Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа
"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Введение. 3
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5
1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7
1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13
2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13
2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17
2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28
2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32
Заключение............................................................................................................ 41
Список литературы................................................................................................43
Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание.
Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на её моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств, но и является главной задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. (20, с.340-342).
Одна из задач нравственного воспитания школы - правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы и методы).
4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют
формы воспитания в зависимости от количества
воспитанников, - охвачен весь класс, небольшие
группы или отдельные ученики
(фронтальная, групповая, индивидуальная
работа). Это наиболее распространенная
классификация. (13, с. 157).
Правомерна
и классификация форм организации воспитательной
деятельности в зависимости от методов
воспитания: 1) словесные формы (собрания,
сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи
и т.д.); 2) практические формы (походы, экскурсии,
спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);
3) наглядные формы
(школьные музеи, выставки разных жанров,
тематические стенды и др.). (5, с
143).
Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.
По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.
Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой - организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения.
Убеждение
- это воздействие на сознание, чувства
и волю воспитанников с целью формирования
у них положительных качеств и преодоления
отрицательных.
Воспитатели разъясняют школьникам нормы
и правила поведения. Однако убеждение
не ограничивается лишь словесным разъяснением,
беседами. Убеждают воспитанников и их
собственный опыт, практика, конкретные
дела, личный пример окружающих людей,
и прежде всего педагогов, родителей, общение
с ними. В целях убеждения используются
книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи.
Всё это содействует нравственному просвещению
учащихся, вооружает их знаниями о морали,
формирует нравственные понятия и убеждения.
Упражнение
- это планомерно организованное выполнение
различных действий, практических дел
с целью формирования и развития личности.
Функции упражнения не ограничиваются
лишь приучением к правильному поведению.
В процессе упражнения развивается сознание,
формируются взгляды и убеждения, обогащаются
чувства.
В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании - упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание. (5, с.144-149).
М.И. Рожков
и Л.В. Байбородова выделяют следующие
бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания:
убеждение и самоубеждение
(интеллектуальная сфера), стимулирование
и мотивация (мотивационная сфера), внушение
и самовнушение (эмоциональная сфера),
требование и упражнение
(волевая сфера), коррекция и самокоррекция
(сфера саморегуляции), воспитывающие
ситуации и социальные пробы-испытания
(предметно-практическая сфера), метод
дилемм и рефлексия (экзистенциальная
сфера). (17, 114).
Эти методы нам кажутся наиболее эффективными в наше время в процессе нравственного воспитания, которые рассмотрим конкретно во второй главе.
Итак, рассматривая
нравственное воспитание, мы пришли к
выводу, что школе принадлежит приоритетная
роль в нравственном процессе. Узнали,
что существуют различные формы и методы
нравственного воспитания.
Глава II: Деятельность классного руководителя
в процессе осуществления процесса нравственного
воспитания.
1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя.
В первой главе мы выяснили, что нравственное формирование учащихся является важнейшей задачей школьного воспитания. В этой связи возникает вопрос о специфических особенностях деятельности классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся.
И.Ф. Харламов считает, что воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.
Основополагающее значение этой стороны в работе классного руководителя состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся.
Если учителя
осуществляют нравственное воспитание
главным образом в процессе обучения,
используя для этого содержание изучаемого
материала и различные методические приемы,
способствующие осмыслению и усвоению
морально-политических идей, то классные
руководители проводят эту работу в системе
внеурочных мероприятий, то есть классный
руководитель выступает как основной
организатор нравственного воспитания
учащихся во внеурочное время.
Вполне понятно, что деятельность классного
руководителя в этом направлении характеризуется
большой сложностью, широким методическим
разнообразием и требует глубокого осмысления
возлагаемых на него воспитательных задач
и педагогических функций.
Задачи, которые призван решать классный руководитель по нравственному формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной работы, по мнению И.Ф. Харламова, следующие:
1. Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны иметь четкую нравственную направленность и способствовать моральному развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в классе, классному руководителю необходимо всегда глубоко продумывать его нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на тех содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта.
2. Существенным компонентом нравственного воспитания является формирование и развитие морально-политического сознания учащихся. Эта задача в значительной мере решается учителями в процессе обучения. Вместе с тем работа по нравственному просвещению учащихся должна продолжаться во внеурочное время классным руководителем. В его задачу входит согласование внеурочной морально-разъяснительной работы с нравственным воспитанием учащихся в процессе учебных занятий и придание ей необходимой системы и целенаправленности. Только он, зная особенности своего класса и уровень его нравственной воспитанности, сможет правильно определить содержание и логику проводимых мероприятий по формированию морально-этического сознания и чувств школьников и способствовать их интенсивному нравственному развитию.
3. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно- массовую деятельность
4. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
5. Наконец, важной задачей классного руководителя в повышении эффективности внеурочной работы является обеспечение тесной взаимосвязи и комплексное осуществление политического, нравственного и трудового воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной позиции. (19, с.5-18).
Мы считаем, что Харламовым не все указаны задачи. Более точнее и шире раскрыл М.И. Рожков:
. Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
. Вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие её сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;
. Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности;
. Организация нравственного самовоспитания детей. (8, с.20).
Следующие функции должен выполнять классный руководитель по организации процесса нравственного воспитания и повышения его педагогической действенности:
Одной из существенных функций классного руководителя является систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.
Процесс нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи.
В нравственном воспитании большую роль играет разумное использование мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей, ученического долга и проявление высокой сознательности в работе. Опыт показывает, что кто бы ни прибегал к применению мер стимулирования положительного поведения учащихся, в большинстве случаев необходимо предварительно посоветоваться с классным руководителем, как лучше использовать различные меры поощрения и общественного осуждения по отношению к тем или иным школьникам, чтобы эти меры оказались педагогически эффективными.
Есть ещё одна немаловажная функция классного руководителя, связанная с организацией нравственного воспитания учащихся. Речь идёт о тех серьёзных отклонениях в моральном развитии отдельных школьников, которые иногда имеют место в школе. (19, с.20-22).
Многообразие
и сложность возлагаемых на классного
руководителя задач и функций по организации
и осуществлению нравственного воспитания
учащихся требуют от него большой энергии,
творчества и организаторских способностей.
«Воспитательная работа, - подчеркивал
А.С. Макаренко, - есть прежде всего работа
организатора». (11, с.349). По отношению к
деятельности классного руководителя
это положение приобретает буквальный
смысл. Только проявляя организаторские
умения и вовлекая учащихся в разнообразную
практическую деятельность, он может закалять
характер учащихся, формировать у них
устойчивые положительные нравственные
качества и стремление к борьбе против
различных аморальных явлений в жизни
и в быту. А для этого классный руководитель
должен знать технологию организации
(методы и формы).