Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа
Цель исследования: изучение роли внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
определить сущность духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника;
изучить систему внеклассной работы образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию школьников;
рассмотреть методы, средства и формы внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника.
Введение 3
1.Духовно-нравственное воспитание и его роль в развитии личности. 5
2. Роль внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника. 13
Заключе-ние………………………………………………………………………………25
Список литерату-ры………………………………………………
В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых[8,25].
Психологической основой примера служит подражательность. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. Важную роль при этом играет Идеал, который должен служить ориентиром, целью. Ребенок всегда стремиться уподобляться своему Идеалу, поэтому важно указать ребенку образец достойный подражанию. Для православных христиан, это конечно Иисус Христос. Христос наш абсолютный Идеал и Центр жизни любого христианина, поэтому христоцентричность нужно воспитывать в сердце и в сознании ребенка.
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.
В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных. Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от ее направленности и содержания.
Содержанием духовно-нравственного воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
Таким образом, можно сказать, что существенная черта духовно-нравственное воспитания это одновременное вовлечение в воспитательный процесс всех способностей души (ума, воли, чувств) ребенка. Духовно-нравственное воспитание должно быть не просто содействием усвоению некоторых сведений нравственного характера и упражнениями в нравственном поведении. Оно должно закладывать основу развития личности младшего школьника, создавать живое духовно - культурное пространство, в которое органично включается душа ребенка. Характер духовно-нравственного воспитания должен быть таким, чтобы знания и навыки поведения, прививаемые детям, не внешне, не механически закреплялись в личности, а связывались с ее внутренним содержанием, с ее внутренней жизнью.
Извне
навязанное должно через воспитание
стать свободно принятым и внутренне
необходимым. Поэтому основным средством
христианского духовно-нравственного
воспитания является создание особой
среды, которая бы, духовно обновляла и
формировала личность. Известно, что основой
духовно-нравственного воспитания является
духовная культура той среды, в которой
живет ребенок, в которой происходит его
становление и развитие - в первую очередь,
духовная культура семьи и образовательного
учреждения. Тот дух, который царит в семье,
школе, детском объединении, дух которым
живут родители и педагоги - люди, составляющие
ближайшее социальное окружение ребенка,
- оказывается определяющим в формировании
внутреннего мира ребенка. Необходимым
условием духовно-нравственного развития
ребёнка является организация совместной
деятельности детей и взрослых, что объясняется
двусторонностью процесса воспитания.
Следовательно, воспитание духовно-нравственной
личности возможно только совместными
усилиями семьи, образовательного учреждения,
государства и Церкви. Но в своей наивысшей
полноте духовно-нравственное воспитание,
особенно в младшего школьника, способно
реализовать семья. Ведь в основе семейного
воспитания лежит любовь к ребенку. Именно
семья - первый и главный социальный институт
по формированию ценностных ориентаций.
Осознание и реализация в семье необходимости
и возможностей формирования духовно-нравственных
основ личности - одно из условий полноценного
развития человека. Но, современная семья
не справляется в полном объеме с её воспитательными
функциями, поэтому школа вынуждена брать
на себя функцию компенсации недоработок
и упущений семейного воспитания. Еще
более важную — освящающую — роль имеет
Церковь, где подрастающее поколение приобщается
к подлинной церковной жизни — вероучению,
богослужению, таинствам, столь необходимым
в духовно-нравственном становлении личности
под руководством пастырей. Но конечно
школа тоже немаловажная сфера жизни ребенка,
в которой происходит духовно-нравственное
воспитание. В современной школе процесс
духовно-нравственного воспитания должен
планироваться на взаимосвязи светского
духовного и направлений, в котором внеклассная
деятельность является логическим продолжением
начатой на уроке работы.
Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы структурируется множеством Целевых программ и подпрограмм. Каждая Целевая программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям:
Главные
задачи школы в плане духовно-
Все эти задачи могут выполняться как в процессе обязательных учебных занятий, носящий обязательный характер, и проводимых с постоянным составом учащихся так и в процессе внеклассных воспитательных мероприятиях. Вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. Внеклассные занятия могут отличаться по длительности от 3-5 минут до 1 часа. Внеклассным мероприятиям присуще многообразие форм и занимательность материала. Надо чтобы при внеурочной работе сочетались различные виды деятельности. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.
В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» говорится, что базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. [13]
Внеклассная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса. Развивает познавательную деятельность детей, расширяет и углубляет знания по предметам, помогает формировать творческие способности, помогает понять связь изучаемого материала с жизнью, воспитывает взаимовыручку, самостоятельность, интеллектуальные чувства, умение использовать дополнительную литературу, развивать интерес к изучаемым предметам.
Полнота
духовно-нравственного
Возможности внеклассной работы в школе.
Во-первых, разнообразная внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка.
В-третьих, разнообразная внеурочная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.
В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом.[14]
Внеучебная воспитательная работа способствует обеспечению непрерывности воспитательного процесса. К настоящему времени выработались и сложились общие принципы организации внеклассной и внешкольной работы, хотя каждый из этих видов организации деятельности учащихся за пределами учебных занятий имеет свои особенности.
Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направления этих занятий. Очень важно, чтобы школьникам был предоставлен выбор кружков или секций, которые бы достаточно полно отражали все стороны воспитания.
Далее, очень важно, чтобы любой вид занятий, в который включается учащийся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу, людям.
Очень важна и опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации каких-либо дел в школе, где учителя все еще много стараются сделать за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело или мероприятие воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе, даже если оно и было подсказано старшими. Желательно, чтобы ученики были вовлечены в активную, в том числе поисковую деятельность, связанную с розыском необходимых материалов, источников их получения и т. д.
Внеклассная и внешкольная работа не должна строиться только на принципе развлекательности, однако желательно, чтобы в ней были и романтика и игра, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность.
Успеху внеучебной воспитательной работы содействует четкая организация, соблюдение расписания занятий или намеченных сроков. При выборе содержания, организационных форм и методов всегда соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Очень важным условием действенности всех видов внеучебной воспитательной работы с учащимися является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия. [26]
Рассмотрим наиболее используемые принципы организации внеклассной деятельности направленной на духовно-нравственное развитие личности.
- принцип открытости (учащиеся планируют жизнь в классе совместно с учителем, вносят коррективы в предложения взрослых с учетом своих интересов, желаний и наоборот);
- принцип обратной связи (проведя любое мероприятие, учитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, настроение);
- принцип сотворчества (эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить партнеров для участия в мероприятии, проявят самостоятельность, инициативность в деле);
- принцип успешности (степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, стимулирует к деятельности и творчеству. Инструментом оценки может стать похвала учителя, его интонация, жесты);
- принцип деятельности (надо найти интересную методику и деятельность);
- принцип свободы выбора (необходимо предоставлять больше свободы, самостоятельности, но не забывать направлять, корректировать и контролировать);