Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа
Цель исследования: изучение роли внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
определить сущность духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника;
изучить систему внеклассной работы образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию школьников;
рассмотреть методы, средства и формы внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника.
Введение 3
1.Духовно-нравственное воспитание и его роль в развитии личности. 5
2. Роль внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника. 13
Заключе-ние………………………………………………………………………………25
Список литерату-ры………………………………………………
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями для воспитания духовно-нравственной личности. Всё многообразие внеклассной работы, её содержание и формы должны иметь четкую духовно-нравственную направленность и способствовать моральному развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в классе, необходимо всегда глубоко продумывать его нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на тех содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта.
В рамках проведённого исследования было изучено психолого–педагогическая литература по данной проблеме, рассмотрено сущность, содержание и основные понятия духовно-нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыты особенности духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучены методы, формы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеучебной деятельности, произведён анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе вследствие чего были сделаны следующие выводы:
1. Духовно-нравственное воспитание – целенаправленная деятельность, связанная с приобщением человека к совместной жизни с Богом - Троицей через воздействие благодати Святого Духа и постепенным взращиванием цельной структуры личности, нравственно преображающей и обновляющей духовный облик человека.
2. Младший
школьный возраст
Основными
сферами жизни ребенка, в которых
происходит непрерывный процесс
духовно-нравственного
В своей наивысшей полноте духовно-нравственное воспитание способно реализовать только семья. Ведь в основе семейного воспитания лежит любовь к ребенку. Именно семья - первый и главный социальный институт по формированию ценностных ориентаций. Осознание и реализация в семье необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ личности - одно из условий полноценного развития человека.
Еще более важную — освящающую — роль имеет Церковь, где подрастающее поколение приобщается к подлинной церковной жизни — вероучению, богослужению, таинствам, столь необходимым в духовно-нравственном становлении личности под руководством пастырей. Но конечно школа тоже немаловажная сфера жизни ребенка, в которой происходит духовно-нравственное воспитание. Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. В духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных воспитательных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Внеурочная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся духовно-нравственные качества личности.
Итак, рассматривая духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности, мы пришли к выводу, что основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, оно становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, в случае если учитель заботиться о выполнении следующих условий:
1. Учет
возрастных особенностей
2. Использование определенных форм и методов нравственного воспитания.
3. Организация
совместных коллективных
Было определено, что целью внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника является обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Также что внеклассная деятельность направленная на духовно-нравственное развитие личности учащихся должна строиться на следующих принципах:
- принцип открытости (учащиеся планируют жизнь в классе совместно с учителем, вносят коррективы в предложения взрослых с учетом своих интересов, желаний и наоборот);
- принцип обратной связи (проведя любое мероприятие, учитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, настроение);
- принцип сотворчества (эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить партнеров для участия в мероприятии, проявят самостоятельность, инициативность в деле);
- принцип успешности (степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, стимулирует к деятельности и творчеству. Инструментом оценки может стать похвала учителя, его интонация, жесты);
- принцип деятельности (надо найти интересную методику и деятельность);
- принцип
свободы выбора (необходимо предоставлять
больше свободы,
- принцип
привлекательности будущего
Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, изучать их мнения, определять настроения и перспективу участия в будущих делах класса.
Специфика содержания воспитательной внеклассной работы характеризуется:
-во-первых,
преобладанием эмоционального
-во-вторых,
в содержании внеклассной
На содержание внеклассной работы него оказывают влияние следующие факторы:
1. Традиции и особенности школы.
2. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
3. Особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки.
Мы рассмотрели такие формы внеклассной работы направленной на духовно-нравственное развитие личности, как: творческая деятельность, факультативные занятия, предметные кружки и научные общества, слушательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии, выставки, массовые праздники, экскурсии, паломнические походы, познавательные экспедиции, туристическая, детско-юношеские общественные объединения, олимпиады, конкурсы, внеклассная работа, направленная на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся, этические беседы, классный час, работа с родителями.
Классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);
2) практические формы (походы, экскурсии, олимпиады и конкурсы и т.п.);
3) наглядные
формы (школьные музеи,
Исходя из вышесказанного можно констатировать, что цель работы достигнута и поставленные задачи решены.