Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:09, доклад
Классный руководитель, учитель, выполняющий функции ответственного организатора классного ученического коллектива в общеобразовательных школах. Должность К. р. введена в советской школе в начале 30-х гг. Основные обязанности К. р. определены уставом средней общеобразовательной школы.
Классный руководитель
Классный руководитель,
учитель, выполняющий функции
Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка,
осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;
помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в
осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных
институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников;
создателем благоприятной
микросреды и морально-психологического
климата в детском и
Работа классного руководителя - целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа преды- дующей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Педагогические задачи
классного руководителя
Одной из важнейших
задач классного руководителя является
системная работа с коллективом
класса. Педагог гуманизирует отношения
между детьми в коллективе, способствует
формированию нравственных смыслов и
духовных ориентиров, организует социально
ценные отношения и переживания воспитанников
в классном сообществе, творческую, личностно
и общественно значимую деятельность,
систему самоуправления; создает ситуацию
защищенности, эмоционального комфорта,
благоприятные психолого-педагогические
условия для развития личности ребенка,
способствует формированию навыков самовоспитания
обучающихся. Его работа направлена на
становление и проявление неповторимой
индивидуальности, "лица" классного
сообщества. В то же время классный руководитель
заботится о позиции и месте класса в школьном
коллективе, способствуя межвозрастному
общению.
По мнению В.А. Сластенина,
учитель, вовлеченный в воспитательную
систему самой логикой действительности,
поставлен перед необходимостью решения
бинарных групп педагогических задач.
Это:
* аналитическо-рефлексивные
задачи, т.е. задачи анализа и
рефлексии целостного
* конструктивно-прогностические
задачи, т.е. задачи построения
целостного педагогического
* организационно-деятельностные
задачи - задачи реализации различных
вариантов учебно-воспитательного процесса,
сочетания многообразных видов педагогической
деятельности;
* оценочно-информационные
задачи, т.е. задачи сбора, обработки
и хранения информации о
* коррекционно-регулирующие
задачи, т.е. задачи коррекции
протекания педагогического
Полнота присутствия
этих задач в сознании и деятельности
педагога определяет уровень его
субъектности в воспитательной системе.
Еще одной важной
задачей классного руководителя
по обеспечению целостности
Непосредственное
общение с детьми, идейное, духовно-ценностное
влияние на них требует от классного
руководителя повышенного внимания
к психическим переживаниям и
состояниям детей, формированию их идеалов,
взглядов, убеждений, личностных качеств
и индивидуальных способностей. Ребенок
формируется как личность и индивидуальность
тогда, когда педагоги стремятся
перевести внешние социально
ценные стимулы во внутренние мотивы
его поведения, когда он сам добивается
общественно ценных результатов, проявляя
при этом целеустремленность, волю
и мужество. Воспитательный эффект
велик, когда воспитание, на каждом
этапе возрастного развития, перерастает
в самовоспитание, а ребенок из
объекта воспитания превращается в
его субъект. Механизмом такого превращения
является осмысление детьми процесса
собственной жизнедеятельности: осознание
ее целей, требований, перспектив; познание
в ее процессе своих сил и возможностей;
преодоление (самоопределение) своих
слабостей и осуществление