Воспитательная работа классного руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:30, реферат

Краткое описание

Современную школу мы рассматриваем как педагогическую систему, где воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов. Воспитательная работа школы ориентирована на модель выпускника, в связи с которой определены цель и задачи, над которыми школа будет работать в течение года.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Украины.docx

— 21.78 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине:  Теория воспитания

на тему: Воспитательная работа классного  руководителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

  1. Основные направления воспитательной работы
  2. Основные задачи классного руководителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современную школу мы рассматриваем  как педагогическую систему, где  воспитание и обучение выступают  в качестве важнейших составляющих элементов. Воспитательная работа школы  ориентирована на модель выпускника, в связи с которой определены цель и задачи, над которыми школа  будет работать в течение года.    

 ЦЕЛЬ воспитательной  работы: развитие потребности школьников  к самопознанию, саморазвитию, к  здоровому образу жизни.   

 ЗАДАЧИ:  
              • воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование навыков и умений умственного труда;  
             • воспитание гражданственности, любви к Отечеству и своей малой Родине;  
             • организация родительского всеобуча;  
             • совершенствование работы единого воспитательного коллектива школы в системе взаимодействия (ученик – ученик, учитель – учитель, ученик – учитель, учитель – родители). 
                   Исходя из данных целей и задач, были обозначены основные направления, по которым ведется  целенаправленная  воспитательная работа:

1.      Воспитательная работа  в плане реализации воспитательной цели по воспитательным модулям, традиционные праздники школы;

2.      Воспитательная работа  в плане реализации  преемственности между всеми ступенями воспитания

3.      Внеурочная работа (организация выставок, конкурсов, экскурсий, работа кружков и спортивных секций и т. д.);

4.      Работа органов ученического самоуправления;

5.      Профориентационная работа;

6.      Профилактическая работа по снижению  количества  правонарушений и преступлений;

7.      Работа с родителями;

8.      Взаимодействие с социумом;

9.      Работа  методического объединения классных руководителей    

 Основная задача классного  руководителя (общая с задачами  родителей) — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы и родители, и ученики не боялись рассказывать классному руководителю о своих трудностях.

На первое место  работы педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно качество здоровья ребенка обусловливает успехи в учебе и уровень его общего развития.

Для обеспечения нормального  физического здоровья школьников классный руководитель работает по следующим  направлениям:

·        просвещение детей по программе «Здоровье»;

·        привлечение к этой деятельности преподавателя физической культуры, родителей;

·        подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на развитие осознания учениками самоценности здоровья;

·        информация для родителей о специфике физического развития, вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания, привлечение специалистов-медиков к просветительской и практической работе с родителями учеников и самими учениками.

Второе направление  деятельности классного руководителя — общение.

Общение — это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся.

Культура, как и вся  жизнь, постоянно изменяется, находится  в постоянном развитии. Задача педагога — помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

Третье направление  деятельности классного руководителя — это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника. Классный руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждому ребенку с «оптимистической» позиции (А. С. Макаренко).

Для решения этой проблемы педагоги обращают внимание на

а) выработку совместно  с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;

б) осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

г) организацию классных часов по совершенствованию у  учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Четвертое направление  деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик.. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.   

 Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семенного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Классные руководители исследуют состояние и эффективность воспитательного процесса в классе, пользуясь методиками определения уровня воспитанности классного коллектива (и отдельно каждого ученика класса) во внешне поведенческом аспекте, изучают уровень развития коллектива по соответствующим составляющим. Умеют анализировать воспитательную работу в классе, используя описательный, полярно-оценочный, проблемный и системный метод анализа. В планировании деятельности классного коллектива умело применяют элементы современных научных разработок Н.М. Таланчука (системно-ролевое планирование), О.С. Газмана (педагогическая поддержка), В.А. Караковского (общечеловеческие ценности), Н.Е. Щурковой (деятельност-ный подход), М.С. Кагана (планирование с учетом развития потенциалов).

С помощью методик, предложенных в пособиях под редакцией Е.Н. Степанова, классные руководители исследуют уровни сформированности потенциалов (интеллектуального, творческого, коммуникационного и т.д.) у учащихся класса, планируют индивидуальную работу с учащимися. Совместно с психологом определяют степень комфортности ученика в классном коллективе (социометрия, референтометрия), степень адаптации в «переходных» классах (3-5-е кл., 8-9-е кл., 9-11-е кл.) и др. Индивидуальная работа классного руководителя с детьми «группы риска» предполагает индивидуальное собеседование, «включении» в дела класса и школы, систему поручений. К трудностям в методической работе следует отнести поиск новых форм работы с родителями и учащимися, умение моделировать воспитательную систему класса. 

 Мониторинг деятельности  классных руководителей в школе  непосредственно осуществляет зам.  директора по ВР через 

·  систематическую проверку и анализ планов воспитательной работы классных руководителей, папок классного руководителя  (1 раз в четверть)

·  установление рейтинга участия классных коллективов в общешкольных мероприятиях (ежемесячно)

·  анкетирование классных руководителей и учащихся

Система работы администрации  школы по оптимизации деятельности представлена в плане работы методического  объединения классных руководителей.

Объектом контроля являются результаты воспитательного процесса. В качестве главных критериев и показателей результатов воспитательной деятельности выделены:

1. Воспитанность детей,  их нравственная развитость (по  школе результат – средний).

2. Сформированность жизненно  важных ценностей.

3. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью  школы.    

 В практике школы  сложилась следующая последовательность  информационно – диагностических  операций с целью изучения  эффективности воспитательной системы  школы и уровня воспитанности  учеников:

- диагностика социокультурной  среды микроучастка школы и  внутрисемейных отношений;

- составление социально  – педагогического паспорта класса;

- диагностика уровня воспитанности  учащихся;

- диагностика классного  коллектива;

- диагностика уровня развития  самооценки учащихся;

- анализ организации воспитательного  процесса в школе в целом;

- первичный анализ и  интерпретация полученной информации;

- организация и проведение  школьного психолого – педагогического  семинара, выработка рекомендаций  и решений.

Система воспитания в школе  будет успешной,  если строится на основе:

- концепции воспитательной  системы школы;

- современных принципов  воспитания;

- учета индивидуальных  особенностей формирования классного  коллектива;

- учета возрастных особенностей  учащихся;

- учета особенностей контингента  родителей учащихся класса;

- компетентности людей,  ответственных за процесс воспитания  учащихся.


Информация о работе Воспитательная работа классного руководителя