Духовно-нравственное воспитание школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение педагогических условий духовно - нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности.

Объект исследования - духовно - нравственное воспитание школьников. Предмет исследования – педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы духовно - нравственного воспитания школьников в научной литературе.

2. Изучить методы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности.

3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.

Файлы: 1 файл

Во все века люди высоко ценили духовно.docx

— 69.04 Кб (Скачать)

■ «отношения народов и стран мира, формирование общечеловеческих чувств сознания и  культуры межнационального общения;

■ отношения  народов стран Европейского Сообщества и формирование у молодежи чувств и сознания европейства;

■ отношения  народов СНГ и формирование у  молодежи чувств и сознания принадлежности к Содружеству;

■ отношения  народов России и формирование у  молодежи российского самосознания, патриотизма и гражданственности;

■ этносоциальные условия национально-территориальных образований (республик, областей, округов) и формирование у молодежи национальных, общенациональных и гражданско-патриотических чувств и сознания;

■ этносоциальные условия национально-культурной автономии и формирование у представителей малочисленных, народов и национальных меньшинств национальных и гражданско-патриотических чувств и сознания. [16, с. 287]

         При организации процесса воспитания у учащихся культуры межнационального общения необходимо предусмотреть осмысление, освоение опыта различных уровней развития межнациональных отношений.

         Мы проанализировали способы формирования нравственного воспитания школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

Итак, рассматривая нравственное воспитание школьников в  учебной деятельности, мы пришли к  выводу, что школе принадлежит  приоритетная роль в нравственном процессе. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог  заботиться о выполнении следующих  педагогических условий:  
- «Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности». [2,с. 27]  
- Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.  
- Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху. 

- Утверждает  радостный, мажорный стиль жизни  коллектива и каждой личности.  
- Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.  
- Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.»[2,c. 29]

           Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.  
          Анализ психолого-педагогической литературы и личное наблюдение показывает, что учебная деятельность значима на всех возрастных этапах.

Нами  отмечается, что наиболее значительные специальные исследования некоторых  аспектов формирования нравственного  воспитания принадлежат: А.М. Архангельскому, Н.М. Болдыревой, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинскому, И.Ф. Харламову и др.,  
          Важным является понимание того, что нравственное воспитание целесообразно осуществлять также в процессе формирования учебной деятельности. Нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, несправедливости.  
          Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.  
          Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.  Экспериментальное  исследование педагогических условий нравственного воспитания школьников.

2.1 Описание организации  и методик исследования.

          Практическая часть исследования была проведена в муниципальной школе №2 посёлка Дедовичи, Псковской области. В исследовании принимали участие 40 школьников.

          Цель экспериментальной работы заключается в изучении и совершенствовании нравственных качеств подростков в учебно-воспитательной деятельности.

            На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определение изначального уровня нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей.

2.  Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственных представлений.

3.    Определить степень эффективности  педагогических условий в процессе  формирования нравственных качеств  в ходе урочной и внеурочной  работы.

       На этом этапе эксперимента была проведена беседа с двумя учителями школы 7Б класса и 7А класса.

     На  этапе контрольного эксперимента провели анализ данных, графически изобразили результаты.

     В беседе с выбранными учителями выяснилось, что учитель 7Б класса в работе по формированию мотивов нравственного  поведения использует множество  разнообразных методов и приемов:

1.  рассказы  на этическую тему;

2.  диспуты (проводятся раз в месяц, при этом учащиеся сами выбирают тему из предложенных учителем);

3. письменные размышления на нравственную тему (некоторые из сочинений зачитываются перед классом);

4. пример (герои художественных произведений, герои «Ералаша» и т.п.),

5. встречи с «интересными» людьми (в класс приходили милиционер, врач, военный).

          Учитель 7А класса:

1. разъяснение  (в основном индивидуальное, после  совершения плохого поступка),

2. рассказ  на этическую тему,

3. сочинения  на нравственную тему (некоторые  также зачитываются вслух),

4. пример.

     Так же было проведено анкетирование  среди учащихся двух классов: 7А и 7Б. В анкетировании участвовало 40 человек, по 20 учащихся в каждом классе. Детям было предложено 5 вопросов с  двумя вариантами ответа в каждом. При этом выбор варианта «а» - свидетельствовал о склонности поступать нравственно. Выбор «б» – свидетельствовал о склонности поступать безнравственно. (см. Приложение 1)

     Проведем  анализ полученных результатов. Результаты анкетирования занесены  в таблицу 1,  затем эти данные перевели в  проценты, с расчетом 1 ответ равен 5%. (см. Таблица 2)

     Таблица 1

     Результаты  анкетирования  учащихся 7А и 7Б  классов.

  1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос
а б а б а б а б а б
7А  класс 11 9 8 12 14 6 11 9 14 6
7Б  класс 15 5 17 3 17 3 18 2 19 1
 

     Таблица 2

     Результаты  анкетирования учащихся 7А и 7Б  классов в %.

  1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос
а б а б а б а б а б
7 А класс 55% 45% 4о% 60% 70% 30% 55% 45% 70% 30%
7Б  класс 75% 25% 85% 15% 85% 15% 90% 10% 95% 5%
 

Результаты 7А класс.

            Из таблицы 2 видим, что в большинстве случаев вариант «а» по процентному содержанию преобладает над вариантом «б». Это говорит о том, что большая часть опрошенных детей склонны поступать нравственно. Можно проверить этот результат и с помощью цифр. Так, например, вариант «а» во всех вопросах выбрал 1 человек (т.е. 5%), в четырех – 5 человек (25%), в трех – 3       (15%). Таким образом, хотя бы в трех вопросах выбрали вариант «а» 9 учащихся (45%).                                                                                                             С другой стороны только в двух вопросах первый вариант ответа, свидетельствующий о склонности ребенка поступать нравственно, выбрали 3 человека (15%), только в одном – 2 (10%). Были также (2 человека, то есть 10%), которые во всех вопросах выбрали вариант «б», который свидетельствовал о склонности поступать безнравственно. Таким образом, малая склонность поступать нравственно выявлена у 7 учащихся 7А класса, что составляет 35% опрошенных.  
 

     Результаты 7Б класс.

     В данном случае видим, (см.Таблица 2) что первый вариант ответа «а», который говорит о склонности поступать нравственно, гораздо выше второго во всех вопросах. Во всех вопросах выбрали вариант «а» - 8 учащихся (40%), в четырех – 7 человек (35%), в трех вопросах – 4 человека (20%). Таким образом, хотя бы в трех вопросах выбрали вариант «а» 19 человек, что составляет 95% от общего количества учащихся. Хотя бы в двух вопросах выбрали «а» только 2 человека (10%). Не оказалось ни одного человека, который во всех вопросах отметил бы вариант «б», который свидетельствовал о склонности поступать безнравственно.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Методические рекомендации  учителям по педагогическим  условиям духовно  – нравственного  воспитания школьников.

          На основе результатов исследования сделаны следующие выводы.

          Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании следующих педагогических условий:

1. В  содержание работы учителя будут  включены компоненты способствующие  формированию нравственного сознания, чувств, мышления;

2. Будут  использоваться различные формы,  методы и приемы нравственного  воспитания;

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание школьников