Роль внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение роли внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
определить сущность духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника;
изучить систему внеклассной работы образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию школьников;
рассмотреть методы, средства и формы внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника.

Оглавление

Введение 3
1.Духовно-нравственное воспитание и его роль в развитии личности. 5
2. Роль внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника. 13
Заключе-ние………………………………………………………………………………25
Список литерату-ры………………………………………………

Файлы: 1 файл

новое курсовая исправленная11.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

- принцип привлекательности будущего дела (учитель может заинтересовать учащихся, показав им привлекательность дела, которое у них получится в результате).

Целостный процесс духовно-нравственного воспитания младшего школьника в рамках внеклассной деятельности осуществляется посредством обучающей, воспитывающей и развивающей функций.

Обучающая функция, Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Воспитывающая функция внеучебной деятельности, предполагает формирование научного мировоззрения, понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, религии, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание духовно-нравственных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения.

Развивающая функция воспитательной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка.

Специфика содержания воспитательной внеклассной работы по духовно-нравственному воспитанию характеризуется:

-во-первых, преобладанием эмоционального аспекта  над информативным 

-во-вторых, в содержании внеклассной работы  определяющее значение имеет  практическая сторона знаний.

На содержание внеклассной работы оказывают влияние  следующие факторы:

1. Традиции  и особенности школы. 

2. Особенности  возраста, класса, индивидуальности  детей. 

3. Особенности  самого учителя, его интересы, склонности, установки. 

Виды и формы внеклассных воспитательных мероприятий.

Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.

Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и способностей детей,- факультативные занятия. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение. В них более занимательный материал, участие в нем желательно поощрять Занятия должны быть организованы так, чтобы учащийся вовлекался в процесс самостоятельного поиска знаний, задания должны быть разнообразные.

Могут быть кружки, посвященные народной культуре. Например, изучение традиций русской народной культуры может реализовываться в форме творческой фольклорной мастерской. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого задания, игры школьники абсолютно свободны.

Предметные  кружки и научные  общества. Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся, материал на них более занимательный, чем на уроке; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д. Желательно чтобы в кружках велся дневник или кружковой журнал. Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и творчески развивающих задач, объединения на занятиях учащихся, как восполняющих пробелы, углубляющих свои позиции, так и творчески совершенствующихся, развивающих специальные способности. Особое значение кружки, студии, секции имеют для детей, совершенствующихся в области искусства и физкультуры.

Для кружков  большую ценность составляют задания, придуманные самими детьми или родителями. Можно в классе устраивать тематический уголок кружка, в нем могут быть выпускаемая кружком газета, работы кружка, подборки познавательного материала, задания для следующих заседаний кружка. Главное это подводить итоги и поощрять детей.

Очень распространены в школах встречи с приглашенными в школу гостями. Такие встречи могут органически сочетаться с торжественными или тематическими вечерами и утренниками. Однако могут быть и встречи, имеющие специальную воспитательную цель, например встреча школьников с представителями разных профессий в целях подготовки учащихся к выбору жизненного пути, встречи с ветеранами войны, встречи с пожарными, чтобы рассказать о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях органов, встреча со священником и т.д.

Сопутствующими  формами духовно-нравственного воспитания через творчество, являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклю ставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении.

Выставки  посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.

Массовые  праздники как форма внеклассных мероприятий организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. Среди них недели детской книги, театра, музыки, дни поэзии Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина. Во время таких праздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются с писателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры”, декабрь «Крещенские чтения», январь праздник «Рождества Христов», февраль «масленица», апрель «Пасха»;

Экскурсии. В начальной школе эта форма является наиболее действенной, так как учащиеся младших классов усваивают лучше всего знания тогда, когда им непосредственно показывают вещи и явления. Экскурсии вызывают заинтересованность и положительное отношение участников. Экскурсии воспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности. Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников бережное отношение к природе. Паломнический поход это особая форма внеклассной работы. Он воспитывает в детях чувства самосознания и любви к природе, благоговения перед духовными святынями Родины и родного края. Они способствуют как духовно-нравственному развитию личности, так и патриотическому. Большой материал для учебного процесса дают специальные познавательные экспедиции, туристическая и краеведческая работа: туристические походы различного целевого назначения и длительности, экспедиции по плану работы кружков. Они посвящаются сбору фольклорного, песенного материала, исторических сведений о революционных, военных событиях в районе, области, а также разведке экологической обстановки, вопросам развития производительных сил. Обычно они завершаются выпуском специальных стенгазет, бюллетеней, альбомов, организацией выставок собранного материала и т. д. Эффективной формой внеклассной работы является их добровольное участие в деятельности различных детско-юношеских общественных объединений. Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. Такое участие позволяет обучающимся осваивать различные социальные роли, получать опыт общественно значимого нравственного поступка. Участие в уже существующих или/и создание новых детско-юношеских движений (сообществ) открывает дополнительные возможности для реализации Целевых программ во внеурочной и внешкольной деятельности. [21]

Олимпиады, конкурсы. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой стимул для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В конкурсах могут принимать учащиеся все желающие. Задания должны быть более сложные, чем в учебниках, чтобы выявить способности учеников. Конкурсы могут быть как письменные, так и устные, например - «Что? Где? Когда?». Также могут проводиться олимпиады, они могут быть как заключительный этап конкурсов. Участие в олимпиаде может быть стимулом для развертывания внеклассной деятельности, может быть дальней перспективой в деятельности кружка. Олимпиады могут проходить в несколько туров, сначала классная, потом параллели, школьная, районная и т.д. Познавательная активность младших школьников тесно связана с игровой деятельностью. Они любят и хотят играть. В практике школы используются различные дидактические игры. Одним из видов игр могут быть олимпийские игры по предметам. Ведь интересы у большинства детей младшего школьного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Поэтому необходимо создать учащимся условия попробовать свои силы в различных видах деятельности и выбрать интересующее их направление. Учащиеся могут пробовать свои силы в дистанционных олимпиадах.

Классный  час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы. Классный час имеет, по крайней мере два значения, первое из которых - просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, например на духовно-нравственные темы, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. Но есть второе значение понятия «классный час» - собрание учеников класса для обсуждения классных дел.

Классный  час может проводить священник. В организационном плане, в зависимости от пожелания администрации школы, работа священника с учащимися может носить ситуативный, концентрический или линейный характер. Если встречи со школьниками не имеют плана проведения, они будут ситуативными. Концентрический характер встречи будут носить в том случае, если в течение учебного года он будет поочередно встречаться с учащимися разных классов. Линейный подход предполагает еженедельные встречи учащихся определенного класса. В их содержательную основу может быть положен, например, православный календарь. [6]

Задачами  таких классных часов могут быть:

  • Дать представление о Заповедях Божьих как основе нравственной жизни;
  • Воспитать желание подражать благим образцам, жить по Заповедям Божьим;
  • Ознакомить с элементарными сведениями из истории христианства и основными религиозными понятиями;

Следует отметить, что, хотя здесь были названы и кратко охарактеризованы различные организационные формы внеклассной работы, на практике чаще всего они применяются в сочетании: экскурсия завершается выставкой; на тематических вечерах выступают кружки художественной самодеятельности, проводятся игры; во время коллективного похода на лыжах проводятся соревнования; туристический поход сочетается с выполнением специальных заданий и превращается в экспедицию; большинство кружков, клубов и обществ выпускает свои стенгазеты, альбомы, устраивает выставки. Различные формы внеурочной воспитательной работы будут более эффективны в воспитательном воздействии на детей, если в их организации и проведении примут непосредственное участие родители. Семья и школа - два социально значимых института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процессов духовно-нравственного воспитания ребенка. Известно, что семья играет существенную роль в духовно-нравственном воспитании, необходимым условием духовно-нравственного развития ребёнка является организация совместной деятельности детей и взрослых, и поэтому школа должна помогать и направлять семью в духовно-нравственном воспитании ребенка. В связи с этим целесообразно проводить работу с родителями. Учитель может руководить этим процессом как опосредованно, так и непосредственно.[19] Опосредованное руководство проявляется в обсуждении на родительских собраниях, консультациях, лектории, в индивидуальных беседах различных вопросов, связанных с расширением кругозора и культуры младшего школьника. Коллективные формы работы с родителями это может быть педагогический лекторий, университет педагогических знаний, психолого-педагогические практикумы, круглые столы, вечера вопросов и ответов, родительские собрания, родительский день, день открытых дверей и т.д. Также учитель может проводить и индивидуальную работу с родителями это педагогические беседы, педагогическое консультирование, индивидуальные педагогические поручения, посещение семьи школьника. Родители могут присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях. Например, они рассказывают о своей профессии; принимают участие в викторинах, конкурсах, соревнованиях; участвуют в проведении вечеров досуга и праздников.

Информация о работе Роль внеклассных воспитательных мероприятий в духовно-нравственном воспитании младшего школьника