Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа
"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Введение. 3
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5
1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7
1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13
2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13
2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17
2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28
2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32
Заключение............................................................................................................ 41
Список литературы................................................................................................43
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем,
воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина
этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
Анализируя это явление Л. Толкачёва говорит: проблемы воспитания
относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом,
но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше
общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное
воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих
определенной культурой.(18, с.49). В обоснование этого факта можно привести
постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также
готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия
на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда
вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных
ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, - в том числе и
экономической неустроенности. (12, с.6-7).
Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно
необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Вот почему
нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не
большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не
согласиться с В. Г. Белинским « Есть много родов воспитания, но всех выше
должно стоять образование нравственное». (3, с.220). Психолог А.З. Рахимов
считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся,
оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы,
законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве
владеть законами нравственности. (16, с.11-12).
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью
всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят
обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках
другого характера (например, телесного или этического) большего вреда
обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в нравственном
воспитании отводят классному руководителю.
Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по
нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами
проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва,
Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в
которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного
воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания,
форм, методов нравственного воспитания.
Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия
писателей, видных учёных-педагогов, внесших значительный вклад в разработку
проблем нравственного воспитания школьников (Н.И. Болдырев, М.И. Рожков,
И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская.).
И.Ф. Харламов считает, что многие вопросы, связанные с методической
основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть которыми необходимо для
осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В
педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации
нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне
по конкретным причинам. Важнейшая из них - недостаточная научная
разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его
содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным
образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и
формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания
нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах
говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии
процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил.
Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно
четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как
целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности
школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.
Но ведь на практике классные руководители не занимаются воспитанием каждого
из этих нравственных качеств в отдельности. (19, с.3).
Учитывая все это, нужно раскрыть не только методические, но и
теоретические вопросы нравственного воспитания.
Всё выше изложенное позволило выбрать следующую тему для настоящего
исследования: «Классный руководитель как организатор нравственного развития
учащихся».
Объект исследования - процесс нравственного воспитания школьников.
Предмет исследования - формы и методы организации нравственного
воспитания школьников 5-6 классов.
Цель работы - выявить условия эффективного формирования нравственности
школьников.
Гипотеза исследования - процесс нравственного воспитания будет
эффективным и будет способствовать развитию нравственности у школьников,
если:
. Будут выделены принципы: целостность, последовательность,
систематичность и другие.
. Будут использованы динамичные, тренинговые формы работы и методы
упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью и другие.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в современной педагогической
теории.
2. Рассмотреть различные формы и методы организации нравственного
воспитания.
3. Разработать этические воспитательные дела (классный час, беседу,
игру, обсуждение и другие), с использованием различных методов
организации нравственного воспитания.
4. Определить методические рекомендации взаимодействия учителя и
учащихся в процессе нравственного воспитания.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были
использованы такие методы исследования: теоретические (изучение состояния
исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез) и
эмпирические
(обобщение опыта).
Глава I: Теоретические
основы нравственного воспитания в школе.
1. Проблема ценностей в российском обществе.
Прежде чем рассматривать вопросы нравственного воспитания, нужно знать
ценности общества в современном мире.
Положение ценностей в России в начале XXI века:
Нельзя не согласиться с Н.Д. Никандровым, что изучение таких групп
ценностей, как жизнь и природа, любовь и семья, эротика и секс, культура и
образование, досуг, труд, карьера, собственность, богатство, идеология,
политика, свобода, власть приводит к выводу о кризисном состоянии общества
в этом аспекте.
Так, ценность жизни, казалось бы не может подвергаться сомнению. Однако
если посмотреть на устрашающую статистику роста преступлений, добавить к этому ухудшающуюся экологию, проблему питания, цен, совершенно не соответствующих зарплатам подавляющего большинства российских граждан, ухудшение здоровья, резко понижающуюся продолжительность жизни и рост смертности, - наивысший рейтинг жизни как естественного права человека не соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни.
Определенный оптимизм внушает отношение к группе ценностей, связанных с семьёй, сексуальностью. Семья по-прежнему остается важнейшей ценностью человека, по-прежнему любовь считается естественной основой создания семьи. К сожалению, и здесь тяжелое материальное положение россиян вносит поправки. Растет число разводов, основной становится однодетная семья. Как и во всем мире, половая мораль стала в России достаточно свободной. Фактически все более распространяется и проституция.
Меняется отношение к образованию. Образование мало вознаграждается
реальной жизнью. Если мальчишка, моющий машину на набережных Москвы,
получает много больше университетского профессора, это вряд ли будет его
мотивировать к продолжению учебы. Если же молодёжь все же идет на
продолжение учебы, то выбор часто диктуется доходностью будущей работы.
Отсюда и изменяется отношение к труду и собственности. Для того чтобы
обеспечить будущую жизнь, молодые люди очень часто переступают черту и
входят в криминальный мир, а честный труд утратил свою популярность.
Что касается свободы, нельзя не согласиться с изречением П.Н.
Столыпина: «Бедность - худшее из рабств». Всего 3% населения относятся к
категории богатых, примерно 20% живут сносно, а остальные едва могут или
даже практически не могут позволить себе самое необходимое. (12, с.8-9).
Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического
процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной
работы школы.
По результатам общественного опроса, общими ценностями учителей и
учащихся выступают здоровье, семья, справедливость, преданность в дружбе,
надёжность, образование.
Дети отдают предпочтение свободе, любви и прагматическим ценностям:
карьере, собственности, общительности, возможности развития и способности к
самосовершенствованию, тогда как для педагога карьера и собственность
малозначимы. Для учителей более значимы ценности гуманистической
направленности: сострадание, доброта, уважительное отношение к окружающим,
вежливость, природа, Земля, мир. Наименее популярными оказались
христианские ценности. Незначимыми сегодня оказываются и гражданские
ценности, такие как интернационализм, политика, идеология, патриотизм. (22,