Работа классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Оглавление

Введение. 3

Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5

1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5

1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7

1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10

Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13

2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13

2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17

2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28

2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32

Заключение............................................................................................................ 41

Список литературы................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Федеральное агентство по образованию 
 

Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского 
 

ФАКУЛЬТЕТ (ИНСТИТУТ) начального образования 

КАФЕДРА педагогики начального обучения 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

ТЕМА:  Работа классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников. 
 
 

Студентки  4-го курса

Группа НОЗ-41                                                                                                                                                                                                                                  

«7» июня 2010г                                  Муравьёвой Елены Викторовны 

Научный руководитель кандидат педагогических наук                                                         

должность старший преподаватель

«___» __________2010г                                     ________________Н. И. Климова

                                                                              _________________________

   
 
 
 
 

Калуга  2010г.

 

Содержание:

Введение. 3

Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5

1.1.  Сущность и природа нравственного воспитания. 5

1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7

1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. ……  10

Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13

2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13

     2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17                      

       2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28

       2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по  нравственному воспитанию школьников………………………………………32

Заключение............................................................................................................ 41

Список литературы................................................................................................43

 

Введение.

      "Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении"                                                                                                                                   Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.                                          Воспитание начинается в семье. В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы.                                                  Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя - классного руководителя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей - одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе или только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.   Нравственное воспитание  школьников является одной из сложнейших задач классного руководителя. Для решения этой задачи классному руководителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на нравственное воспитание не только в формировании учебной деятельности, но и во взаимодействии с семьей учащихся. В этом заключается актуальность исследования проблемы нравственного воспитания.                                                                                                                                  Целью исследования является определение путей оптимизации нравственного воспитания детей  школьного возраста в единстве семьи и школы.                                                                                                              Объект исследования - процесс нравственного воспитания  школьников.                                                               Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в единстве семьи и школы.                                                                                                     Гипотеза - эффективность нравственного воспитания  школьников может быть достигнута на следующих условиях:                                                                                                                                                                                     - планомерной и систематической работе по ознакомлению школьников с понятиями нравственной воспитанности;                                                                                                                                                                            - использования разнообразных форм и методов работы учителя с детьми школьного возраста;                                                                                                       - использования разнообразных форм и методов работы учителя с родителями учащихся.                                     

Задачи:

1. Ознакомление с соответствующей литературой по проблеме;                                                                                             2. Проанализировать задачи и содержание нравственного воспитания  школьников;                                                                                                                         3. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с родителями для осуществления нравственного воспитания школьников 
 

 

Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания.

1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 

     Термин «нравственность» берёт своё начало от слова «нравы». По-латыни «нравы» звучат как «морас» - мораль. Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение нравственности: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами»

     Следовательно, нравственный человек - это добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. 
А нравственная культура личности - это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. От того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.

     Человек - существо социальное. Поэтому люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. С этой целью в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности --  в учении в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д.

     Поэтому целью нравственного воспитания  является формирование социально, духовно и морально зрелой личности учащихся, формирование у них потребности и мотивационной готовности к принятию базовых компонентов культуры, приобщение их к нравственно-этическим и эстетическим нормам, к культурным традициям.

     Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

     Элементами нравственной культуры личности являются культура этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием и различать добро и зло), культура чувств (доброжелательное отношение к людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей), культура поведения и этикет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 

     Единство воспитывающего влияния учителей, вожатых, сотрудников школы, родителей и представителей общественности на учащихся -- одно из главных требований к организации процесса нравственного воспитания. Оно вытекает из интересов государства и народа, каждой семьи и общества в целом.

     Каждый канал нравственного воспитания молодежи имеет свои специфические условия и возможности. Семья, так же как и школа, формирует гражданские, идейно-нравственные качества личности, готовит детей к самостоятельному труду и выбору профессии, руководствуясь общественными целями воспитания. Но различный уровень образования, общей и педагогической культуры родителей, разнообразие их общественных запросов и стремлений, своеобразие взглядов на воспитание детей, обусловленное жизненным опытом, привычками, наклонностями, убеждениями, выработанными в процессе собственного развития и воспитания, определяют в совокупности специфичность условий воспитания в семье по сравнению со школой.

     Семья является таким воспитательным коллективом, в котором в процесс целенаправленного воспитания (преднамеренного обучения и руководства) организован значительно меньше, чем в школе. В семье ребенок слабее ощущает себя объектом открытых воспитательных воздействий и активнее утверждается как субъект самостоятельной жизнедеятельности. Главное преимущество родителей с педагогической точки зрения состоит в том, что их воздействие всегда обращено непосредственно к ребенку, т. е. носит индивидуальный характер. Родители могут лучше понять сына или дочь и учесть его нравственно-психологические особенности. Но в то же время воспитательные возможности родителей, особенно в малодетной семье, ограниченны, так как не подкрепляются параллельным действием организованного детского коллектива, как это можно наблюдать в школе или многодетной семье.

     Родители имеют преимущество и в использовании самых различных жизненных ситуаций с целью нравственного воспитания. Эти ситуации охватывают многие стороны жизни и деятельности ребенка, которые или не имеют места в школьной жизни, или затрагивают ребенка очень слабо. Например, ситуации, в которых подросток может проявлять свою взрослость, сделать нравственный выбор, самостоятельно решить какой-либо трудный жизненный вопрос, важный для него и семьи. Такого рода ситуации активно содействуют приобщению подростка к осознанию им личных и общественных ценностей, формированию интимных чувств и отношений, т. е. способствуют развитию его внутреннего мира.

     Успешность нравственного формирования школьника во многом зависит от умения учителя работать с родителями. Формы и методы работы школы с родителями различные: собрания, беседы, консультации, специально организованное педагогическое просвещение; включение родителей в качестве помощников в воспитательный процесс. Огромное значение имеют отношения, которые складываются между учителем и родителями школьников. Ведущую роль в этих отношениях играет педагог. Для него воспитание является профессиональной деятельностью. Он владеет арсеналом воспитательных средств, которые умело, использует в различных педагогических ситуациях.

     Учитель информирует родителей о поступках ребенка: его успехах и неудачах, отношении к своим обязанностям и т. д. Взаимопонимание с родителями во многом достигается тем, насколько учитель соблюдает меру в положительных и отрицательных оценках. Поэтому педагогу следует оценивать конкретный поступок школьника, а не личность ребенка в целом, вместе с родителями находить пути улучшения или исправления создавшегося положения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания.

    Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.

    Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, - охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация.  Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

Информация о работе Работа классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников