Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:30, реферат
Современную школу мы рассматриваем как педагогическую систему, где воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов. Воспитательная работа школы ориентирована на модель выпускника, в связи с которой определены цель и задачи, над которыми школа будет работать в течение года.
Реферат
по дисциплине: Теория воспитания
на тему: Воспитательная работа классного руководителя
План
Современную школу мы рассматриваем как педагогическую систему, где воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов. Воспитательная работа школы ориентирована на модель выпускника, в связи с которой определены цель и задачи, над которыми школа будет работать в течение года.
ЦЕЛЬ воспитательной
работы: развитие потребности
ЗАДАЧИ:
• воспитание сознательного отношения
к учебе, развитие познавательной активности,
формирование навыков и умений умственного
труда;
• воспитание гражданственности, любви
к Отечеству и своей малой Родине;
• организация родительского всеобуча;
• совершенствование работы единого
воспитательного коллектива школы в системе
взаимодействия (ученик – ученик, учитель
– учитель, ученик – учитель, учитель
– родители).
Исходя из данных целей и задач, были
обозначены основные
направления, по которым ведется целенаправленная
воспитательная работа:
1. Воспитательная работа в плане реализации воспитательной цели по воспитательным модулям, традиционные праздники школы;
2. Воспитательная работа в плане реализации преемственности между всеми ступенями воспитания
3. Внеурочная работа (организация выставок, конкурсов, экскурсий, работа кружков и спортивных секций и т. д.);
4. Работа органов ученического самоуправления;
5. Профориентационная работа;
6. Профилактическая работа по снижению количества правонарушений и преступлений;
7. Работа с родителями;
8. Взаимодействие с социумом;
9. Работа методического объединения классных руководителей
Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы и родители, и ученики не боялись рассказывать классному руководителю о своих трудностях.
На первое место работы педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно качество здоровья ребенка обусловливает успехи в учебе и уровень его общего развития.
Для обеспечения нормального физического здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям:
· просвещение детей по программе «Здоровье»;
· привлечение к этой деятельности преподавателя физической культуры, родителей;
· подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на развитие осознания учениками самоценности здоровья;
· информация для родителей о специфике физического развития, вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания, привлечение специалистов-медиков к просветительской и практической работе с родителями учеников и самими учениками.
Второе направление деятельности классного руководителя — общение.
Общение — это воздействие,
обусловливающее самое
Культура, как и вся жизнь, постоянно изменяется, находится в постоянном развитии. Задача педагога — помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.
Третье направление деятельности классного руководителя — это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника. Классный руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждому ребенку с «оптимистической» позиции (А. С. Макаренко).
Для решения этой проблемы педагоги обращают внимание на
а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
б) осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
г) организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Четвертое направление деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик.. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семенного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Классные руководители исследуют состояние и эффективность воспитательного процесса в классе, пользуясь методиками определения уровня воспитанности классного коллектива (и отдельно каждого ученика класса) во внешне поведенческом аспекте, изучают уровень развития коллектива по соответствующим составляющим. Умеют анализировать воспитательную работу в классе, используя описательный, полярно-оценочный, проблемный и системный метод анализа. В планировании деятельности классного коллектива умело применяют элементы современных научных разработок Н.М. Таланчука (системно-ролевое планирование), О.С. Газмана (педагогическая поддержка), В.А. Караковского (общечеловеческие ценности), Н.Е. Щурковой (деятельност-ный подход), М.С. Кагана (планирование с учетом развития потенциалов).
С помощью методик, предложенных в пособиях под редакцией Е.Н. Степанова, классные руководители исследуют уровни сформированности потенциалов (интеллектуального, творческого, коммуникационного и т.д.) у учащихся класса, планируют индивидуальную работу с учащимися. Совместно с психологом определяют степень комфортности ученика в классном коллективе (социометрия, референтометрия), степень адаптации в «переходных» классах (3-5-е кл., 8-9-е кл., 9-11-е кл.) и др. Индивидуальная работа классного руководителя с детьми «группы риска» предполагает индивидуальное собеседование, «включении» в дела класса и школы, систему поручений. К трудностям в методической работе следует отнести поиск новых форм работы с родителями и учащимися, умение моделировать воспитательную систему класса.
Мониторинг деятельности
классных руководителей в
· систематическую проверку и анализ планов воспитательной работы классных руководителей, папок классного руководителя (1 раз в четверть)
· установление рейтинга участия классных коллективов в общешкольных мероприятиях (ежемесячно)
· анкетирование классных руководителей и учащихся
Система работы администрации школы по оптимизации деятельности представлена в плане работы методического объединения классных руководителей.
Объектом контроля являются результаты воспитательного процесса. В качестве главных критериев и показателей результатов воспитательной деятельности выделены:
1. Воспитанность детей, их нравственная развитость (по школе результат – средний).
2. Сформированность жизненно важных ценностей.
3. Удовлетворенность учащихся,
педагогов и родителей
В практике школы
сложилась следующая
- диагностика социокультурной среды микроучастка школы и внутрисемейных отношений;
- составление социально
– педагогического паспорта
- диагностика уровня
- диагностика классного коллектива;
- диагностика уровня развития самооценки учащихся;
- анализ организации
- первичный анализ и
интерпретация полученной
- организация и проведение
школьного психолого –
Система воспитания в школе будет успешной, если строится на основе:
- концепции воспитательной системы школы;
- современных принципов воспитания;
- учета индивидуальных
особенностей формирования
- учета возрастных особенностей учащихся;
- учета особенностей
- компетентности людей,
ответственных за процесс
Информация о работе Воспитательная работа классного руководителя