Работа классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Оглавление

Введение. 3

Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5

1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5

1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7

1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10

Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13

2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13

2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17

2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28

2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32

Заключение............................................................................................................ 41

Список литературы................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

                                  Введение. 

    В  наше  время   перед   любым   педагогом,   классным   руководителем,

воспитателем встаёт ряд проблем,  касающиеся  процесса  воспитания,  причина

этому лежит в постоянной смене ценностей общества.

    Анализируя  это  явление  Л.  Толкачёва  говорит:  проблемы  воспитания

относятся сегодня к самым острым и актуальным не  только  в  педагогическом,

но и социальном плане. Нравственный беспредел, с  которым  встретилось  наше

общество  в  результате  так  называемых  «реформ»,   оказывают   негативное

воздействие прежде всего на детей,  подростков  и  молодёжь,  не  обладающих

определенной культурой.(18, с.49). В обоснование этого факта можно  привести

постоянно  растущие  цифры  преступности,  особенно  молодёжной,   а   также

готовность многих людей действовать в достижении материального  благополучия

на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не  всегда

вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену  ценностных

ориентаций людей под влиянием различных  обстоятельств,  -  в  том  числе  и

экономической неустроенности. (12, с.6-7).

    Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают  настоятельно

необходимым  теоретический   пересмотр   системы   ценностей.   Вот   почему

нравственное воспитание школьников обретает  сегодня  не  меньшую,  если  не

большую  значимость,  чем  знания,  умения  и  навыки.  Поэтому  нельзя   не

согласиться с В. Г. Белинским « Есть много родов воспитания,  но  всех  выше

должно стоять образование нравственное». (3, с.220). Психолог  А.З.  Рахимов

считает, что  после  школы  все  школьные  науки,  как  правило,  забудутся,

оставив в памяти лишь общие  представления.  Другое  дело  этические  нормы,

законы и  правила.  Для  дальнейшей  жизни  человек  должен  в  совершенстве

владеть законами нравственности. (16, с.11-12).

    Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью

всякого общества. Недостатки и упущения в  нравственном  воспитании  наносят

обществу такой невозвратимый  и  невосполнимый  урон,  что  при  недостатках

другого  характера  (например,  телесного  или  этического)  большего  вреда

обществу нанести невозможно. В связи с этим   главную  роль  в  нравственном

воспитании отводят классному руководителю.

    Педагогической наукой, практикой школы накоплен  значительный  опыт  по

нравственному  воспитанию.  В  педагогической  литературе  исследуемая  нами

проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т.  Лихачёва,

Н.К. Крупской, А.С. Макаренко,  И.Ф.  Свадковского,  В.А.  Сухомлинского,  в

которых  выявляется   сущность   основных   понятий   теории   нравственного

воспитания, указываются пути  дальнейшего  развития  принципов,  содержания,

форм, методов нравственного воспитания.

    Имеются  работы,  в  которых  дан   анализ   педагогического   наследия

писателей, видных учёных-педагогов, внесших значительный вклад в  разработку

проблем нравственного воспитания школьников  (Н.И.  Болдырев,  М.И.  Рожков,

И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская.).

    И.Ф. Харламов считает, что  многие вопросы,  связанные  с  методической

основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть  которыми  необходимо  для

осуществления  нравственного  воспитания,  требуют  нового   осмысления.   В

педагогической теории  в  должной  мере  не  изучена  технология  реализации

нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя  и  вполне

по  конкретным  причинам.  Важнейшая  из   них   -   недостаточная   научная

разработанность многих  вопросов  нравственного  воспитания.  Например,  его

содержание  в  большинстве  педагогических  работах   раскрывается   главным

образом лишь с точки зрения социально-этических  требований  к  поведению  и

формированию  личности.  Что   касается   возрастного   аспекта   содержания

нравственного воспитания, то о нем  во  многих  научно-методических  работах

говориться  лишь  в  общем  плане.   Нет   должной   глубины   в   раскрытии

процессуальной  стороны  нравственного  воспитания  и  его   движущих   сил.

Наконец, в педагогической литературе до сих пор  не  определился  достаточно

четкий подход к раскрытию методических основ  нравственного  воспитания  как

целостного процесса,  в  котором  все  стороны  морального  облика  личности

школьника развиваются и формируются комплексно, в органической  взаимосвязи.

Но ведь на практике классные руководители не занимаются воспитанием  каждого

из этих нравственных качеств в отдельности. (19, с.3).

    Учитывая  все  это,  нужно  раскрыть  не  только  методические,  но   и

теоретические вопросы нравственного воспитания.

    Всё выше изложенное позволило выбрать  следующую  тему  для  настоящего

исследования: «Классный руководитель как организатор нравственного  развития

учащихся».

    Объект исследования - процесс нравственного воспитания школьников.

    Предмет  исследования  -  формы  и  методы  организации   нравственного

воспитания школьников 5-6 классов.

    Цель работы - выявить условия эффективного формирования  нравственности

школьников.

    Гипотеза  исследования  -  процесс   нравственного   воспитания   будет

эффективным и будет способствовать  развитию  нравственности  у  школьников,

если:

     .   Будут   выделены   принципы:   целостность,    последовательность,

       систематичность и другие.

     . Будут использованы динамичные, тренинговые  формы  работы  и  методы

       упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью и другие.

    Задачи исследования:

    1. Проанализировать состояние  проблемы  в  современной  педагогической

       теории.

    2. Рассмотреть  различные  формы  и  методы  организации  нравственного

       воспитания.

    3. Разработать этические воспитательные  дела  (классный  час,  беседу,

       игру, обсуждение  и  другие),  с  использованием  различных  методов

       организации нравственного воспитания.

    4.  Определить  методические  рекомендации  взаимодействия  учителя   и

       учащихся в процессе нравственного воспитания.

    Для проверки выдвинутой гипотезы  и  решения  поставленных  задач  были

использованы такие методы исследования:  теоретические  (изучение  состояния

исследуемого  вопроса  по  литературным  источникам,  анализ  и  синтез)   и

эмпирические (обобщение опыта). 
 
 

Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе. 
 

                1. Проблема ценностей в российском обществе. 

    Прежде чем рассматривать вопросы нравственного воспитания, нужно  знать

ценности общества в современном мире.

    Положение ценностей в России  в начале XXI века:

    Нельзя не согласиться с Н.Д.  Никандровым,  что  изучение  таких  групп

ценностей, как жизнь и природа, любовь и семья, эротика и секс,  культура  и

образование, досуг,  труд,  карьера,  собственность,  богатство,  идеология,

политика, свобода, власть приводит к выводу о кризисном  состоянии  общества

в этом аспекте.

    Так, ценность жизни, казалось бы не может подвергаться сомнению. Однако

если посмотреть на устрашающую статистику  роста  преступлений,  добавить  к этому  ухудшающуюся  экологию,  проблему   питания,   цен,   совершенно   не соответствующих  зарплатам  подавляющего  большинства  российских   граждан, ухудшение  здоровья,  резко  понижающуюся  продолжительность  жизни  и  рост смертности, - наивысший рейтинг жизни как естественного  права  человека  не соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни.

    Определенный оптимизм внушает отношение к группе ценностей, связанных с семьёй,  сексуальностью.  Семья  по-прежнему  остается  важнейшей  ценностью человека, по-прежнему любовь считается естественной основой создания  семьи. К  сожалению,  и  здесь  тяжелое  материальное  положение   россиян   вносит поправки. Растет число разводов, основной становится однодетная  семья.  Как и во  всем  мире,  половая  мораль  стала  в  России  достаточно  свободной. Фактически все более распространяется и проституция.

    Меняется отношение  к  образованию.  Образование  мало  вознаграждается

реальной  жизнью.  Если  мальчишка,  моющий  машину  на  набережных  Москвы,

получает много больше университетского профессора, это  вряд  ли  будет  его

мотивировать  к  продолжению  учебы.  Если  же  молодёжь  все  же  идет   на

продолжение учебы, то выбор  часто  диктуется  доходностью  будущей  работы.

Отсюда и изменяется отношение  к  труду  и  собственности.  Для  того  чтобы

обеспечить будущую жизнь, молодые  люди  очень  часто  переступают  черту  и

входят в криминальный мир, а честный труд утратил свою популярность.

    Что  касается  свободы,  нельзя  не  согласиться   с  изречением   П.Н.

Столыпина: «Бедность - худшее из рабств». Всего  3%  населения  относятся  к

категории богатых, примерно 20% живут сносно, а  остальные  едва  могут  или

даже практически не могут позволить себе самое необходимое. (12, с.8-9).

    Поэтому  изучение  ценностных  ориентаций  участников   педагогического

процесса является  первым  и  необходимым  шагом  обновления  воспитательной

работы школы.

    По результатам  общественного  опроса,  общими  ценностями  учителей  и

учащихся выступают здоровье, семья, справедливость,  преданность  в  дружбе,

надёжность, образование.

    Дети отдают предпочтение свободе,  любви  и  прагматическим  ценностям:

карьере, собственности, общительности, возможности развития и способности  к

самосовершенствованию,  тогда  как  для  педагога  карьера  и  собственность

малозначимы.   Для   учителей   более   значимы   ценности   гуманистической

направленности: сострадание, доброта, уважительное отношение  к  окружающим,

вежливость,   природа,   Земля,   мир.   Наименее   популярными    оказались

христианские  ценности.  Незначимыми  сегодня  оказываются   и   гражданские

ценности, такие как интернационализм, политика, идеология, патриотизм.  (22,

Информация о работе Работа классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников