Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 23:23, курсовая работа
Цель исследования -  изучение педагогических условий духовно - нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности.
Объект  исследования - духовно - нравственное воспитание  школьников.       Предмет исследования – педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников. 
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом  исследования мы поставили следующие  задачи:
1. Проанализировать  состояние проблемы духовно - нравственного воспитания  школьников  в научной литературе.
2. Изучить  методы нравственного воспитания  школьников в учебной деятельности.
3. Провести  экспериментальное исследование  и интерпретировать полученные  результаты.
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.
Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
         
В формировании личности школьника, с 
точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое 
место занимает вопрос развития нравственных 
качеств, составляющих  
основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.
Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.
В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации. С развитием новых коммуникационных технологий и ростом количества средств массовых коммуникаций, а также относительная свобода в выборе и подаче материала увеличило роль этого фактора социализации.
Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается и увеличивается разносторонность
воспитательных воздействий на личность ребенка.
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания. О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок. Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.
Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения. Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно. Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.
Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
          
С точки зрения педагогической теории 
процесс нравственного воспитания в школе 
представляет собой совокупность целенаправленных 
и последовательных действий ученического 
и педагогического коллективов, (педагогический 
словарь). Под понятием “педагогические 
действия” подразумеваются влияния, организуемые 
и получаемые учеником и коллективом в 
процессе учебно-воспитательной работы. 
Все эти влияния, а также их результаты, 
отражающиеся во взглядах и поведении, 
взаимосвязаны и выступают в совокупности, 
обеспечивающей, как и непосредственное, 
так и опосредованное воздействие на личность 
школьника. Поэтому важнейшими компонентами 
структуры процесса воспитания, как указывает 
А.Н. Леонтьев, являются процессы, идущие 
как бы навстречу друг другу. “Один из 
них, - подчеркивает он, - есть процесс воздействия 
объекта на живую систему, другой - активность 
самой системы по отношению к воздействующему 
объекту”. 
 
                              
1.3. Методы и приемы духовно–нравственного воспитания.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Цель нравственного воспитания - формирование у учащихся системы отношений (к людям, обществу, Родине, самому себе), соответствующих моральным нормам. Отношение к труду в этой системе занимает особое место: оно в материализованном, наглядно-вещественном виде проявляет отношение к людям. Центральным является отношение к Человеку как к наивысшей ценности.
Нравственное воспитание могло бы быть определено как целенаправленнoe формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, рассматривать его как наивысшую ценность, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.
По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив. [2,с. 82]
         
Под методами воспитания понимают способы 
воздействия воспитателей на воспитанников 
и организацию их деятельности. Методы 
нравственного воспитания выступают как 
пути и способы формирования нравственного 
сознания, развития моральных чувств и 
выработки навыков и привычек поведения. 
[2, с 83]  
 
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания. [13,с. 59]
Содержанием нравственного воспитания выступают такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм, отношение к труду. Нравственное отношение к труду - это такое отношение, при котором основным мотивом труда является забота о «другом человеке».
В эти обобщенные нравственные качества входит множество других нравственных качеств: дисциплинированность и ответственность, доброта и вежливость, трудолюбие и честность и др.
Специфика нравственных отношений придает нравственному воспитанию исключительный характер. Нравственные отношения в самом широком плане отражают отношение к Человеку, как таковому, постольку они пронизывают все социальные отношения личности: политические, правовые, эстетические, научно-познавательные, экологические и др. - все социальные сферы общественной жизни.
          
Развитие социальной культуры предполагает 
не просто обогащение знаний во всех сферах 
жизни и отношений людей, утонченности 
мыслей и чувств, но главное — развитие 
в человеке общественных свойств, правильного 
восприятия высшего смысла человеческой 
деятельности — активного служения обществу, 
гуманистическим идеалам, умение строить 
свое поведение на основе социальных ценностей, 
высоких устремлений.                               
Средствами нравственного воспитания являются: убеждение; обучение; личный пример учителя; умелое обращение с учащимися (педагогический такт); меры предупреждения и поощрения и взыскания.
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание. [5,с.144–149]
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).[14,c. 114]
          
Наиболее последовательной представляется 
классификация, разработанная Щукиной Г.И., 
в которой выделяют такие группы методов:  
– методы разностороннего воздействия 
на сознание, чувства и волю учащихся в 
интересах формирования у них нравственных 
взглядов и убеждений (методы формирования 
сознания личности);  
– методы организации деятельности и формирования 
опыта общественного поведения; 
– методы стимулирования поведения и деятельности. [10, с. 236]
С точки зрения А.А. Леонтьева, «воспитание начинается тогда, когда мы, взрослые, совместно со школьниками обнаруживаем проблему и ищем пути ее решения». Реализация принципа проблемности связана с механизмом убеждения, под которым понимается интеллектуально-эмоциональное воздействие на ребенка, основанное на логике, доказательствах, способствующее формированию нравственных взглядов и убеждений. Подобное воздействие будет тем успешнее, чем лучше педагог владеет умением раскрывать противоречивость и неоднозначность предъявляемых воспитанникам понятий, идей. При этом следует заметить, что повышенная чувствительность к убеждению характерна для интеллектуально развитых детей. Данному механизму практически идеально соответствует метод парадокса. Под парадоксом мы понимаем здесь суждения, мнения, резко расходящиеся с обычными представлениями, противоречащие здравому смыслу. Парадокс приводит к взрыву чувств (момент переживания), подталкивает к неожиданным выводам, которые делаются ребенком самостоятельно, без подсказки взрослого. Эти выводы запоминаются надолго, стимулируют дальнейшую мыслительную деятельность школьника.
Информация о работе Духовно-нравственное воспитание школьников