Духовно-нравственное воспитание школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение педагогических условий духовно - нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности.

Объект исследования - духовно - нравственное воспитание школьников. Предмет исследования – педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы духовно - нравственного воспитания школьников в научной литературе.

2. Изучить методы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности.

3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.

Файлы: 1 файл

Во все века люди высоко ценили духовно.docx

— 69.04 Кб (Скачать)

           Метод парадокса исключает назидание и принуждение, которые противопоказаны духовно-нравственному воспитанию. Важно, чтобы педагог обеспечил понимание воспитанниками ценности для человека определенных понятий, норм, правил жизни не путем запрета инакомыслия, а путем создания условий для обретения личностного смысла той или иной духовно-нравственной ценности. Стремление человека к постижению смысла, к самоопределению, к обладанию жизненными целями является условием сохранения духовного здоровья. Общепризнанным является тезис о том, что знание становится духовным тогда, когда они превращается в личностно - значимое. Реализовать этот тезис педагогу помогает метод совместного поиска, который стимулирует воспитанника в развитии его духовной жизни. Совместный поиск рассматривается как производное от известного в дидактике частично-поискового метода.  Результатом совместного поиска может стать понимание детьми, что, например, простить - это значит: не таить обиду, перестать сердиться, избавиться от желания отомстить обидчику; не ждать, пока обидчик поймет свою ошибку и первым придет мириться; не винить человека за дурную мысль или плохой поступок, не упрекать его за нанесенную тебе обиду; найти в себе мужество признать свою неправоту; уметь радоваться общению с другими людьми; проявить смелость, терпение, силу воли и сострадание. Самостоятельно сделанные выводы помогут детям обрести личностный смысл духовно-нравственных понятий и норм, включить их в систему своих ценностей.

           Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Разъяснение применяется:  
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;  
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.  
           В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения Педагог, опираясь на эту специфику психики учащихся, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. [21, с.137] 

            В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспутОн представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.

           В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий.

          Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников.  
           В первую очередь эти вопросы должны рассматриваться в следующих образовательных областях: «Технология», где изучаются разделы «Культура дома», «Основы предпринимательства», культура труда; филология, искусство, обществознание (во всех этих областях важно анализировать этические проблемы в литературе, искусстве, истории).[20,с.99 – 101]

           Целью изучения социальной этики в школе должны быть: анализ и обсуждение различных жизненных ситуаций, выбор гуманной, честной, достойной линии человеческого поведения, обсуждение проблем семейной жизни: семейного уюта, теплоты, уважения и доверия в семье, проблем взаимоотношений в трудовом коллективе, правил поведения как «технологической» стороны реализации достойного поведения.

           Жизнеспособное общество должно воспитывать свою молодежь в духе патриотизма: любви к своей Земле, к своей единой многонациональной, многокультурной, многорелигиозной стране - России, к природе своей страны, к великой русской культуре, созданной усилиями всех народов нашей страны, уважения к национальной культуре каждого народа, к отечественным достижениям в области науки и техники, уважения к победам предков при защите нашей страны. Любовь граждан к своей стране является основой развития общества и государства.

           При изучении всех предметов в школе во все годы обучения необходимо касаться вопросов патриотического воспитания. Наиболее легко это сделать в следующих образовательных областях: обществоведение (при изучении родной истории), филология и искусство (русская и национальная культура), естествознание, математика, технология (вклад российских ученых в развитие мировой и отечественной науки и техники), физкультура (достижения наших спортсменов и ученых в области экологии человека). Важно при этом избежать перегибов и националистического шовинизма, сохранив уважение к другим народам в нашей стране и за рубежом. В феврале 2001 г. Правительство РФ утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2001 - 2005 гг.[15,с.162]

            Воспитание в области экологической этики включает формирование бережного отношения к природе - источнику физического и душевного здоровья людей и заботливое отношение к здоровью человека. Это здоровье - богатство самого человека, его близких, страны и человечества. Экологические образование и воспитание включает формирование бережного отношения к природе - источнику физического и душевного здоровья людей, бережного отношения к здоровью людей, экономии материалов и энергии, использованию отходов. Цель этого воспитания -формирование экологической нравственности. Экологическое образование и воспитание должны быть непрерывными и включать дошкольный, школьный и послешкольный, в том числе - вузовский, компоненты.

             Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания главное место. Любовь к родине, писал Ушинский,- это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним. [11,с.235]

           Ознакомление детей с героическими страницами прошлого своей родины, воспитание любви к великим ее деятелям является важнейшей задачей преподавания отечественной истории. Глубокое чувство патриотизма воспитывается в ребенке через родной язык, устное народное творчество, художественную литературу. На его формирование оказывает влияние и окружающая природа, изучение естественных наук, формирование правильных взглядов на жизнь современного общества, воспитание любви и уважения к кормильце земли русской — крестьянину-труженику, «Мы считаем выражением патриотизма, - писал Ушинский в 1860 г., — и те проявления любви к родине, которые выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю, которая авось пролетит и мимо». Долг патриота - осознавать общественные недостатки российской действительности и во что бы то ни стало активно помогать родине «выйти на лучшую дорогу».[19,с.137].  Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним. Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности и заласканности. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности.

           Нравственное развитие ребенка не может строиться на страхе наказания. В этом случае парализуется разумная деятельность и воля ребенка, развивается умение лицемерить, ловчить. Оно не может строиться и на основе авторитарности, утомительных «словесных назиданий», «приказной морали», что для ребенка является тем же наказанием, раня, его деятельную душу и отчуждающим от воспитателя. Мораль приходит к ребенку «через сношения со взрослыми и товарищами», строящиеся на основе любви, взаимного расположения, разумной совместной деятельности. [12,с.245]

Учитель на уроках несомненно должен бичевать эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки.

           Мораль приходит к ребёнку «через сношения со взрослыми и товарищами», строящиеся на основе любви, взаимопонимания, взаимного расположения, разумной совместной деятельности. Частные привязанности ребенка, к которым относится любовь к родителям и членам семьи, дружбу с товарищами по играм, труду и учению, уважение к учителю, создают благоприятные условия для развития нравственных чувств. На этой основе они формируются, однако, только в процессе разумно организованной деятельности ребенка, а не в его безделье. В этих условиях ребёнок приучается вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного, приобретает возможность проявлять справедливость, понимать и чувствовать свою неправоту, развивать способность нравственной самооценки, стремится активно проводить в жизнь все разумное и нравственное, деятельно заботиться о людях. Бесконечные же «моральные проповеди» затрудняют ребенку его «нормальное развитие из собственных своих действии и действий других, которые и есть единственное прочное».

            Все школьное учение и вся школьная жизнь должны иметь нравственное направление. Над детьми велика сила примера. В школе это прежде всего нравственное влияние личности учителя. Это он создает в школе атмосферу серьезности, допускающую шутку, «не превращая всего дела в шутку», проявляет «ласковость без притворства, справедливость без придирчивости, доброту без слабости». В такой школе обеспечиваются «порядок без педантизма» и «постоянная разумная деятельность ребенка». В такой школе нет места наказаниям, в ней остаются только легкие взыскания и одобрения, а также разумные требования учителя. В своих требованиях учитель выражает «образ действий» ребёнка в ясном для него коротком правиле и неуклонно следит за его выполнением.

           Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых. 

           Психологической основой примера служит подражательность. Подражательность – деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании. [21 с.142]

         Учитель постепенно вводит ребенка в понимание смысла общественной жизни, раскрывает нравственную сторону семейной жизни как части общественной, показывает взаимосвязь убеждений с поведением.

           В ситуации, когда, с одной стороны, все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а с другой — Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза, резко обострились межнациональные отношения.

          В условиях многонационального государства решение проблем межнациональных отношений приобретает судьбоносное значение. Только учитель, истинный интеллигент, может в каждом конкретном поселке, деревне, городе помочь детям найти правильную позицию, научить межнациональным человеческим взаимоотношениям. Надо учитывать, что сегодня школьники живут в условиях особо повышенной социальной тревожности, экономического напряжения, когда возникающие столкновения в сфере быта, торговли, общественного транспорта легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни, трагедия противостояния, которые привели к кровопролитию в ряде регионов России.

           Психологическая безграмотность, отсутствие культуры общения в стрессовых ситуациях особенно пагубно сказываются в области межнациональных отношений. Национальная рознь коренится в бескультурье людей, низком уровне их воспитанности. Порой любое слово вызывает агрессивную реакцию, особенно когда представителей некоторых народностей суверенных республик называют мигрантами, оккупантами, инородцами.

          Культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества. Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения, по мнению 3. Т. Гасанова, включает ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения. При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения влияют на детей самым различным образом. Раскрыть механизмы этого воздействия и определить обусловленные ими цели и содержание организованного воспитания, по мнению 3. Т. Гасанова, целесообразно по таким параметрам:

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание школьников