Роль учителя в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:48, статья

Краткое описание

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее.

Файлы: 1 файл

статья Роль учителя в духовно-нравственном воспитании.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Шинкаренко Н.Р

ГОУ ВПО «ДВГСГА», ФКПиНо, 2курс гр.8171

Научный руководитель

Жогло Л,Я ,к.п.н, доцент

Роль  учителя в духовно-нравственном воспитании младших  школьников.

Вопрос духовно-нравственного  воспитания детей является одной  из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.  Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Произведем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием ,минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умением мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей среды, бережно относиться к ней. Конечно, трудно пересилить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется,  чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой  успокоенностью  и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей. В настоящее время духовно-нравственному  воспитанию в школах уделяется большое внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин  является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей. Духовность – это характеристика  психики и поведения человека, определяющаяся целостной системой интеллектуальных и эмоциональных, нравственных и эстетических, а также экологических идей, чувств и переживаний, внутренних установок личности. Ее содержанием является проблема смысла жизни. Центральными категориями духовности являются: добро и любовь; вера, надежда – основа оптимизма; мудрость и справедливость; красота и возвышенность деяний и помыслов; совесть и стыд; достоинство и честь; сострадание и милосердие, забота о достижении счастья и благополучия не только для себя, но и для другого, для всего человечества. Это ответственность и за судьбы мира. Воспитание духовности особенно плодотворно в школьные годы, так как заряд духовности, полученный в детстве и юности, наиболее устойчив и сохраняется долгое время, определяя духовно-нравственный облик человека на всю жизнь. Духовность - это еще и готовность педагога искренне восхищаться достижениями своих учеников, удачей коллег, успехом школы, самоотверженностью родителей. Профессиональная духовность - сложное состояние внутреннего мира учителя, и в этом ее великая, ничем не заменимая личностная ценность. Как всякая духовность, она имеет внешние проявления, делающие ее социальной ценностью, которая не ограничивается тем положением гуманизма, что человек – главное общественное богатство. Истинная духовность деятельностна. Она побуждает профессиональное творчество, приобщение коллег и детей к аналогичным усилиям. Учитель, взявшись за воспитание духовной стороны ребенка, должен следовать христианско-православным идеалам совершенства, находиться в постоянном воодушевлении, постоянном движении вперед, гармонично сочетать в себе такие духовные ценности как гуманность, честность, правдивость, трудолюбие, патриотизм, уважение и любовь к людям, ответственность, скромность и прочие. Сегодня, как никогда ранее, необходимо наполнить современный воспитательный процесс глубинным содержанием духовности. Понятие «духовность» относится к разряду трудно определяемых, личностно сокровенных, как сокровенна душа каждого человека. В современной педагогической науке, как и в обществе в целом, еще нет достаточно полного осознания и определения этих понятий. Однако духовность как устремленность к высшему, как некий высокий нравственный ориентир, символизирующий силу духа человека, его веру в возвышенное и земное, вбирает в себя всю полноту и гармонию человеческого бытия. «Судьба будущей России лежит в руках русского учителя – преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей. Он (учитель) должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить его в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус,  православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой собственности». Обращение к духовной культуре учителя, уверенность в обретении им внутренней свободы, духовного самосовершенствования является залогом того, что учитель способен передать эту духовность, свободу и способность творчества своим воспитанникам.

Цель духовного  воспитания, прежде всего в том, чтобы человек стремился всегда видеть некий высший смысл бытия и с ним соотносить свою жизнь. Эта потребность есть осознанное стремление к себе лучшему, к совершенству. Восхождение - такова история человечества, и школа - не просто «скалистая лестница», ступеньки которой ведут вверх, а вечный путь восхождения к Истине, Добру и Красоте. И каждый педагог знает - сколь труден этот путь. Таким образом, в педагогической науке, назрела необходимость исследования роли учителя в духовно-нравственном воспитании. Поэтому данная статья посвящена исследованию, целью которого является изучение  роли  учителя в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Эксперимент состоял из анализа программы духовно – нравственного воспитания младших школьников, ранжирования , анкетирование учителя , диагностической ситуации «Эксперимент», и написания сочинения детьми. Таким образом,  анализ программы духовно-нравственного воспитания дает нам возможность утверждать, что учителя-педагоги заинтересованы в духовно-нравственном воспитании детей. Ранжирование проводилось в Полевской школе среди учеников  первого класса.  Учащиеся получили задания  в которых были перечислены следующие качества: доброта, справедливость, вежливость, самостоятельность, честность,  дружелюбие,  вежливость.  Задача детей пронумеровать  качества  в порядке возрастания по степени  их значимости. В методике принимало участие 10 человек.  Результаты проведенного исследования показали, что дети  в первом классе  главным духовно-нравственным качеством выбрали  доброту 70, вторым качеством - является честность 49б, а третье место занимает вежливость 48б. А вот самостоятельность и ответственность являются равноправными и получили по 22б.. В ходе проведения методики «Диагностическая ситуация», перед учащимися была поставлена проблема морального выбора. В эксперименте участвовали ученики 2 класса. Перед каждым ребенком была разыграна сценка. «По дороге в столовую ученик находит 2 монетки по 5 рублей. Довольный находкой ребенок подходит к буфету, но замечает плачущего сверстника (ученик 2 класса), который спрашивает его, не находил ли он монеток, полученных им от мамы на мороженое и потерянных где-то поблизости».

Варианты ответов (поступков детей):

1.Нашедший деньги  сказал: «Ты словно Маша - растеряша,  не будешь деньги терять!»-  и не отдал деньги.———— 0 баллов.

2. Первый ученик  отдал второму 1 монетку, а другую  оставил себе          —————————————————1 балл 

3. Первый ученик  отдал обе монеты, но сказал: «Скажи  всем,  что это я нашел и вернул тебе деньги» ————— 2 балла 

4. Первый ученик  отдал монетки и сказал: «Не плачь! Вот твои монетки, ты обронил их на лестнице.» ——————3 балла.

Таким образом  в ходе нашего исследования мы пришли к выводу, о том что у учащихся первого класса преобладающим был такой вариант как «Ты словно Маша - растеряша, не будешь деньги терять!»- и не отдал деньги. За что эти ученики получили 0 баллов. Выбор этого варианта в качестве преобладающего, можно объяснить тем что дети только пришли в первый класс, они еще мало разбираются в том, что такое хорошо, а что такое плохо. А если бы они были чуть постарше возможно, преобладающим был бы другой вариант. И действительно после проведения подобной методики во - втором классе преобладающим вариантом был  «Ученик отдал монетки и сказал: «Не плачь! Вот твои монетки, ты обронил их на лестнице», за что они получили по 3 балла. Выбор такого варианта объясняется тем, что дети уже второй год учатся в школе, видят хорошие качества учителей и своих товарищей. Учителя в начальных школах - являются примером для подражания, поэтому всему что скажет, научит учитель, является для них истиной. В начальной школе роль учителя велика, именно она является фундаментом дальнейшего развития ребенка.

Для выявления  профессионально-личностных качеств учителя, которые являются самыми значимыми для младших школьников, предлагалось написать сочинение на тему, "Какие черты характера я хотел (а) бы перенять у своего учителя".

Примеры сочинений детей 2 класса:

Мне нравится моя учительница, потому что она добрая. С ней можно поговорить на разные темы, если что-то не знаем, она может помочь и объяснить. Мне нравится, как она ведет уроки. Понятно объясняет уроки.

Я думаю наша учительница самая лучшая учительница  в мире. Я хочу быть на нее похожа, когда вырост. Она очень умная и много знает. А еще она очень добрая и красивая.

Рассмотрим полученные результаты исследований. Начнем с  вопроса о том, какие качества учителя считают наиболее важными  младшие школьники. Проанализировав  сочинение, можно сделать вывод о том, что учащиеся подчеркивают в своих учителях "доброту", "вежливость", "ум", "красоту", "любовь к детям". И как нежелательные качества учителя "злость", "крики". Многие ученики пишут, что им нравится их учитель, и они не хотели бы себе другого. Ни в одном из сочинений учащиеся не указали на то, что учитель должен знать свой предмет. В основном сочинения сводились к описанию личностных качеств учителя. Поэтому для учителей особенно в начальной школы, очень важно иметь хорошие личностные качества, которые смогут найти дорогу к сердцам младших школьников . Учитель - это пример, если учитель добрый, вежливый, честный то и дети будут точно такими , если учитель постоянно кричит, ругается, обманывает своих учеников , нечестно относится к ним, то дети копируют такое поведение, и ведут себя подобным образом. Анализ детских сочинений, позволяет нам утверждать, что многие  дети  хотят быть похожими на своих учителей, когда они вырастут, то  также хотят быть  в дальнейшем учителями. А почему? Ответ простой - учителя, Полевской школы хорошо относятся к своим детям, учат их добру и честности, вежливости, духовности, дети это все видят и хотят построить свое поведение подобным образом, вполне естественно, что если бы учителя плохо относились к свои воспитанникам, то дети не стремились быть похожими на своих учителей, и обладать такими же чертами характера, как они.

В ходе своего исследования, чтобы понять роль учителя в духовно-нравственном воспитании младших школьников мы провели  анкетирование с учителями, которое было направлено на выяснение тех духовно-нравственных ценностей, которые ценит учитель. Анкетирование позволяет нам судить  о духовности учителя, ведь какими качествами обладает учитель, возможно этими качествами будут обладать дети…Дети младшего школьного возраста впитывают в себя все, подобно, губке…   И среди всего этого есть как хорошее так и плохое… Учитель - является примером, образцом для подражания  младших школьников. А анкетирование выявляет те качества, которые наиболее важны для учителя. 

Таким образом  данные полученные в ходе анкетирования  показывают, что учителя  на  первое место ставят такое качество как  ответственность за порученное дело, что является свидетельством того что  учителя  является ответственными  за тех кого воспитывают   и обучают. На второе место учителя ставят  готовность придти на помощь  - это очень важное качество, оно характеризует учителей, как людей  достойных  самого лучшего уважения. Учителям  не безразлична судьба их  воспитанников, и они  в любой момент готовы придти на помощь и разрешить любую конфликтную ситуацию. На третье место учителя ставят такое качество, как дружелюбие. Это качество свидетельство того, что учитель - это друг, которому можно смело доверять и просить о помощи . Качества, которые расположили учителя   в порядке значимости  - говорят нам о том что учителя  не просто люди , дающие определенные знания, а люди крайне заинтересованные  в гармоничном развитии личности детей , и успешном достижении поставленных целей . Учителя , заинтересованы , чтобы знания которые они нам дают были не просто пустыми знаниями, а знаниями с большим будущим, чтобы дети могли их применить и использовать в верных  руслах. Учителя ценят такое качество, как терпимость , это качество будут ценить дети, учителя ценят заботу о ближних и дети будут его ценить. Таким образом,  все самое лучшее, что есть в учителе - будет привито к детям. Самое главное, чтобы учитель сумел найти верную дорогу к сердцам  детей, и дети  правильно поняли, что учителя желают им добра, и только тогда наступит гармония  между ребенком и учителем.  Ведь  дети - подобны  губкам, они впитывают в себя все, что видят вокруг. И если учитель обладает  такими качествами  как ответственность за порученное дело,  дружелюбие,  терпимость,  любовь к родине, инициативность, творческая направленность и многими другими качествами, то естественно дети, а особенно младшие школьники, видят все это и берут пример.  Поэтому учитель, который обладает перечисленными качествами - это человек, который откроет дорогу к светлому будущему, поставит ребенка на путь духовной истины и воспитает личность с большим будущим. Проблему духовно- нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и  педагоги - ученые, и пришли к выводу о том, что духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с начальной школы.  Педагог - это человек с такими качествами, как способность  любить детей такими, какие они есть. Педагог одинаково любит и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого. Педагог умет понимать детей, то есть быть  на их позиции, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. Педагогу  присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.  В ходе нашего исследования мы отметили, что дети нуждаются в духовно-нравственном воспитании, а кто как не педагог поможет им в этом.  Учитель - это человек, который заинтересован в духовно-нравственном развитии детей, учитель-это человек, который  изначально служит ярким примером для детей, и которому, сточки зрения педагогики   не безразлична судьба детей.  

Список используемой литературы:

1)  Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: Дис…д-ра пед. наук. – М., 2002;

 2)   Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.

 3)    Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.:Просвещение, 1979.

4)  Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.

5)   Словарь практического психолога  / Сост. С.Ю. Гордин. – Минск, 1998.

6)    Крымский С.В. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. – 1992. - №12. – С.21-23.

7)    Абросимова З.Ф. Педагогическая культура учителя. – Курган, 1999.  
 

 

Информация о работе Роль учителя в духовно-нравственном воспитании младших школьников