Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа
"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Введение. 3
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5
1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7
1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13
2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13
2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17
2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28
2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32
Заключение............................................................................................................ 41
Список литературы................................................................................................43
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
агентство по образованию
Калужский
государственный педагогический университет
им. К.Э.Циолковского
ФАКУЛЬТЕТ (ИНСТИТУТ) начального образования
КАФЕДРА
педагогики начального обучения
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ТЕМА: Работа
классного руководителя с родителями
по нравственному воспитанию школьников.
Студентки 4-го курса
Группа НОЗ-41
«7» июня 2010г
Научный руководитель
кандидат педагогических наук
должность старший преподаватель
«___» __________2010г
Калуга 2010г.
Содержание:
Введение. 3
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5
1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7
1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13
2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13
2.2. Методы нравственного воспитания школьников
в работе классного руководителя………………………………………………
2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28
2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32
Заключение....................
Список
литературы....................
Введение.
"Нравственное
воспитание - одна из важнейших сторон
многогранного процесса становления личности,
освоение индивидом моральных ценностей,
выработка им нравственных качеств, способности
ориентироваться на идеал, жить согласно
принципам, нормам и правилам морали, когда
убеждения и представления о должном воплощаются
в реальных поступках и поведении"
Задачи:
1. Ознакомление
с соответствующей литературой по проблеме;
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания.
1.1.
Сущность и природа нравственного воспитания.
Термин «нравственность» берёт своё начало от слова «нравы». По-латыни «нравы» звучат как «морас» - мораль. Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение нравственности: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами»
Следовательно,
нравственный человек - это добронравный,
добродетельный, благонравный, согласный
с совестью, с законами правды, с достоинством
человека, с долгом честного и чистого
сердцем гражданина.
А нравственная культура личности
- это характеристика нравственного развития
личности, в которой отражается степень
освоения ею морального опыта общества,
способность последовательного осуществления
в поведении и отношениях с другими людьми
ценностей, норм и принципов, готовность
к постоянному самосовершенствованию.
Личность аккумулирует в своем сознании
и поведении достижения нравственной
культуры общества. От того, насколько
высок уровень культуры общества, во многом
зависит его развитие и прогресс.
Человек - существо социальное. Поэтому люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. С этой целью в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности -- в учении в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д.
Поэтому целью нравственного воспитания является формирование социально, духовно и морально зрелой личности учащихся, формирование у них потребности и мотивационной готовности к принятию базовых компонентов культуры, приобщение их к нравственно-этическим и эстетическим нормам, к культурным традициям.
Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.
Элементами
нравственной культуры личности являются
культура этического мышления
(«способность морального суждения», умение
пользоваться этическим знанием и различать
добро и зло), культура чувств (доброжелательное
отношение к людям, заинтересованное и
искреннее сопереживание их горестей
и радостей), культура поведения и этикет.
1.2. Формирование
нравственности учащихся - важнейшая задача
семьи и школы.
Единство воспитывающего влияния учителей, вожатых, сотрудников школы, родителей и представителей общественности на учащихся -- одно из главных требований к организации процесса нравственного воспитания. Оно вытекает из интересов государства и народа, каждой семьи и общества в целом.
Каждый канал нравственного воспитания молодежи имеет свои специфические условия и возможности. Семья, так же как и школа, формирует гражданские, идейно-нравственные качества личности, готовит детей к самостоятельному труду и выбору профессии, руководствуясь общественными целями воспитания. Но различный уровень образования, общей и педагогической культуры родителей, разнообразие их общественных запросов и стремлений, своеобразие взглядов на воспитание детей, обусловленное жизненным опытом, привычками, наклонностями, убеждениями, выработанными в процессе собственного развития и воспитания, определяют в совокупности специфичность условий воспитания в семье по сравнению со школой.
Семья является таким воспитательным коллективом, в котором в процесс целенаправленного воспитания (преднамеренного обучения и руководства) организован значительно меньше, чем в школе. В семье ребенок слабее ощущает себя объектом открытых воспитательных воздействий и активнее утверждается как субъект самостоятельной жизнедеятельности. Главное преимущество родителей с педагогической точки зрения состоит в том, что их воздействие всегда обращено непосредственно к ребенку, т. е. носит индивидуальный характер. Родители могут лучше понять сына или дочь и учесть его нравственно-психологические особенности. Но в то же время воспитательные возможности родителей, особенно в малодетной семье, ограниченны, так как не подкрепляются параллельным действием организованного детского коллектива, как это можно наблюдать в школе или многодетной семье.
Родители имеют преимущество и в использовании самых различных жизненных ситуаций с целью нравственного воспитания. Эти ситуации охватывают многие стороны жизни и деятельности ребенка, которые или не имеют места в школьной жизни, или затрагивают ребенка очень слабо. Например, ситуации, в которых подросток может проявлять свою взрослость, сделать нравственный выбор, самостоятельно решить какой-либо трудный жизненный вопрос, важный для него и семьи. Такого рода ситуации активно содействуют приобщению подростка к осознанию им личных и общественных ценностей, формированию интимных чувств и отношений, т. е. способствуют развитию его внутреннего мира.
Успешность нравственного формирования школьника во многом зависит от умения учителя работать с родителями. Формы и методы работы школы с родителями различные: собрания, беседы, консультации, специально организованное педагогическое просвещение; включение родителей в качестве помощников в воспитательный процесс. Огромное значение имеют отношения, которые складываются между учителем и родителями школьников. Ведущую роль в этих отношениях играет педагог. Для него воспитание является профессиональной деятельностью. Он владеет арсеналом воспитательных средств, которые умело, использует в различных педагогических ситуациях.
Учитель
информирует родителей о поступках ребенка:
его успехах и неудачах, отношении к своим
обязанностям и т. д. Взаимопонимание с
родителями во многом достигается тем,
насколько учитель соблюдает меру в положительных
и отрицательных оценках. Поэтому педагогу
следует оценивать конкретный поступок
школьника, а не личность ребенка в целом,
вместе с родителями находить пути улучшения
или исправления создавшегося положения.
1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, - охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация. Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания: