального профессионального образования и федерального компонента стандарта по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» 5
1.1. Анализ модели учебного плана 5
1.2. Анализ профессиональной характеристики слесаря по ремонту автомобилей 7
1.3 Анализ федерального компонента содержания профессионального и специального циклов обучения 12
2. Анализ примерной (типовой) учебно-программной документации и разработка рабочих документов 16
2.1. Анализ примерного (типового) учебного плана и разработка рабочего учебного плана 16
2.2. Дидактический анализ примерных учебных программ и разработка рабочих тематических планов 20
2.3. Разработка фрагмента рабочей учебной программы по производственному обучению. 24
3.Разработка методики производственного обучения 40
3.1 Определение целей изучения темы 40
3.2. Проведение поурочного планирования
3.3. Выбор организационных форм, методов и средств обучения
41
45
Заключение 47
Список использованных источников 48
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А. | ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ | 4141 | |||||||
1. | ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПОДГОТОВКА |
1605 | |||||||
1.1. | ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ | 750 | |||||||
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | 750 | ||||||||
1.1.1. | Русский язык и литература | 2 | 150 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ||
1.1.2. | Человек и общество | 100 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | |||
1.1.3. | История | 2 | 200 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ||
1.1.4. | Основы Российского
законодательства |
30 | ☼ | ☼ | |||||
1.1.5. | Иностранный язык | 70 | ☼ | ☼ | |||||
1.1.6. | Физическая культура | 3 | 200 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ |
вне
цикла |
Основы безопасности жизнедеятельности (в том числе: обязательное обучение - 105 часов, факультативные занятия – 35 часов) | 105 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | |||
1.2. | ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ЦИКЛ | 750 | |||||||
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | 750 | ||||||||
1.2.1. | Математика | 3 | 240 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ |
1.2.2. | Физика | 3 | 240 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ |
1.2.3. | Химия | 100 | ☼ | ☼ | |||||
1.2.4. | Биология и экология | 50 | ☼ | ☼ | |||||
1.2.5. | Информатика | 70 | ☼ | ☼ | |||||
1.2.6. | География | 50 | ☼ | ☼ | |||||
2. | ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПОДГОТОВКА |
2536 | |||||||
2.1. | ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ | 284 | |||||||
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | 284 | ||||||||
2.1.1. | Черчение | 74 | ☼ | ☼ | |||||
2.1.2. | Материаловедение и слесарное дело | 80 | ☼ | ☼ | |||||
2.1.3. | Элементы технической механики | 50 | ☼ | ☼ | |||||
2.1.4. | Электротехника | 80 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | |||
2.2. | ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ | 200 | |||||||
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | 200 | ||||||||
2.2.1. | Компьютеризация автотранспортного предприятия | 70 | ☼ | ☼ | |||||
2.2.2. | Основы рыночной экономики | 100 | ☼ | ☼ | |||||
2.2.3. | Охрана труда | 30 | ☼ | ☼ | |||||
2.3. | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ | 2052 | |||||||
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | 598 | ||||||||
2.3.1. | Устройство
автомобиля (в т.ч.
лабораторно-практические занятия) |
2 | 240 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ||
2.3.2. | Техническое обслуживание и ремонт автомобиля | 3 | 190 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ |
2.3.3. | Правила дорожного движения | 3 |
90 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ |
2.3.4. | Безопасность
движения и основы
автотранспортного права |
78 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | 1454 | ||||||||
2.3.5. | Обучение в мастерских | 698 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | |
2.3.6. | Производственная практика | 656 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | |||
2.3.7. | Резерв времени | 100 | |||||||
Консультации | 350 | ||||||||
Экзамены | 84 | ||||||||
Квалификационные экзамены в ГАИ | 6 | ||||||||
Итого | 4581 | ||||||||
Б. | ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (до 2-х час./нед. сверх 36 час.) |
Для наиболее полного сравнения выделим циклы учебных предметов в примерном плане и сравним их объемы с объемами циклов модели учебного плана. (табл. 4).
Таблица 4. Сравнение модели и примерного учебного планов
Циклы, курсы |
Модель учебного плана | Примерный учебный план |
А. Обязательное обучение | 4141 | |
1. Общеобразовательная подготовка | 1450-1630 | 1605 |
|
680-720 520-730 |
750 750 |
2. Профессиональная подготовка | 2428-2248 | 2536 |
2.3 Профессиональный цикл |
- - - |
284 200 2052 |
Б. Предметы по выбору | До 234 | 200 |
В. Факультативные предметы | До 234 | 100 |
Всего: | 4400 | 4581 |
Из
этой таблицы можно сделать
В
учебном плане большое
В общеобразовательной подготовке гуманитарный цикл немного превышает естественнонаучный;
В профессиональной подготовке профессиональный цикл занимает небольшой объем;
Примерный учебный план укладывается в модель учебного плана;
В профессиональной, общеобразовательной подготовке в гуманитарном и естественнонаучном циклах, в примерном плане превышает модель, т.к. в примерном учебном плане увеличили количество часов. Это допустимо за счет резерва времени.
При разработке примерного учебного плана разработчики опираются на такие принципы: интегративности, систематичности, унификации и дифференциации, мобильности и гуманизации и д.р.
Интенсификация образования – связана с тем, что за сравнительно небольшой период времени (три года), учебное заведение выпускает рабочих не только с профессиональными, но и общеобразовательными знаниями.
Унификация – за счет общепрофессионального и общетехнического циклов может быть создан примерный рабочий план для групп сходных профессий. Унификация учебных планов позволяет сократить количество учебных планов и программ, что улучшает организацию управления учебным процессом.
Интеграция образования – объединение нескольких сходных предметов для экономии учебного времени.
Профессиональная мобильность – реализуется в том, что выпускники профессионального училища в условиях изменяющегося рынка труда смогут найти себе работу и не потерять её.
Дифференциация – это учет специфики той или иной профессии, которая отражается в профессиональной подготовке учебного плана (как базовый курс, так и специальный).
Информатизация и компьютеризация образования – реализуется в примерном учебном плане благодаря тому, что в нем присутствует предмет основы информатики и вычислительной техники.
Гуманитаризация образования – это увеличение гуманитарных дисциплин за счет уменьшения количества естественнонаучных.
Так
после изучения примерного учебного
плана и сравнения его с
моделью учебного плана мы можем
прейти к разработке рабочего плана.
2.2.Разработка рабочего учебного плана
При изучении макета рабочего плана можно заменить, что в макете более конкретно указываются часы по каждому предмету не только на все время, но и указываются часы изучения каждого предмета по семестрам. Так же учитываются специфика каждой конкретной профессии, национально-региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования и его национальные и территориальные особенности.
Для
сравнения выделим циклы
Таблица 5. Характеристика циклов учебных предметов модели и макета учебного плана
Циклы, курсы |
Модель учебного плана | Макет рабочего учебного плана |
А. Обязательное обучение | ||
1. Общеобразовательная подготовка | 1450-1630 | 1500 |
1.1
Гуманитарный цикл
1.2 Естественнонаучный цикл |
680-720
500-600 |
750
750 |
2. Профессиональная подготовка | 2428-2248 | 2536 |
|
-
- - |
280
230 2052 |
Б. Предметы по выбору | До 234 | - |
В. Факультативные предметы | До 234 | до 234 |
Всего: | 4904 - 6136 | 4581 |
При разработке учебного плана использован комплект учебно-программной документации, утвержденный Министерством образования РФ 2003 года. Общеобразовательная подготовка составляет 1450 часа, профессиональная подготовка – 2428 часов; максимальный объем учебной нагрузки составляет: 34 часов в неделю обязательного обучения + 2 часа факультативные предметы. Обязательное обучение составляет 3436 час.
Подготовка квалифицированных рабочих по профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта» осуществляется на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего (полного) образования. Срок обучения 3 года.
Материальная база учебного заведения должна соответствовать требованиям подготовки квалифицированных рабочих по данной профессии. 1 и 2 курс обучения производственные занятия учащиеся проводят в учебных мастерских, а 3 курс выходит для прохождения производственной практики на городские предприятия социальных партнеров.
По
окончании полного курса
Учебный план по профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта» составлен на три года обучения в профессиональных училищах. Он включает дисциплины федерального, регионального и местного компонентов. Дисциплины объединены в циклы дисциплин.
Гуманитарный цикл включает такие дисциплины, как русский язык, литература, история, физическая культура, человек и общество и т.д., то есть те дисциплины, которые формируют общечеловеческие ценности и будущего работника.
Естественнонаучный цикл включает физику, химию, математику, биологию и т.п.
Общетехнический основы технической механики, черчение, электротехника.
Общепрофессиональный блок включает такие дисциплины как основы правила дорожного движения, устройство автомобиля, техническое обслуживание и ремонт автомобилей и т.д.
Профессиональный цикл включает такие дисциплины как производственное обучение, организация эксплуатации автотранспортных средств.
Анализируя учебный план можно отметить, что в нем представлена правильная последовательность изучения предметов, выдерживается принцип опережения базовой теоретической подготовки по отношению к прикладной и практической подготовке, что иллюстрируется схемой реализации межпредметных связей, приведенной на рисунке 1.
Необходимость изучения таких предметов, как Основы технической механики, Электротехника, Материаловедение, на первом курсе обусловлены необходимостью применения полученных знаний для изучения специальных предметов и производственного обучения. Дисциплина гигиена и охрана труда необходима для безопасного производственного обучения.
В результате анализа учебного плана были выявлены межпредметные связи .
Рисунок
1 - Иллюстрация межпредметных связей производственного
обучения и основных дисциплин