Духовно-нравственное воспитание школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение педагогических условий духовно - нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности.

Объект исследования - духовно - нравственное воспитание школьников. Предмет исследования – педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы духовно - нравственного воспитания школьников в научной литературе.

2. Изучить методы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности.

3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.

Файлы: 1 файл

Во все века люди высоко ценили духовно.docx

— 69.04 Кб (Скачать)

3. Учитель  личным примером будет способствовать  воспитанию нравственности;

4. Будет  использована технология поэтапного  формирования нравственной культуры;

5. Будет  организовано поэтапное понимание  детьми полученных знаний и  формирование практических умений  по этой проблеме;

6. Будут  организованы условия необходимого  применения детьми полученных  знаний и умений.

           Экспериментальная работа в школе №2  п. Дедовичи показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию со школьниками.

          Этой работой подтвердилась «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру – …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. 
 
 

Заключение.

          Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.

           Работая над проблемой нравственного воспитания школьников я изучила психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрела сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики школьного возраста, раскрыла особенности нравственного воспитания в школьном возрасте, изучила методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности, произвела анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам:

           Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок.

          Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий.

 Основными  критериями нравственности человека  могут являться его убеждения,  моральные принципы, ценностные  ориентации, а также поступки  по отношению к близким и  незнакомым людям. Мы считаем,  что нравственным следует считать  такого человека, для которого  нормы, правила и требования  морали выступают как его собственные  взгляды и убеждения, как привычные  формы поведения. 

          Школьный возраст – этап развития подростка, который соответствует периоду обучения в  школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление, речь, память, внимание, активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения.

          Школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя.

          Учащиеся начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Важную роль в нравственном развитии  играет эмпатия.  Работая над проблемами нравственного воспитания подростков нужно учитывать их возрастные и психосоциальные особенности.

          Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Мы выяснили, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.

          Результаты экспериментальной работы по изучению и совершенствованию нравственного опыта школьников подтвердили выдвинутую гипотезу.  

           К успешному формированию нравственных качеств способствует:

– Личный пример учителя;

– Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;

– Использование  различных форм, методов и видов  нравственного воспитания;

Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.

        Завершая  исследование  можно сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.  Нравственное воспитание школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

          Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

        Учащиеся ответили на следующие вопросы:

1. Вы случайно услышали, как группа одноклассников высказывала справедливые,  но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?  
   а) Постараетесь объяснить ребятам свое поведение.  
   б) Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о  вас в ваше отсутствие.

2. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите? 

   а) Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего.  
   б)  Сделаете вид, что вас это не касается.

3. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой  ущерб или причинили зло другому  человеку. Как вы поступите?  
    а) Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого.  
    б) Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват. 

4.. Если  родители на вас сердится, то 

    а) у вас ощущение, что вы  сделал что-то не так, 

    б) вы думаете, что они ошибаются. 

5. Если  ты знаешь, что тебя могут за  что-то дома наказать(поругать),

    а) ты тревожишься, 

   б) тебя это не волнует.  
 
 
 
 
 

Содержание.

Введение………………………………………………..………..…………..…….3

Глава 1.Духовно - нравственное воспитание и его  роль в формировании личности ребенка

    1. Сущность и природа нравственности………………………………..…...6
    2. Проблема духовно-нравственного воспитания в школе…………….…..9
    3. Методы и приемы духовно–нравственного воспитания………….……14

Глава 2.  Экспериментальное  исследование педагогических условий  нравственного воспитания школьников

2.1     Результаты констатирующего эксперимента…………….…….……….29

2.3     Методические рекомендации учителям по педагогическим условиям духовно – нравственного воспитания школьников..………………….…..…..30

2.4 Анализ и  интерпретация данных контрольного  эксперимента. ……....…31

Заключение…………………………………………………………………...…..33

Список литературы……………………………………………………………….

Приложение……………………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999,- №4,-С.78-80
  2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975, -С.254.
  3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 2000.
  4. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003, - №3,С.9-12.
  5. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006. 
  6. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. - Калуга, 1969,-126с.
  7. Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. Ч. 2. Пенза. ИПК и ПРО. 2000.
  8. Пармёнов А. А. Некоторый аспекты нравственного воспитания школьников. // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. Ч. 2. Пенза. ИПК и ПРО. 2000.
  9. Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977-387с.
  10. Педагогика школы/ Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1998-382с.
  11. Песковский М. Л. К. Д. Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность. СПб, 1893.
  12. Психологическое наследие Ушинского К. Д. Под. ред. Г. С. Костюка. Киев. 1977.
  13. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001,- №6,-С.18-24. 
  14. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 
  15. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. М. 2004.
  16. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М. 2001.
  17. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 
  18. Словарь русского языка Ожигова: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.—750с.
  19. Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского. – М. 1979.
  20. Фарахутдинова Л. А. Основы нравственности в современной школе.// Просвещение. 2002,-№ 4,С.99-102.
  21. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 2003. 

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание школьников