Духовно-нравственное воспитание школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение педагогических условий духовно - нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности.

Объект исследования - духовно - нравственное воспитание школьников. Предмет исследования – педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы духовно - нравственного воспитания школьников в научной литературе.

2. Изучить методы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности.

3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.

Файлы: 1 файл

Во все века люди высоко ценили духовно.docx

— 69.04 Кб (Скачать)

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         
 

Введение.

            Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

            Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

          Во-вторых, в современном мире подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. 

            В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»[9,с.67]. 

           В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. 

       Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.[1,с.78-80,65]. В настоящее время педагогической  

общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается  вопрос о том, каким быть

нравственному образованию, о месте и роли религии  и, в частности, православия в  нём.

         Проблемой моего исследования является создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно - нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание. Этой проблемой занимались такие выдающиеся личности как Лихачёв Д.С., Сухомлинский В.А., Богданова О.С., Артюхова И.С., Бабаян А.В., Лузина Л.М., Жарковская Т.Г., Л.П. Буевой и другие.                                                                                                                                                                                                         

           Цель исследования -  изучение педагогических условий духовно - нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности.

Объект  исследования - духовно - нравственное воспитание  школьников.       Предмет исследования – педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом  исследования мы поставили следующие  задачи:

1. Проанализировать  состояние проблемы духовно - нравственного воспитания  школьников  в научной литературе.

2. Изучить  методы нравственного воспитания  школьников в учебной деятельности.

3. Провести  экспериментальное исследование  и интерпретировать полученные  результаты. 
 

Гипотеза  исследования – формирование нравственной культуры наиболее успешно будет происходить в следующих условиях:

1.  В содержание работы учителя будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления;

2. Будут  использоваться различные формы,  методы и приемы нравственного  воспитания;

3. Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности;

4. Будет использована технология поэтапного формирования нравственной культуры; 

5. Будут организованы условия необходимого применения детьми полученных знаний и умений.

Методы  исследования:

- изучение   психолого - педагогической и методической литературы по   проблеме исследования;                                                                                                                                         - наблюдение;  беседа;  анкетирование;                                                                                                 - опытно - экспериментальная  работа.

База  исследования – исследование проводилось на базе муниципальной школы №2 посёлка Дедовичи, Псковской области, в исследовании принимали участие 40 школьников. 
 
 
 
 

Глава 1.Духовно - нравственное воспитание и его  роль в формировании личности ребенка.

1.1. Сущность и природа  нравственности.

        Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса

становления личности, освоение индивидом моральных  ценностей, выработка им

нравственных  качеств, способности ориентироваться  на идеал, жить согласно

принципам, нормам и правилам морали, когда  убеждения и представления о

должном воплощаются в реальных поступках  и поведении. 

        Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.). Причем эти отношения устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств (героизма, патриотизма, чувства долга, коллективизма и др.) оцениваются в нашем обществе как добро — они имеют общественно ценный результат. Проявление безнравственности, проступки, правонарушения, негативные качества личности (лживость, лицемерие, ханжество, мещанство, карьеризм и др.) оцениваются с позиций зла, так как несут с собой результат, отрицательный для людей.[8,с.55]

         В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». [6,с.192]

         В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».[4,с.9-12,345] Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с

 ним  духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». [4,с. 9-15]

          С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».[18, с.414]

           Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».[1,с.78-80]

          В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как

следует поступать. Из всего этого мы можем  сделать вывод, что взрослому 

человеку  порой трудно выбирать, как поступить  в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». [2,с.170] 

  
 
 
 

1.2 Проблема духовно-нравственного  воспитания в школе.

         Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.                                                                                                                                                             Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

         Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.  

Школа является основным звеном в системе  воспитания подрастающего 

поколения. На каждом этапе обучения ребенка  доминирует своя сторона воспитания. В воспитании школьников, считает  Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.                                                                                                   Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание школьников