Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа
Цель исследования: изучение роли внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
определить сущность духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника;
изучить систему внеклассной работы образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию школьников;
рассмотреть методы, средства и формы внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника.
Введение 3
1.Духовно-нравственное воспитание и его роль в развитии личности. 5
2. Роль внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника. 13
Заключе-ние………………………………………………………………………………25
Список литерату-ры………………………………………………
Православный
Свято-Тихоновский
Гуманитарный Университет
Кафедра
педагогики и методики
начального образования
Ганина Маргарита Владимировна
Студентка
3 курса педагогического
(Специальность
«педагогика и методика
Роль
внеклассных воспитательных
мероприятий в духовно-нравственном
воспитании младшего
школьника.
Курсовая
работа
Научный руководитель:
Сергей
Иванович Абрамов
Москва
2010
Содержание
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время в России наблюдается неуклонно растущий интерес к духовно-нравственным основам воспитания младших школьников, это обусловлено следующими факторами:
во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и духовными качествами личности;
во-вторых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей и для своей души;
в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В подтверждение этих положений приведём слова К. Д. Ушинского, который писал, что: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».[19]
В виду актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников и недостаточностью его осуществления только средствами классно-урочной системы образовательной школы, нами было выбрано название исследования: «Роль внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника».
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание школьников.
Предмет исследования: внеклассные воспитательные мероприятия в духовно-нравственном воспитании младшего школьника.
Цель исследования: изучение роли внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
Методы исследования:
-изучение
психолого-педагогической и
-теоретический анализ источников, систематизация взглядов и идей разных авторов на духовно-нравственное воспитание;
-наблюдение за внеурочной деятельностью школы;
-наблюдение за деятельностью школьников.
Теоретическую основу исследования составили труды В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, К. Д. Ушинского и др., современных ученых: педагогов, психологов, философов, социологов, занимавшихся изучением проблемы духовно-нравственного воспитания С.Ю. Дивногорцевой, В.В. Зеньковского, И.В. Метлика, Б.В. Ничипорова, Т.В. Скляровой, В.А. Сластенина, О.Л. Янушкявичене, Л. П. Буева и др.) и в частности внеурочной деятельности школы А.К. Бруднов, Е.Б. Евладова, О.Е. Лебедев, С.Б. Серякова и др.; публикации отечественных авторов по этой проблеме; издания периодической печати, посвященные рассматриваемой проблеме; а также концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Всё больше и больше исследователей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Т.к., духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть «показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов» [27]. В настоящее время педагогической общественностью обсуждается вопрос о том, каким быть духовно-нравственному воспитанию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём. Так сточки зрения православного подхода в педагогике духовно-нравственное воспитание определяют как: «…целенаправленную деятельность, связанную с приобщением человека к совместной жизни с Богом - Троицей через воздействие благодати Святого Духа и постепенным взращиванием цельной структуры личности, нравственно преображающей и обновляющей духовный облик человека»[7]. В этом случае целью духовно-нравственное воспитание является духовное обновление ребенка, постепенное раскрытие и выявление творческих ресурсов личности, формирующееся благодаря совместному действию благодати Святого Духа и внутренней активности личности, обусловленной присутствием образа Божия в душе человека.
В этой связи задачами духовно-нравственного воспитания можно считать следующие:
Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие. И образует определённую систему, представленную на Рисунке 1.
Рис.1. Система духовно-нравственного воспитания.
Эстетическое |
|
Патриотическое |
Национальное | СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ | Гражданское |
Интернациональное | Политическое | Культура поведения |
Исходя из содержания представленной схемы, можно констатировать, что большую роль в духовно-нравственном воспитании играет искусство и эстетическое воспитание, содержанием которого является процесс формирования духовно-нравственных чувств в области прекрасного.
Национальное воспитание. Национальное чувство не только неразрывно связано со всей духовной жизнью в нас, не только является ее проявлением, но оно не может надлежаще развиваться вне общего развития духовной жизни. [9]
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Как никакой другой вид воспитания оно нацелено на сохранение, воспроизводство и преумножение народа. Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Под гражданским воспитанием понимается целенаправленное содействие подрастающему поколению в освоении ценностей гражданского общества.
«Интернациональное воспитание – это формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющие народы России, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства», - сказал когда-то Лихачев. [25]
Гражданское политическое воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания.
Воспитание культуры поведения. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурное вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями.
Позиция
обоснования системы духовно-
Принципы, методы и формы духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Духовно-нравственное воспитание с младшими школьниками осуществляется особыми принципами, методами и средствами. Это обусловлено возрастными и психологическими особенностями этого возраста, среди которых можно назвать следующие:
1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.
2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Дети 7-9 летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
3) Недостаточная
четкость нравственных
Учет этих особенностей в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников происходит посредством применения определённых принципов, вытекающих из задач воспитания, определяющих его содержание, формы организации и методы, которые мы рассмотрим ниже.
Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Принципы организации работы по осуществлению духовно-нравственного воспитания сформированы на основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований. Система их следующая: доступность и посильность труда для учащихся; научность; систематичность и последовательность; сознательность и активность учащихся; наглядность; воспитание учащихся в процессе трудового обучения.
Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом и методами духовно-нравственного воспитания, которые выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Упражнение - это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.