Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа
"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Введение. 3
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5
1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7
1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13
2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13
2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17
2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28
2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32
Заключение............................................................................................................ 41
Список литературы................................................................................................43
склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования
ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами,
приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только
активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации.
(17, с.118).
Создание воображаемых ситуаций нравственного выбора, близких жизненному
опыту школьников. Этот приём ценен тем, что позволяет вести
заинтересованный разговор на актуальные для школьников темы, связанные с их
собственным опытом, их переживаниями. Коллективный анализ ситуации-аналога
помогает ребятам сделать правильный нравственный выбор в затруднительных,
противоречивых
жизненных обстоятельствах. (24, с.48).
2.8. Методы дилемм.
Они направлены на включение учащихся в систему новых для них
отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного
поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной
ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему
вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы
над собой - "труд души" (В.А. Сухомлинский). В условиях школы полезно
рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на
основе принципа справедливости, еще лучше - решать так называемые дилеммы.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных
дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми
строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы
"за" и "против". Анализ ответов полезно провести по следующим признакам:
выбор, ценность, социальные роли и справедливость.
Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной
сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить
ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при
условии, что каждая дилемма должна:
1) иметь отношение к реальной жизни школьников;
2) быть по возможности простой для понимания;
3) быть незаконченной;
4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;
5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на
главном вопросе: "Как должен вести себя центральный герой?" Такие дилеммы
всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а
это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных
ситуациях. (17, с.119-120). Обычно метод дилемм используется классным
руководителем в старших классах.
Итак, мы проанализировали методы формирования нравственного
поведения школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях
педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и
противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных
«уединенных» средств, а гармонично организованная их система.
Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот
или иной метод может применяться в более или менее изолированном
виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без
взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет
движение воспитательного процесса к намеченной цели. И ещё
нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях,
а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку
приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать
поступки. Поэтому методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны
с жизнью.
Таким образом, теоретический анализ состояния проблемы нравственного
воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны
интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при
повышении нравственного
воспитания школьников.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
3. Белинский В. Г. Избр. Пед. Соч. М., 1948.
4. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие
по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1984.
5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории).
- М.: Педагогика, 1979.
6. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. - М.: 1979,
т.11.
7. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное
образование. 1998. № 9-10.
8. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И.
Рожкова. - М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
9. Краткий словарь по философии. - М.:1982.
10. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов
пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт,
1998.
11. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Соч. В 7-ми т. М., 1957,
т. IV.
12. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели
воспитания. // Школа. 1999. № 4.
13. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К.
Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1988.
14. Пед. энциклопедия. Гл. ред.: И.А.Каиров, т.3, М., «Совет. энцик-я»,
1966.
15. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб.
заведений. - М.: Просвещение, 1996.
16. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности.
// Классный руководитель. 2001. № 6.
17. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в
школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2000.
18. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. //
Сельская школа. 2002. № 1.
19. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас.
руководителей. - М.: Просвещение, 1983.
20. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-
М.: Гардарики, 2000.
21. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951.
22. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный
руководитель. 2001. № 3.
23. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. -
М.: Педагогическое общество России, 2000.
24. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн.
для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
-----------------------
«…Настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и
дает ему силы для настоящего органического развития».
«…Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более
важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
1. Нравственное
воспитание учащихся как важнейшая задача
классного руководителя. 18
2. Методы нравственного воспитания в работе
классного руководителя. 23
Глава III: Методические рекомендации для классного руководителя по организации нравственного воспитания учащихся 5-6 классов. 35
1. Этические и
психологические основы общения. 35
2. Методические разработки этических
воспитательных дел. 38
Заключение. 43
Список литературы: 45
Введение.
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
Анализируя это явление Л. Толкачёва говорит: проблемы воспитания относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой.(18, с.49). В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, - в том числе и экономической неустроенности. (12, с.6-7).
Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Вот почему нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не согласиться с В. Г. Белинским « Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». (3, с.220). Психолог А.З. Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности. (16, с.11-12).
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в нравственном воспитании отводят классному руководителю.
Педагогической
наукой, практикой школы накоплен значительный
опыт по нравственному воспитанию. В педагогической
литературе исследуемая нами проблематика
нашла отражение в фундаментальных исследованиях
Б.Т. Лихачёва,
Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского,
В.А. Сухомлинского, в которых выявляется
сущность основных понятий теории нравственного
воспитания, указываются пути дальнейшего
развития принципов, содержания, форм,
методов нравственного воспитания.