Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа
"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Введение. 3
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5
1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7
1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13
2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13
2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17
2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28
2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32
Заключение............................................................................................................ 41
Список литературы................................................................................................43
с.30-31).
В связи сменой ценностей в обществе нужно проанализировать процесс
нравственного
воспитания.
2. Сущность и природа нравственного воспитания.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к
понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила
поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков,
результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается
нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым
(коллективом, классом, народом, обществом).(9, с.191-192).
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для
воли, совести человека».(6, с.345) Он считал: «Нравственный --
противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт
человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине
духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним
духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному -
добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с
совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и
чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой,
безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок
нравственный, доброй нравственности, доблести». (6, с. 558).
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.
Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке
говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного
достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели:
нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и
вообще обладающего всеми добродетелями человека». (1, с. 360).
Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых
нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех
наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра». (20, с.345).
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
Нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального
сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек
нравственного поведения.
Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в
воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в
усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к
нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда
они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные
убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного
поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном
отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания,
воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель
соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.
(14, с.153-159).
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный
процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали,
организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с
учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. (10, с.265).
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует
считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во
времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его
концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с
элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей
используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип
последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
(2, с.386).
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии
и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе
современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают
воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую
роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые,
направленные
на выработку определенного рода отношений.
3. Формирование нравственности учащихся
- важнейшая задача школы.
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет
формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами
социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей
между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной
мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества,
подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом
обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых
является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и
деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые
нормы и различные постановления государственных органов, производственно-
административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и
инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.
Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей
различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с
одной стороны, и нравственность - с другой. Правовые и административные
нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность
несет юридическую или административную ответственность. Иное дело
нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере,
такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение
зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает,
общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия
на него - силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и,
наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки
приобретают уже более серьёзный характер. Таким образом соблюдение
моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на
сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и
необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка
личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и
правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.
Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с
моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что
одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль
здесь играет сам характер нравственности и ее содержание.
Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой
общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи,
привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно
заметили, что нравственность личности не может основываться только на её
моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда
соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных
способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных
требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку
она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса,
вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное
воспитание, повышение его содержательности и педагогической
действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних
времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее
влияние на формирование положительных качеств, но и является главной
задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. (20,
с.340-342).
Одна из задач нравственного воспитания школы - правильно организовать
деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации
нравственного
воспитания (формы и методы).
4. Общее понятие о формах, методах нравственного
воспитания.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи
разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма
воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ
организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного
процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между
воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества
воспитанников, - охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики
(фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее
распространенная классификация. (13, с. 157).
Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности