Работа классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Оглавление

Введение. 3

Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5

1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5

1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7

1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10

Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13

2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13

2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17

2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28

2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32

Заключение............................................................................................................ 41

Список литературы................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

использование наглядности  в  воспитании.  Примеры  поведения  других  людей

влияют  не  только  на  сознание,  но  и  на  чувства   воспитанников;   они

затрагивают не только их ум, но и  нервную  систему.  Классные  руководители

широко используют примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей.

    Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры.

Обращать  внимание  школьников   на   негативное   в   жизни   и   поведении

людей,  анализировать   последствия   неправильных   поступков,    извлекать

правильные  выводы  не  только  желательно,  но  и  необходимо.  Вовремя   к

месту  приведенный негативный   пример   помогает   удержать   воспитанника

от  неправильного  поступка,  формирует  понятие  о   безнравственном.  (15,

с.543).

    На формирование  сознания  и  поведения  школьников  серьёзноё  влияние

оказывает  и  личный  пример   воспитателей,   родителей,   близких   людей,

товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного  представления

о  правилах  поведения,  как  его  поступки  и  действия.   Дети   постоянно

наблюдают, как учитель держится на  уроке  и  в  жизни,  как  он  одет,  как

обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как  он  откликается  на

то или иное событие, как относятся к  своим  обязанностям.  Особенно  высоко

ценится  в  воспитателе  цельность  характера,  требовательность  к  себе  и

другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

    Методы использования примеров в процессе воспитания разнообразны.  Это,

прежде всего подражание или воспроизведение образца поведения других  людей.

Один из методов использования положительных примеров  -  это  заимствование.

Оно  предполагает  сознательное   и   выборочное   воспроизведение   качеств

личности, приёмов и способов её деятельности, поведения.  Иногда  заимствуют

даже манеры, походку, одежду.  В  ряде  случаев  следование  примеру  других

людей проявляется в соревновании, в стремлении превзойти  образец,  которому

подражают, в желании достигнуть лучших  результатов  в  труде,  повседневном

поведении. (4, с.94-97). 

2.3. Упражнение в системе нравственного воспитания. 

    Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя  приучение

воспитанников к выполнению норм и правил общественной  морали,  выработку  и

закрепление у них устойчивых  привычек  поведения.  Достигается  это  прежде

всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.

    В процессе нравственного воспитания классным руководителем  применяются

в  основном  два   типа   упражнений:    организация   нравственного   опыта

воспитанников  путём  вовлечения   их   в   разнообразную   деятельность   и

специальные упражнения для детей.

    Особенно  велико  значение   упражнений,   связанных   с   организацией

нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе  целенаправленной

деятельности, -  основное  условие  приучения.  Упражнения  в  разнообразной

деятельности имеют целью  выработать  привычки  в  труде  и  в  общественной

работе, во взаимоотношениях с друг с другом.  Они  содействуют  приучению  к

коллективной деятельности.

    Воспитание в труде - это наиболее действенное воспитание. Если школьник

занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к  себе

и честен, он надёжный помощник  в  семье.  У  него  больше  развито  чувство

ответственности. К сожалению, из стен школы выходят  юноши  и  девушки,  для

которых труд не стал делом жизни. Они не прочь порассуждать о долге,  чести,

о высоких принципах морали. Но слова их не подкрепляются делами.

    Серьёзное  влияние   на  формирование  поведения  оказывает  выполнение

различных  общественных  поручений.  Они  тесно  связаны  прежде   всего   с

организационной  деятельностью.  Ещё  Н.Г.   Чернышевский   утверждал,   что

«…занятия важными общественными делами есть наилучшая школа для  развития  в

человеке всех истинно человеческих достоинств». (21, с.149).

    В  воспитании  большое  значение   имеет   и   обдуманная   организация

материальной среды. Классный руководитель должен организовать  дежурство  по

классу и школьным коридорам. Это  подтягивает  школьников,  обязывает  лучше

вести себя, поддерживать порядок.

    В целях выработки  необходимых  навыков  и  привычек  поведения  иногда

проводятся  специальные  упражнения  в  нравственных   поступках.   Классный

руководитель  и другие учителя показывают учащимся,  какие  действия  и  как

нужно выполнять,  предлагают  их  повторять  и  таким  образом  упражняют  в

определенных делах. Например, путём упражнений они приучаются  к  соблюдению

тишины и порядка на уроке.

    Целесообразны  также  упражнения  в  форме  организации   положительных

поступков. Например, ученику поручается навести  больного  товарища,  помочь

отстающему в учении, собрать цветы для украшения школы и т.п.

    Успех применения упражнений, их  эффективность  зависят  от  соблюдения

ряда  требований.  Это  -  осознание  учащимися  важности  и   необходимости

проведения упражнений; их систематичность и последовательность;  общественно

полезную  направленность;  взаимосвязь  упражнений  с   различными   формами

убеждения.(5, с. 149-167). 

2.4. Метод игровых ситуаций. 

    Для младших школьников отражением и воспроизведением общественной жизни

является  игра.  Игровые  ситуации  позволяют   легко,   увлекательно,   без

назойливого дидактизма взрослых усваивать  на  практике  правила  поведения.

«Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение  в  жизни  ребёнка,

имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа,  служба.

Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет  в  работе,  когда  вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит  прежде  всего  в  игре».(11,

с.373). Игра учит быть  деятельными,  проявлять  инициативу,  действовать  в

интересах коллектива, подчиняться и руководить. (14,  с. 126).

    Игровые ситуации проблемно-поискового характера. Уже в  самом  названии

этого метода органично сочетаются два  эмоциональных  стимула  -  игровой  и

проблемно-поисковый.  Игра  с  элементами  поиска  -  занятие,   чрезвычайно

увлекательное для школьников.  Методы  убеждения  и  упражнения  максимально

сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера  естественного  «вхождения»

в конкретную  ситуацию  нравственного  содержания.  В  группу  этих  методов

входят разыгрывание ситуаций разного уровня сложности, в  которых  школьники

должны заметить ошибку или  найти  выход  из  сложившегося  положения.  (24,

с.54). 

2.5.  Методы стимулирования. 

     В  основе  этих  методов  лежит  формирование  у  учащихся  осознанных

побуждений их жизнедеятельности.  В  педагогике  в  качестве  стимулирования

распространены поощрение и  наказание.  Поощрение  применяется  в  различных

вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных  прав,

награждение. Наказание  состоит  в  наложении  дополнительных  обязанностей;

лишении  или  ограничении  определенных   прав;   в   выражении   морального

порицания, осуждения.  Если  побуждение  заключается  в  одобрении  действий

воспитанников,  то  наказание  должно  предупреждать  у  них   нежелательные

поступки, тормозить их,  вызывать  чувство  дискомфортности  перед  собой  и

другими людьми.

Методы  стимулирования  помогают  человеку  формировать   умение   правильно

оценивать свое поведение, что способствует осознанию им  своих  потребностей

- пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору  соответствующих  мотивов

и соответствующих им целей, то есть тому,  что  составляет  суть  мотивации.

(17, с.116). 

2.6. Методы воздействия на эмоциональную сферу. 

    Они предполагают формирование необходимых навыков в  управлении  своими

эмоциями, обучение его управлению  конкретными  чувствами,  пониманию  своих

эмоциональных  состояний  и  причин  их  порождающих.  Методом,  оказывающим

влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с  ним

приемы аттракции. Внушение  может  осуществляться  как  вербальными,  так  и

невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать  на  чувства,

а через них на ум и волю человека. Использование этого  метода  способствует

переживанию  детьми  своих  поступков  и  связанных  с  ними   эмоциональных

состояний. (17, с.116-117). 

2.7. Методы воспитывающих ситуаций. 

     Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально

созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций.  Это

те ситуации,  в  процессе  которых  ребенок  ставится  перед  необходимостью

решить какую-либо проблему. Это может быть  проблема  нравственного  выбора,

проблема способа организации деятельности, проблема выбора  социальной  роли

и  другие.  Классный  руководитель  специально  создает  лишь  условия   для

возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для  ребенка,  и

существуют условия для самостоятельного ее  решения,  создается  возможность

социальной пробы (испытания) как  метода  самовоспитания.  Социальные  пробы

охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных  связей.  В

процессе  включения  в  эти  ситуации  у  детей   формируется   определенная

социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются  основой

для  их  дальнейшего  вхождения  в  социальную  среду.  Модификацией  метода

воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует  формированию

качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается  на  естественные

Информация о работе Работа классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников