Роль внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение роли внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
определить сущность духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника;
изучить систему внеклассной работы образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию школьников;
рассмотреть методы, средства и формы внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника.

Оглавление

Введение 3
1.Духовно-нравственное воспитание и его роль в развитии личности. 5
2. Роль внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника. 13
Заключе-ние………………………………………………………………………………25
Список литерату-ры………………………………………………

Файлы: 1 файл

новое курсовая исправленная11.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Из всего  выше сказанного можно сделать вывод, что внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями для воспитания духовно-нравственной личности. Всё многообразие внеклассной работы, её содержание и формы должны иметь четкую духовно-нравственную направленность и способствовать моральному развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в классе, необходимо всегда глубоко продумывать его нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на тех содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта.

 

Заключение

В рамках проведённого исследования было изучено психолого–педагогическая литература по данной проблеме, рассмотрено сущность, содержание и основные понятия духовно-нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыты особенности духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучены методы, формы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеучебной деятельности, произведён анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе вследствие чего были сделаны следующие выводы:

1. Духовно-нравственное воспитание – целенаправленная деятельность, связанная с приобщением человека к совместной жизни с Богом - Троицей через воздействие благодати Святого Духа и постепенным взращиванием цельной структуры личности, нравственно преображающей и обновляющей духовный облик человека.

2. Младший  школьный возраст характеризуется  повышенной восприимчивостью к  усвоению нравственных правил  и норм. Духовно-нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым. Дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер.

Основными сферами жизни ребенка, в которых  происходит непрерывный процесс  духовно-нравственного становления  его личности, являются семья, Церковь и школа.

В своей наивысшей полноте духовно-нравственное воспитание способно реализовать только семья. Ведь в основе семейного воспитания лежит любовь к ребенку. Именно семья - первый и главный социальный институт по формированию ценностных ориентаций. Осознание и реализация в семье необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ личности - одно из условий полноценного развития человека.

Еще более  важную — освящающую — роль имеет Церковь, где подрастающее поколение приобщается к подлинной церковной жизни — вероучению, богослужению, таинствам, столь необходимым в духовно-нравственном становлении личности под руководством пастырей. Но конечно школа тоже немаловажная сфера жизни ребенка, в которой происходит духовно-нравственное воспитание. Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. В духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных воспитательных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Внеурочная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся духовно-нравственные качества личности.

Итак, рассматривая духовно-нравственное воспитание младших  школьников во внеурочной деятельности, мы пришли к выводу, что основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, оно становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, в случае если учитель заботиться о выполнении следующих условий:

1. Учет  возрастных особенностей младшего  школьника.

 2. Использование определенных форм и методов нравственного воспитания.

3. Организация  совместных коллективных усилий  и переживаний и обеспечение эмоциональной насыщенности общей деятельности.

Было  определено, что целью внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника является обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Также что внеклассная деятельность направленная на духовно-нравственное развитие личности учащихся должна строиться на следующих принципах:

- принцип  открытости (учащиеся планируют  жизнь в классе совместно с учителем, вносят коррективы в предложения взрослых с учетом своих интересов, желаний и наоборот);

- принцип  обратной связи (проведя любое  мероприятие, учитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, настроение);

- принцип  сотворчества (эффективнее, если  ребята сами имеют возможность  определить партнеров для участия в мероприятии, проявят самостоятельность, инициативность в деле);

- принцип успешности (степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, стимулирует к деятельности и творчеству. Инструментом оценки может стать похвала учителя, его интонация, жесты);

- принцип  деятельности (надо найти интересную методику и деятельность);

- принцип  свободы выбора (необходимо предоставлять  больше свободы, самостоятельности, но не забывать направлять, корректировать и контролировать);

- принцип  привлекательности будущего дела (учитель может заинтересовать учащихся, показав им привлекательность дела, которое у них получится в результате).

Каждое  внеклассное мероприятие, большое  или маленькое, должно заканчиваться  рефлексией. Совместно с учащимися  необходимо каждый раз обсуждать, что  получилось, изучать их мнения, определять настроения и перспективу участия в будущих делах класса.

Специфика содержания воспитательной внеклассной работы характеризуется:

-во-первых, преобладанием эмоционального аспекта  над информативным 

-во-вторых, в содержании внеклассной работы  определяющее значение имеет практическая сторона знаний.

На содержание внеклассной работы него оказывают  влияние следующие факторы:

1. Традиции  и особенности школы. 

2. Особенности  возраста, класса, индивидуальности  детей. 

3. Особенности  самого учителя, его интересы, склонности, установки.

Мы рассмотрели  такие формы внеклассной работы направленной на духовно-нравственное развитие личности, как: творческая деятельность, факультативные занятия, предметные кружки и научные общества, слушательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии, выставки, массовые праздники, экскурсии, паломнические походы, познавательные экспедиции, туристическая, детско-юношеские общественные объединения, олимпиады, конкурсы, внеклассная работа, направленная на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся, этические беседы, классный час, работа с родителями.

Классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, олимпиады и конкурсы и т.п.);

3) наглядные  формы (школьные музеи, выставки  разных жанров, тематические стенды  и др.).

Исходя  из вышесказанного можно констатировать, что цель работы достигнута и поставленные задачи решены.

 

Список  литературы

 
  1. Аристотель. Сочинения. М, 1984.
  2. Базаров И.Ф. Нравственность и жизнь. СПб, 1878.
  3. Бюллетень Религиозно-Педагогического Кабинета. Париж, 1931. N 11. Публикация Е.В. Кирдяшовой
  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М, 1979.
  5. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М, 1977.
  6. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. Монография. М, 2007.
  7. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям: в 2 ч. / Ч.1: Введение в педагогическую деятельность. Теория и методика воспитания. - 2004.
  8. Зеньковский В.В. Педагогика. Клин, 2004.
  9. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М, 2003.
  10. Караковский В. А.,Новикова Л. А., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М,1996.
  11. Каледа Г.А. Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. М, 1998.
  12. Конституция Р.Ф. М,1995
  13. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]: Институт стратегических исследований в образовании РАО Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков) Режим доступа: http://fgos.isiorao.ru/contacts/
  14. Макова Н.Н.//Методическая газета для учителей «Здоровье детей»; 2007, №4. издательский дом «Первое сентября».
  15. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М, 1980.
  16. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского. М, 1983.
  17. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М, 1997.
  18. Песталоции И. Г. Письмо другу о пребывании в Станце. М, 1981
  19. Сластёнин В. А. Педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов. М, 2000.
  20. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения М, 1980.
  21. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. М,1946.
  22. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. М, 1986.
  23. Интернет журнал Сретенского монастыря [Электронный ресурс]: /Воспитание в жизни общества/ Православие.Ru 1999–2010.-Режим доступа к журн.: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1365.html
  24. Образование и общество. Научный, информационно-аналитический журнал. [Электронный ресурс]: Паломничество как средство формирования ценностных ориентаций молодежи Н.Л. Чупахина (ОГИИК) Образование и общество 2001-2010.- Режим доступа к журн.: http://www.education.rekom.ru/1_2001/chupahina.html
  25. Амур. инфо. [Электронный ресурс]: /«Интернациональное воспитание» как термин пропадает даже из словарей/ ИА «Амур.инфо». Все права защищены 2002—2010.- Режим доступа: http://www.amur.info/news/2006/10/20/8.html
  26. Детский сад.ру [Электронный ресурс]: /"Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983г./ Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/ped223.html
  27. Allbest.Ru. / Духовно-нравственное воспитание младших школьников/ Allbest.Ru. 2000 – 2010. Все права защищены./ Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00010248_1.html

Информация о работе Роль внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника