Работа классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Оглавление

Введение. 3

Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5

1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5

1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7

1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10

Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13

2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13

2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17

2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28

2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32

Заключение............................................................................................................ 41

Список литературы................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

с.30-31).

    В связи сменой ценностей  в  обществе  нужно  проанализировать  процесс

нравственного воспитания. 

               2. Сущность и природа нравственного воспитания. 

    В кратком словаре по  философии  понятие  нравственности  приравнено  к

понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) -  нормы,  принципы,  правила

поведения людей, а так же само  человеческое  поведение  (мотивы  поступков,

результаты  деятельности),   чувства,   суждения,   в   которых   выражается

нормативная регуляция отношений людей друг с  другом  и  общественным  целым

(коллективом, классом, народом, обществом).(9, с.191-192).

    В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье,  правила  для

воли,   совести   человека».(6,   с.345)   Он   считал:   «Нравственный    --

противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный.  Нравственный  быт

человека  важнее  быта  вещественного».  «Относящийся   к   одной   половине

духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее  с  ним

духовное начало, к умственному относится истина и ложь,  к  нравственному  -

добро  и  зло.  Добронравный,  добродетельный,  благонравный,  согласный   с

совестью, с законами правды, с достоинством человека  с  долгом  честного  и

чистого   сердцем   гражданина.   Это    человек    нравственный,    чистой,

безукоризненной  нравственности.   Всякое   самоотвержение   есть   поступок

нравственный, доброй нравственности, доблести». (6, с. 558).

      Мыслители разных веков трактовали понятие  нравственности  по-разному.

Еще  в  древней  Греции  в  трудах  Аристотеля   о   нравственном   человеке

говорилось:   «Нравственно   прекрасным   называют   человека   совершенного

достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по  поводу  добродетели:

нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного  и

вообще обладающего всеми добродетелями  человека». (1, с. 360).

     Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в  добрых

нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

    Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.  Толстой:  «Из  всех

наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том,  как  жить,

делая как можно меньше зла и как можно больше добра». (20, с.345).

      В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:

    Нравственное  воспитание  -  целенаправленное  формирование  морального

сознания, развитие  нравственных  чувств  и  выработка  навыков  и  привычек

нравственного поведения.

     Нравственное воспитание -  двухсторонний  процесс.  Он  заключается  в

воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е.  в

усвоении  ими  нравственных  понятий,  в  переживании  своего  отношения   к

нравственному  и  безнравственному  в  поступках  и   во   всем   поведении.

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда,  когда

они не  просто  заучены,  а  глубоко  осмыслены  и  превращены  в  моральные

убеждения. Наличие  таких  убеждений  и  устойчивых  привычек  нравственного

поведения  свидетельствует   о   воспитанности   человека   в   нравственном

отношении,  его  нравственной  зрелости.  Единство  нравственного  сознания,

воплощенное в устойчивых  нравственных  качествах,  -  важнейший  показатель

соответствия между процессом воспитания и нравственным  развитием  личности.

(14, с.153-159).

    Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как  целостный

процесс  педагогической,  соответствующей  нормам  общечеловеческой  морали,

организации  всей  жизни  школьников:  деятельности,  отношений,  общения  с

учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. (10, с.265).

      Специфической особенностью процесса нравственного  воспитания  следует

считать то, что он длителен и непрерывен,  а  результаты  его  отсрочены  во

времени.

      Существенным признаком процесса нравственного воспитания является  его

концентрическое  построение:  решение  воспитательных  задач  начинается   с

элементарного уровня и заканчивается более  высоким.  Для  достижения  целей

используются   все   усложняющиеся   виды   деятельности.    Этот    принцип

последовательности реализуется с учетом  возрастных  особенностей  учащихся.

(2, с.386).

      Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии

и формировании личности, тем больше значение имеет эта  проблема  в  системе

современного воспитания. На  нравственное  формирование  личности  оказывают

воздействие многие социальные условия и биологические факторы,  но  решающую

роль в  этом  процессе  играют  педагогические,  как  наиболее  управляемые,

направленные на выработку определенного рода отношений. 

      3. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы. 

    В процессе воспитания  личности  исключительно  важное  значение  имеет

формирование её  нравственности.  Дело  в  том,  что  люди,  будучи  членами

социальной системы и находясь во  множестве  общественных  и  личных  связей

между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или  иной

мере  согласовать  свою   деятельность   с   другими   членами   сообщества,

подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в  каждом

обществе вырабатывается множество  разнообразных  средств,  функций  которых

является  регуляция  поведения  человека  во  всех  сферах   его   жизни   и

деятельности. Такую регулирующую функцию, в  частности,  выполняют  правовые

нормы и различные постановления  государственных  органов,  производственно-

административные  правила  на  предприятиях  и   в  учреждениях,  уставы   и

инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

    Есть  существенные  отличия  в  том,  как  влияют  на  поведение  людей

различные правовые нормы, законы, административные  правила  и  указания,  с

одной стороны, и нравственность -  с  другой.  Правовые  и  административные

нормы и правила имеют обязательный характер,  и  за  их  нарушение  личность

несет  юридическую   или   административную   ответственность.   Иное   дело

нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся  к  её  сфере,

такого  обязательного  характера  не  имеют,  и  практически  их  соблюдение

зависит от самой личности. Когда  же  тот  или  иной  человек  их  нарушает,

общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство  воздействия

на  него  -  силу  общественного  мнения;  упрёки,  моральное  порицание  и,

наконец,  общественное  осуждение,  если  аморальные  действия  и   поступки

приобретают  уже  более  серьёзный  характер.   Таким   образом   соблюдение

моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным  образом  на

сознательности самой  личности,  на  понимание  ею  этих  норм  и  правил  и

необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований,  их  поддержка

личностью обычно ассоциируется с  добром.  Нарушение  же  моральных  норм  и

правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

    Понимание этого и  побуждает  личность  вести  себя  в  соответствии  с

моральными  требованиями  общества,  совершенствовать  свое  поведение,  что

одновременно означает и её  моральное  развитие.  Правда  немаловажную  роль

здесь играет сам характер нравственности и ее содержание.

    Моральные   усовершенствования   поддерживаются   не    только    силой

общественного мнения.  Большую  роль  в  этом  играют  нравственные  обычаи,

привычки  и  традиции,  которые  культивируются  в  обществе.   Люди   давно

заметили, что нравственность личности не  может основываться  только  на  её

моральной  сознательности,  что  она  становиться   более   прочной,   когда

соблюдение  нравственных  норм  и  правил  приобретает  характер   привычных

способов  поведения  и  деятельности.  Поскольку   соблюдение   нравственных

требований общества в конечном итоге зависит от  самой  личности,  поскольку

она выступает в качестве  хранительницы  и  субъекта  морального  прогресса,

вполне   понятно,   какое   огромное   значение   приобретает   нравственное

воспитание,    повышение    его    содержательности     и     педагогической

действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с  давних

времен считали, что нравственное воспитание  не  только  оказывает  решающее

влияние  на  формирование  положительных  качеств,  но  и  является  главной

задачей школы и должно быть в центре её  воспитательной  деятельности.  (20,

с.340-342).

    Одна из задач нравственного воспитания школы -  правильно  организовать

деятельность   ребёнка.   Поэтому   важно   изучить   способы    организации

нравственного воспитания (формы и методы). 

        4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 

    Процесс  воспитания  осуществляется  в  различных  формах  при   помощи

разнообразных методов,  приемов  и  воспитательных  средств.  Понятие  форма

воспитания  в  педагогической  литературе  определяют  так  -   это   способ

организации  воспитательного  процесса.  Формы  организации  воспитательного

процесса в самом общем виде отражают отношения, которые  складываются  между

воспитателями и воспитанниками.

    Классифицируют   формы   воспитания   в   зависимости   от   количества

воспитанников, - охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные  ученики

(фронтальная,    групповая,    индивидуальная    работа).    Это    наиболее

распространенная классификация. (13, с. 157).

    Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности

Информация о работе Работа классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников