Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:50, курсовая работа
В учреждения системы начального профессионального образования, где господствует классно-урочная система, предусматриваются различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в классно урочной системе является урок, поэтому все методические вопросы, как правило, решаются с привязкой к тому или иному уроку по специальной технологии или производственному обучению.
Введение 3
1. Анализ государственного образовательного стандарта начального профессионального образования и федерального компонента стандарта по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» 5
1.1. Анализ модели учебного плана 5
1.2. Анализ профессиональной характеристики слесаря по ремонту автомобилей 7
1.3 Анализ федерального компонента содержания профессионального и специального циклов обучения 12
2. Анализ примерной (типовой) учебно-программной документации и разработка рабочих документов 16
2.1. Анализ примерного (типового) учебного плана и разработка рабочего учебного плана 16
2.2. Дидактический анализ примерных учебных программ и разработка рабочих тематических планов 20
2.3. Разработка фрагмента рабочей учебной программы по производственному обучению. 24
3.Разработка методики производственного обучения 40
3.1 Определение целей изучения темы 40
3.2. Проведение поурочного планирования
3.3. Выбор организационных форм, методов и средств обучения
41
45
Заключение 47
Список использованных источников 48
3.1. Перспективное планирование учебного процесса. Разработка переч-ня производственны работ изучения темы «Разборочно-сборочные рабо-ты в учебной мастерской»
3.1.1. Определение целей изучения темы
При перспективно-тематическом планировании следует исходить как из содержания программного материала, так и из педагогических задач его изучения, учитывая, что необходимо реализовать каждую функцию обучения.
Дидактическая цель очередного занятия определяется содержанием материала программы. Преподаватель указывает в плане на обучающую, развивающую и воспитывающую функции занятия (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках обучаемых; какие логические операции и приемы умственной деятельности они усвоят; какие качества личности будут формироваться).
Дидактические цели изучения данной темы:
1.Формирование знаний о характерных особенностях разборочно– сборочных работ. Нормальные, допустимые и предельные требования технического состояния деталей. Технические требования на техническое обслуживание.
2. Формирование знаний об износах и повреждениях типичных, способы их сопротивления. Технические условия на выработку деталей. Особенности разборки и сборки. Анализ и выявление неисправностей, пути их устранения.
3. Формирование умений по особенностям сборки, регулировки и испытания узлов и агрегатов. Оборудование, приборы, приспособления и инструмент.
4. Формирование умений контроля качества произведенных работ.
3.1.2. Проведение поурочного планирования
Планирование, как фактор эффективности современного учебного занятия, лежит в основе управления познавательной деятельностью обучаемых, играет ведущую роль в достижении преподавателем поставленных целей обучения.
Цель
перспективно-тематического
Планирование предполагает включение в учебный процесс всех его основных звеньев: актуализация материала, сообщение нового материала, систематизация, закрепление и совершенствование знаний обучаемых, практическое применение усвоенного учебного материала, формирование у обучаемых умений и навыков, контроль за качеством знаний, умений и навыков.
Таблица 7. Перечень тем уроков изучения темы « Разборочно-сборочные работы в учебной мастерской» | ||||||||
Номер урока п/п, ч | Тема урока (занятия) | Цели урока (занятия) | Методы
обучения |
Тип урока (занятия) | Способ организации | Средства обучения | Межпредметные связи | ДЗ |
1,2 |
Ознакомление
с мастерской,
Техникой безнопасности при проведении работ, правилами пожарной безопасности. 4 часа |
Образовательная-
ознакомить учащихся мастерской, оборудованием,
инструментами, ТБ
Развивающая- сформировать познавательный интерес к слесарным работам. Воспитательная-
воспитать чувство |
Методы формирования познавательного интереса, методы формирования умений и навыков | Комбинированный |
Лекция |
|
Надежность и техническая диагностика, материаловедение, устройство автомобиля |
Ознакомиться
с инструкционной картой «Разборка
– сборка кривошипно-шатунного
механизма.» |
3,4 |
Разборка – сборка кривошипно-шатунного механизма 4 часа |
Образовательная- ознакомить учащихся с порядком проведения работ, сформировать понимание технической документации. Развивающая- сформировать познавательный интерес к слесарным работам. Воспитательная-
воспитать чувство |
Методы формирования познавательного интереса, методы формирования умений и навыков |
Комбинированный |
Практическая работа |
Кривошипно-шатунный механизм, плакаты, инструкционные карты. |
Надежность и техническая диагностика, материаловедение, устройство автомобиля |
Ознакомиться с инструкционной картой «Разборка – газораспределительного механизма» |
5,6 | Разборка –
газораспределительного механизма
4 часа |
Образовательная
- ознакомить с алгоритмом выполнения
операции.
Развивающая - сформировать познавательный интерес к слесарным работам. Воспитательная- воспитать чувство ответственности и аккуратности |
Методы формирования познавательного интереса, методы формирования умений и навыков | Комбинированный | Практическая работа | Газораспределительный механизм, плакаты, инструкционные карты. | Надежность и техническая диагностика, материаловедение, устройство автомобиля | Ознакомиться с инструкционной картой «Разборка – сборка системы охлаждения двигателя» |
7,8 | Разборка –
сборка системы охлаждения двигателя
4 часа |
Образовательная
- ознакомить с алгоритмом выполнения
операции.
Развивающая - сформировать познавательный интерес к слесарным работам. Воспитательная - воспитать чувство ответственности и аккуратности |
Методы формирования познавательного интереса, методы формирования умений и навыков | Комбинированный | Практическая работа | Система охлаждения,плакаты, инструкционные карты. | Надежность и техническая диагностика, материаловедение, устройство автомобиля | Ознакомиться с инструкционной картой «Разборка – сборка системы смазки двигателя» |
9,10 | Разборка –
сборка системы смазки двигателя
4 часа |
Образовательная-
ознакомить с алгоритмом выполнения операции
Развивающая- сформировать познавательный интерес к слесарным работам. Воспитательная-
воспитать чувство |
Методы закрепления
результатов
обучения, совершенствования знаний, умений, навыков. |
Комбинированный | Практическая работа | Система смазки автомобиля, плакаты, инструкционные карты. | Надежность и техническая диагностика, материаловедение, устройство автомобиля | Подготовиться к итоговому тесту. |
3.1.3. Выбор организационных форм, методов и средств обучения
Типы занятия. Указание типа занятия способствует реализации принципа педагогического предвидения. В зависимости от уровня подготовленности группы и избираемых методов преподавания, занятие определяется как проблемное или не проблемное.
Методы и приемы активизации деятельности обучаемых, планируемые преподавателем, предполагают разработку методики изучения учебного материала, систему методов обучения для каждого занятия, системы заданий с преобладанием проблемного характера самостоятельной работы учащихся, комплектов дидактических обучающих материалов.
Осуществление междисциплинарных связей - один из путей развития самостоятельной деятельности обучаемых. Условием успеха реализации системы междисциплинарных связей (общеобразовательных, политических, профессионально-технических) является изучение материала взаимосвязанных дисциплин, разработка комплекса заданий, использование ранее полученных знаний для активного усвоения нового, активное включение ранее полученных сведений в новые связи, познание их на более высоком уровне, широкое использование их в самостоятельной и творческой деятельности обучающихся.
Материально-техническое
оснащение занятий. Дисциплины специального
цикла требуют постоянного использования
значительного количества разнообразных
наглядных пособий, технических средств
обучения. Обучающиеся в ходе занятия
выполняют, как правило, значительный
объем разнообразных самостоятельных
работ (умственных, письменных, графических,
расчетных, аналитических), используя
аппаратуру, механизмы, узлы, сложные приборы
и т.п. Первостепенное значение для преподавателя
в ходе подготовки материальной базы по
каждому занятию и теме является тщательная
систематизация всего купленного, созданного,
имеющегося с фиксированием в паспорте
кабинета, в перспективном плане занятия
или специальном журнале. Каждое пособие
должно быть зашифровано. Должна быть
определена комплектность оснащения дидактическими
средствами каждого занятия, намечены
меры заблаговременного приобретения
или изготовления недостающих средств.
Речь здесь идет о создании дидактических
обучающих комплексов.
Заключение
Таким образом, в ходе своей курсовой работы я разработал перечень учебно-производственных работ для производственного обучения рабочих по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей». Была проведена следующая работа:
список
использованных источников