Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа
"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Введение. 3
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5
1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7
1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13
2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13
2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17
2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28
2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32
Заключение............................................................................................................ 41
Список литературы................................................................................................43
Иногда родители с упоением рассказывают о том, что стоит им только глянуть на ребенка, он тут же сникает, становится смирным и послушным. Однако чаще всего это оборачивается большими проблемами. Необдуманная, нарочитая строгость приводит к лукавству ребенка, притворству и отчуждению.
Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания -- понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве долге. Помимо понятий к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, так как без них невозможна высокая духовность и доброта.
«Настоящим человеком становится только тот, -- писал В.А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки... Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, -- вот одно из золотых правил воспитания подростков».
Что же такое потребность? Потребность -- это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.
Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении -- хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей. В то время как крик, грубые интонации -- приведут к противоположным результатам.
Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.
Нравственные потребности состоят из следующих элементов:
Эмпатия -- способность человека понять затруднительное положение или состояние другого человека, умение войти в его внутренний мир. Человек, умеющий проявлять эмпатию, это -- душевный, отзывчивый человек.
Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость -- это целый спектр чувств: сочувствие, сострадание, сопереживание. Иногда родители говорят о том, что у маленьких детей достаточно сложно воспитывать отзывчивость. С этим нельзя согласиться. Простой пример. Ребенку дают конфету, он берет ее и пытается угостить ею маму, папу, бабушку, но взрослые отказываются, говоря ребенку, что он должен кушать сам, так как ему нужно расти. Проведя такой «эксперимент» несколько раз, можно быть уверенным, что ребенок вскоре перестанет что-либо кому-либо предлагать. Таким образом, он получил урок отзывчивости, доброты и т. д.
Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях. Еще одной важной потребностью, культивируемой в семье с самого раннего возраста ребенка, является нравственная ценность.
Нравственная ценность - это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребенка в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки -это то, что в отцовском и материнском доме признается как возможное и как невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи.
Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает -говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, врождённый эгоизм или эгоцентризм в нём будет преодолевается.
Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.
Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы и собственный пример родителей.
Одной из самых важных нравственных потребностей является способность ребенка и взрослого проявлять доброту на деле, а не на словах.
Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.
Еще одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести (совестливости). Понятие «совесть» в словаре трактуется так: «Совесть - это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т.п.».
Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.
Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека -- чувство вины в случае невыполнения каких-либо обязательств.
Осознание ребёнком сущности понятия «совесть» подготавливается всем содержанием нравственного воспитания в семье. И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред.
Первейшая задача родителей -- воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми, приносящими благо обществу.
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие...
Воспитать развитые нравственные потребности -- главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.
Во-вторых, родителя должны развивать сами в себе нравственные потребности.
В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
В-четвертых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также четко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз проблем, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжёл. Конец 2-го тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой разрушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм.
Следствием этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в обществе с давних пор.
Основы нравственности утверждали Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и В.Н. Сухомлинский.
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра», - писал Л.Н.Толстой.
Но если педагоги - классики, писатели, поэты, учёные признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.
Однако нравственное воспитание не ограничивается только рамками уроков. Среди других направлений этой деятельности в школе наиболее эффективными
являются:
- проведение семинаров по проблемам нравственности;
- участие ребят в классных часах, беседах, дискуссиях на этические темы;
- встречи учащихся с деятелями литературы, ветеранами войны;
Именно в процессе этих мероприятий учащиеся знакомятся с особенностями внутреннего мира человека, нравственными ценностями и нормами взаимоотношений в обществе, в семье, происходит взаимодействие подростка с окружающим миром взрослых и сверстников.
Эффективное воспитание и обучение, формирующие образованную культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности и побуждения его к саморазвитию и самовоспитанию. Поистине, «чтобы воспитать человека во, всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).
В определении уровня воспитанности своих учеников нам помогают «методики изучения личности учащихся».
Классным руководителям 1-2-х и 3-5-х классов предлагается методика Н.П. Капустина, по которой ребенок оценивает себя вместе с родителями, его же оценивает учитель и выводится итоговая оценка. Затем высчитывается средний бал и определяется уровень воспитанности. Классным руководителям 6-9-х и 10-11-х классов предлагается диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся М.И. Шиловой. Пользуясь этой программой, на основе педагогических наблюдений классный руководитель определит уровень воспитанности учащихся на данный момент и заполнит сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся.
Классным руководителям 6-9-х и 10-11-х классов предлагается также методика Н.П. Капустина по определению уровня воспитанности, по которой учитель может поработать в течение года вместе со своими учениками.
Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой непоправимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (телесного или этического) большего вреда общества нанести невозможно. Разве использование законов и правил нравственного поведения меньше нужны человеку, чем знание химии или физики?
После школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.
Нравственное воспитание - это важнейшая задача формирования личности.
Нравственность
должна стоять впереди и вести за собой
интеллект.
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе. 7
1. Проблема ценностей
в российском обществе. 7
2. Сущность и природа нравственного воспитания.
9
3. Формирование нравственности учащихся
- важнейшая задача школы. 12
4. Общее понятие о формах, методах нравственного
воспитания. 14
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. 18
процессе семейного
воспитания формируется целый ряд таких
нравственных качеств личности, которые
другими участниками воспитания детей
не могут быть развиты столь успешно. К
ним относятся чувства гуманизма, доброго
сочувствия, внимательности, сострадания,
сопереживания, культуры общения, нежности,
отзывчивости, обязательности, благодарности.
И наоборот, именно в сфере семейных отношений
в зависимости от их стиля и традиций произрастают
чувства эгоизма, черствости, неуважения
к старшим, невнимания к нуждам окружающих,
безответственности подростков, безжалостности,
хамства, грубиянства.
Вот почему родители и другие взрослые
члены семьи должны использовать в целях
нравственного воспитания каждый случай,
каждую из семейных традиций, быть образцом
в отношениях к своим собственным родителям,
приучать детей поздравлять дедушку, бабушку,
взрослых с днем рождения, регулярно терпеливо
ухаживать за ними, высказывать сочувствие
в нужный момент, делиться своими переживаниями,
впечатлениями о событиях дня, родители
должны прививать искренность суждений,
отношений к окружающим, правдивость и
в то же время предупредительность, благородное
умалчивание, если речь идет о болезни
родственника, о которой ему врачи не считают
возможным говорить, и пр. Спокойный анализ
каждого случая, в котором дети могли и
должны были бы проявить эти качества,
делает их воспитание особенно действенным.
Причем здесь важно не столько порицание
ошибок, сколько умелое поощрение удачных
действий, добрый совет, а не приказ, как
лучше поступить в подобном случае.
При наличии большого числа детей в семье
обеспечиваются более благоприятные условия
для их нравственного, личностного формирования,
менее возможны случаи развития таких
негативных качеств, как эгоизм, индивидуализм,
отчужденность, необщительность и др.
Родители должны хорошо знать действующие
в советской школе правила поведения школьников
и всемерно содействовать тому, чтобы
их ребенок приучился выполнять все требования
этих правил.
Конкретные советы по реализации этих
задач родители могут получить в ходе
бесед с классным руководителем, в родительских
университетах.
В особой помощи со стороны учителей нуждаются
родители при выборе наиболее рациональных
методов нравственного воспитания. В семейном
воспитании можно использовать беседы
и рассказы (методы просвещения), методы
организации деятельности детей, методы
стимулирования положительного поведения
детей (поощрение, порицание и др.), методы
общения и др.
Доступные нравственные беседы исподволь
формируют у детей представление о хорошем
и плохом, добром и злом, сердечном и жестоком,
гуманном и бесчеловечном, честном и бесчестном,
правдивом и лживом. Начинаются эти беседы
в ходе рассказывания сказок и переходят
постепенно в целенаправленные ненавязчивые,
но систематические беседы о важнейших
идейных, нравственных качествах, об эстетическом
и физическом совершенствовании и др.
Но одними беседами проблемы нравственного
воспитания в семье не решить. Необходима
специальная организация опыта соответствующей
деятельности и поведения. Только тот
ребенок, который совершает добрые дела,
в будущем станет добрым, отзывчивым, внимательным.
Если же он не приучен к тому, чтобы, например,
написать письмо бабушке, принять участие
в семейном телефонном разговоре с нею,
то у него даже и не возникает потребности
поступить подобным образом в других аналогичных
ситуациях. Он постепенно утверждается
в своих эгоистических чувствах, ждет
внимания к себе от всех окружающих, а
становясь взрослым, сам лишается счастья
в личной жизни, так как не может проявлять
взаимного внимания к окружающим членам
семьи и поэтому не видит от них ласки,
заботы и пр. В неменьшей мере испытывают
неудачи такие эгоисты и в производственных
коллективах, особенно в условиях бригадных,
групповых форм деятельности. Вот почему
надо активно применять в ходе семейного
воспитания организацию деятельности
и упражнений в отработке ценных привычек
нравственного поведения.
Эффективность методов просвещения, организации
деятельности и поведения значительно
возрастает в том случае, когда одновременно
применяются методы поощрения, порицания
и др. При их использовании очень важно
помнить классические положе ния А. С.
Макаренко: как можно больше требовательности
к ребенку, как можно больше уважения к
нему. Вот почему надо разумно сочетать
требования и поощрения, порицания и похвалы.
Велика роль в нравственном воспитании
детей методов правильной организации
детских общений. При удачно построенных
общениях ребенок не только расширяет
свой кругозор, не только перенимает некоторые
умения и навыки, а невольно копирует приемы
и способы поведения, типичные обороты
речи, манеру двигаться, осанку и пр. Все
это в условиях семьи связано с влиянием
личного примера родителей и других членов
семьи. Отсюда становится ясной та величайшая
ответственность родителей за собственное
воспитание, тот строжайший самоконтроль,
который должен быть присущ им в повседневной
жизни, чтобы методом примера они могли
формировать у своих детей чувства ответственного
отношения к своему делу, гражданственности,
доброты и отзывчивости к окружающим,
гуманизма, честности и правдивости, чувства
дружбы, товарищества и доброй человеческой
любви. Все это отражается затем в делах,
поведении, в словах, речи и в манере общения
воспитанников.
Естественно, что ни одна из названных
групп методов не может дать полного успеха.
Необходимо умелое сочетание и выбор тех
из них, которые в данной ситуации окажутся
наиболее подходящими. Родители должны
всемерно опираться на помощь в этом классных
руководителей и учителей.