Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа
"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Введение. 3
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5
1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7
1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13
2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13
2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17
2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28
2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32
Заключение............................................................................................................ 41
Список литературы................................................................................................43
Методы дилемм.
Они направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой. В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше - решать так называемые дилеммы.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы "за" и "против". Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.
Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при условии, что каждая дилемма должна:
1) иметь отношение к реальной жизни школьников;
2) быть по возможности простой для понимания;
3) быть незаконченной;
4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;
5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: "Как должен вести себя центральный герой?" Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. Обычно метод дилемм используется классным руководителем в старших классах.
Итак, мы проанализировали методы формирования нравственного поведения школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели. И ещё нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Поэтому методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью.
Таким
образом, теоретический анализ состояния
проблемы нравственного воспитания школьников
позволяет сделать вывод о том, что учеными
наработаны интересные подходы к данному
вопросу, которые можно взять на вооружение
для повышения нравственного воспитания
школьников.
2.3.
Семья - основа нравственного воспитания
личности.
В
процессе семейного воспитания формируется
целый ряд таких нравственных качеств
личности, которые другими участниками
воспитания детей не могут быть развиты
столь успешно. К ним относятся чувства
гуманизма, доброго сочувствия, внимательности,
сострадания, сопереживания, культуры
общения, нежности, отзывчивости, обязательности,
благодарности. И наоборот, именно в сфере
семейных отношений в зависимости от их
стиля и традиций произрастают чувства
эгоизма, черствости, неуважения к старшим,
невнимания к нуждам окружающих, безответственности
подростков, безжалостности, хамства,
грубиянства.
Вот почему родители и другие взрослые
члены семьи должны использовать в целях
нравственного воспитания каждый случай,
каждую из семейных традиций, быть образцом
в отношениях к своим собственным родителям,
приучать детей поздравлять дедушку, бабушку,
взрослых с днем рождения, регулярно терпеливо
ухаживать за ними, высказывать сочувствие
в нужный момент, делиться своими переживаниями,
впечатлениями о событиях дня, родители
должны прививать искренность суждений,
отношений к окружающим, правдивость и
в то же время предупредительность, благородное
умалчивание, если речь идет о болезни
родственника, о которой ему врачи не считают
возможным говорить, и пр. Спокойный анализ
каждого случая, в котором дети могли и
должны были бы проявить эти качества,
делает их воспитание особенно действенным.
Причем здесь важно не столько порицание
ошибок, сколько умелое поощрение удачных
действий, добрый совет, а не приказ, как
лучше поступить в подобном случае.
При наличии большого числа детей в семье
обеспечиваются более благоприятные условия
для их нравственного, личностного формирования,
менее возможны случаи развития таких
негативных качеств, как эгоизм, индивидуализм,
отчужденность, необщительность и др.
Родители должны хорошо знать действующие
в школе правила поведения школьников
и всемерно содействовать тому, чтобы
их ребенок приучился выполнять все требования
этих правил.
Конкретные
советы по реализации этих задач родители
могут получить в ходе общения с классным
руководителем, в родительских университетах.
В особой помощи со стороны учителей нуждаются
родители при выборе наиболее рациональных
методов нравственного воспитания. В семейном
воспитании можно использовать беседы
и рассказы (методы просвещения), методы
организации деятельности детей, методы
стимулирования положительного поведения
детей (поощрение, порицание и др.), методы
общения и др.
Доступные нравственные беседы исподволь
формируют у детей представление о хорошем
и плохом, добром и злом, сердечном и жестоком,
гуманном и бесчеловечном, честном и бесчестном,
правдивом и лживом. Начинаются эти беседы
в ходе рассказывания сказок и переходят
постепенно в целенаправленные ненавязчивые,
но систематические беседы о важнейших
идейных, нравственных качествах, об эстетическом
и физическом совершенствовании и др.
Но одними беседами проблемы нравственного
воспитания в семье не решить. Необходима
специальная организация опыта соответствующей
деятельности и поведения. Только тот
ребенок, который совершает добрые дела,
в будущем станет добрым, отзывчивым, внимательным.
Если же он не приучен к тому, чтобы, например,
написать письмо бабушке, принять участие
в семейном телефонном разговоре с нею,
то у него даже и не возникает потребности
поступить подобным образом в других аналогичных
ситуациях. Он постепенно утверждается
в своих эгоистических чувствах, ждет
внимания к себе от всех окружающих, а,
становясь взрослым, сам лишается счастья
в личной жизни, так как не может проявлять
взаимного внимания к окружающим членам
семьи и поэтому не видит от них ласки,
заботы и пр. В не меньшей мере испытывают
неудачи такие эгоисты и в производственных
коллективах, особенно в условиях бригадных,
групповых форм деятельности. Вот почему
надо активно применять в ходе семейного
воспитания организацию деятельности
и упражнений в отработке ценных привычек
нравственного поведения.
Эффективность методов просвещения, организации
деятельности и поведения значительно
возрастает в том случае, когда одновременно
применяются методы поощрения, порицания
и др. При их использовании очень важно
помнить классические положения А. С. Макаренко:
как можно больше требовательности к ребенку,
как можно больше уважения к нему. Вот
почему надо разумно сочетать требования
и поощрения, порицания и похвалы.
Велика роль в нравственном воспитании
детей методов правильной организации
детских общений. При удачно построенных
общениях ребенок не только расширяет
свой кругозор, не только перенимает некоторые
умения и навыки, а невольно копирует приемы
и способы поведения, типичные обороты
речи, манеру двигаться, осанку и пр. Все
это в условиях семьи связано с влиянием
личного примера родителей и других членов
семьи. Отсюда становится ясной та величайшая
ответственность родителей за собственное
воспитание, тот строжайший самоконтроль,
который должен быть присущ им в повседневной
жизни, чтобы методом примера они могли
формировать у своих детей чувства ответственного
отношения к своему делу, гражданственности,
доброты и отзывчивости к окружающим,
гуманизма, честности и правдивости, чувства
дружбы, товарищества и доброй человеческой
любви. Все это отражается затем в делах,
поведении, в словах, речи и в манере общения
воспитанников.
Естественно, что ни одна из названных
групп методов не может дать полного успеха.
Необходимо умелое сочетание и выбор тех
из них, которые в данной ситуации окажутся
наиболее подходящими. Для этого родители
должны всемерно опираться на помощь в
этом классных руководителей и учителей.
2.4 Формы
и методы работы классного руководителя
с родителями по нравственному воспитанию
школьников.
Обнаруживается
такая закономерность: родители должны
правильно воспитывать своих детей, но
так как они этого не умеют или не хотят
делать, педагогу приходится учить родителей.
Их необходимо вооружить психологическими
и педагогическими знаниями, указать способы
нравственного воспитания детей в семье.
Эффективность
воспитания ребенка сильно зависит от
того, насколько тесно взаимодействуют
школа и семья. Ведущую роль в организации
сотрудничества школы и семьи играют классные
руководители. Именно от их работы зависит
то, насколько семьи понимают политику,
проводимую школой по отношению к воспитанию,
обучению детей, и участвуют в ее реализации.
При этом семья должна рассматриваться
как главный заказчик и союзник в воспитании
детей, а объединение усилий родителей
и педагог создаст благоприятные условия
для развития ребенка. Функции классного
руководителя разнообразны, работа
с семьями своих учеников - важное направление
его деятельности.
Формы работы:
Заключение.
В результате выполнения данной курсовой работы Мною сделаны следующие выводы.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Без решительного изменения традиционных, во многом противоречивых взаимоотношений школы и семьи нельзя рассчитывать на успех в нравственном воспитании школьников.
Теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение для повышения нравственного воспитания школьников.
Психологи установили, что младшие школьники характеризуются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат в необходимость направленных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания, норм этического поведения и культуры, этических чувств.
В соответствии с поставленными в начале исследования задачами были:
1) проанализированы ключевые понятия исследования:
нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения;
форма воспитания - это способ организации воспитательного процесса;
методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения;
3) выделены задачи и функции классного руководителя;
4) указаны основные формы нравственного воспитания школьников: классный час, беседа, диспут по вопросам морали, читательская конференция и формы приобщения учащихся к искусству;
5) выяснили, что методы убеждения и методы упражнения, которые использовали в основном, дополняют методы стимулирования (поощрения и наказания), коррекции поведения, игровых ситуаций, метод дилемм и главный метод воспитывающих ситуаций. Методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве;
6) выделены формы и методы работы с родителями по нравственному воспитанию школьников;
Этой
работой подтверждена «закономерность
нравственного воспитания», которую сформулировал
В.А. Сухомлинский: «Если человека учат
добру -… в результате будет добро».
Только воспитывать надо постоянно, требовательно,
настойчиво, с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей детей и в постоянном
взаимодействии семьи и школы.
Список литературы.
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1989.
2. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М., 1987.
3. Харламов И.Ф. Педагогика- М., 1997.
4. Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. - 1993. - №9.
5. Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. - Л., 1974.
6. Новиков Н. И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей»// Умом и сердцем. - М., 1989.
7. Варюхина С. И. Истоки доброты. - Минск, 1987.
8. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. - 1993. - №6.
9. Игнатова И. как помочь родителям организовать конструктивное взаимодействие с ребёнком// Воспитание школьников. - 2008. - №1
10.Фролова И. Классное руководство труд творческий и вдохновенный// Воспитание школьников. - 2007. - №5.
11. Кожанова Н. Е. Учителя и родители партнёры в воспитании ребёнка// Начальная школа. - 1995.- № 6.
12. Цветкова Л. Н. Как я работаю с родителями // Начальная школа. - 1995.- № 7
13. Мартьянова
А. И. Нравственное воспитание: содержание
и формы // Начальная школа. - 2007.- № 7.
ДОКЛАД
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, --
значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Характер и нравственное поведение ребенка -это
слепок с характера родителей,
он развивается в ответ на их характер и их поведение.
Эрих
Фромм