Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:50, курсовая работа
В учреждения системы начального профессионального образования, где господствует классно-урочная система, предусматриваются различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в классно урочной системе является урок, поэтому все методические вопросы, как правило, решаются с привязкой к тому или иному уроку по специальной технологии или производственному обучению.
Введение 3
1. Анализ государственного образовательного стандарта начального профессионального образования и федерального компонента стандарта по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» 5
1.1. Анализ модели учебного плана 5
1.2. Анализ профессиональной характеристики слесаря по ремонту автомобилей 7
1.3 Анализ федерального компонента содержания профессионального и специального циклов обучения 12
2. Анализ примерной (типовой) учебно-программной документации и разработка рабочих документов 16
2.1. Анализ примерного (типового) учебного плана и разработка рабочего учебного плана 16
2.2. Дидактический анализ примерных учебных программ и разработка рабочих тематических планов 20
2.3. Разработка фрагмента рабочей учебной программы по производственному обучению. 24
3.Разработка методики производственного обучения 40
3.1 Определение целей изучения темы 40
3.2. Проведение поурочного планирования
3.3. Выбор организационных форм, методов и средств обучения
41
45
Заключение 47
Список использованных источников 48
Курсовая
работа
разработка
ПЕРЕЧНЯ учебно-
для
производственного
обучения рабочих
по профессии «слесарь
по ремонту автомобилей»
Нижний
Тагил 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1. Анализ государственного образовательного стандарта начального профессионального образования и федерального компонента стандарта по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» | 5 |
1.1. Анализ модели учебного плана | 5 |
1.2. Анализ профессиональной характеристики слесаря по ремонту автомобилей | 7 |
1.3 Анализ федерального компонента содержания профессионального и специального циклов обучения | 12 |
2.
Анализ примерной (типовой) |
16 |
2.1. Анализ примерного (типового) учебного плана и разработка рабочего учебного плана | 16 |
2.2. Дидактический анализ примерных учебных программ и разработка рабочих тематических планов | 20 |
2.3. Разработка фрагмента рабочей учебной программы по производственному обучению. | 24 |
3.Разработка
методики производственного |
40 |
3.1 Определение целей изучения темы | 40 |
3.2. Проведение
поурочного планирования
3.3. Выбор организационных форм, методов и средств обучения |
41
45 |
Заключение | 47 |
Список использованных источников | 48 |
Введение
В
учреждения системы начального профессионального
образования, где господствует классно-урочная
система, предусматриваются различные
формы организации учебно-
Актуальность
настоящей работы определяется тем,
что в настоящее время к
уроку предъявляются
Таким образом, педагог профессионального обучения в настоящее время должен владеть методами проектирования и проведения современных уроков, поэтому в настоящей работе сделана попытка проанализировать требования к современным урокам на основании сравнения их с традиционными формами, имеющимися в классно-урочной системе и разработать перечень производственных работ для подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта» в условиях учреждений начального профессионального образования.
В процессе выполнения курсовой работы будут решены следующие задачи:
1. Анализ
государственного образовательного
стандарта начального
профессионального
образования и федерального
компонента стандарта
по профессии СЛЕСАРЬ
ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЬНОГО
ТРАНСПОРТА
1.1. Анализ модели учебного плана
Модель учебного плана это документ государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (ГОС НПО), определяющий форму представления учебного плана, предназначенный для организации всего учебного процесса в учебном заведении. Различают примерный учебный план и рабочий учебный план. В примерном учебном плане приводится лишь перечень предметов, периоды их изучения и объемы циклов (циклов и блоков) дисциплин и некоторых видов учебной работы. В рабочем учебном плане дается перечень учебных предметов; определяется порядок и последовательность их изучения; указывается количество часов, определенных на каждый предмет в неделю, в год и за весь курс обучения; перечисляются экзамены; устанавливается режим учебных занятий и структура учебного года.
Структура учебного плана, перечень учебных предметов, их объем, последовательность изучения и другие характеристики учебных планов устанавливаются на основе дидактических принципов. К ним относятся: преемственность всех ступеней образования в стране (принцип непрерывности), научность, систематичность, доступность, единство и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования.
В наше время к ним добавились новые: профессиональная мобильность, унификация и дифференциация, интенсификация, вариативность и индивидуализация, интеграция образования, гуманизация и демократизация, гуманитаризация, повышение информационной насыщенности, информатизация и компьютеризация образования.
Согласно принципу систематичности все учебные планы имеют предметно-цикловую структуру, которая позволяет формировать систему научных знаний и умений, их логическую взаимосвязь.
Модель учебного плана включает в себя следующие компоненты содержания образования: федеральный, национально-региональный и местный. Федеральный компонент является обязательным и одинаковым для всех учебных заведений начального профессионального образования на всей территории Российской Федерации. Национально-региональный компонент определяется на региональном уровне и действителен только в каждом конкретном регионе. Местный компонент является дополнительным, определяемый непосредственно учебным заведением (обязательный выбор из перечня предметов по выбору и факультативные предметы, определяемые учебным заведением самостоятельно).
Компоненты содержания распределяются по видам подготовки: общеобразовательная подготовка и профессиональная подготовка. Виды подготовки делятся на циклы. Общеобразовательная подготовка включает в себя гуманитарный и естественнонаучный циклы, а профессиональная – общетехнический, общепрофессиональный и профессиональный циклы.
Структурные элементы модели призваны определить содержание образования, объемы и сроки подготовки. Модель отражает рамки стандарта, которые не являются жесткими. Распределение циклов и предметов по последовательности изучения осуществляется с учетом межпредметных связей и принципа интегративности, т. к. некоторые циклы и предметы базируются на других. За счет наличия интервалов часов на подготовку и резервов времени на углубленное изучение, имеются широкие возможности выбора образовательной стратегии: от углубленной общеобразовательной до углубленной профессиональной подготовки, т. к. имеется возможность варьировать объемы подготовки по видам подготовки, циклам и предметам.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
модель учебного плана отражает следующие
принципы: вариативность подготовки,
непрерывность и
Предоставляются
следующие академические
-
выбор предметов из числа
-
наличие национально-
-
предметы по выбору и
- выбор объемов подготовки по циклам и предметам;
- наличие резервов времени;
-
выбор названий предметов.
Производственное обучение входит в раздел «Профессиональная подготовка», который является наиболее гибкой частью модели учебного плана.
В
соответствии с ориентацией
1.2. Анализ профессиональной характеристики
Профессиональная характеристика – описательная модель профессии (специальности), определяющая ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к профессиональной подготовке и к контингенту обучаемых.
Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры профессиональной деятельности: ее основные виды и теоретические основы.
Профессиональная характеристика содержит:
- название профессии;
- интегрируемые специальности;
- название и сферу применения профессии:
-
основные виды деятельности в
рамках профессии и
-
теоретические основы
- требования к личности рабочего (служащего), уровню его общего образования
Такова структура профессиональной характеристики во всех стандартах по профессиям начального профессионального образования. Профессиональные характеристики, содержащиеся в ГОС, могут быть дополнены и расширены работниками образовательных учреждений с учетом региональных и местных особенностей, с учетом специфических требований к рабочей профессии со стороны местных работодателей. При корректировке профессиональной характеристики не допускается изменять содержащиеся в ней федеральные требования к знаниям и умениям. Для дополнения профессиональной характеристики используют:
Проектируя учебный процесс для подготовки рабочих по профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта», мы пользовались государственным образовательным стандартом начального профессионального образования именно по этой профессии.
Для оценки соответствия требований к знаниям и умениям профессиональной характеристики требованиям современного производства нам было необходимо сравнить их с требованиями тарифно-квалификационной характеристики Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), которые дополняются по мере появления нового оборудования и новых видов работ. Сопоставив требования к знаниям и умениям профессиональной характеристики с требованиями тарифно-квалификационной характеристики Единого тарифно-квалификационного справочника работ для профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта» (Таблица 1), мы заметили, что профессиональная характеристика содержит все требования, содержащиеся в тарифно-квалификационной характеристике, т. е. она удовлетворяет требованиям современного производства.