Классный руководитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:09, доклад

Краткое описание

Классный руководитель, учитель, выполняющий функции ответственного организатора классного ученического коллектива в общеобразовательных школах. Должность К. р. введена в советской школе в начале 30-х гг. Основные обязанности К. р. определены уставом средней общеобразовательной школы.

Файлы: 1 файл

Классный руководитель.docx

— 15.50 Кб (Скачать)

Классный руководитель 

Классный руководитель, учитель, выполняющий функции ответственного организатора классного ученического коллектива в общеобразовательных  школах. Должность К. р. введена в  советской школе в начале 30-х гг. Основные обязанности К. р. определены уставом средней общеобразовательной школы. К. р. ведет воспитательную работу в сотрудничестве с другими учителями, пионерским вожатым и комсомольской группой; способствует осуществлению единых педагогических требований к учащимся со стороны педагогов, работающих с классом (в том числе объем домашних заданий в пределах установленных норм), и родителей; организует общественно полезный труд и внеклассную работу учащихся; проводит массовые, в том числе оздоровительные мероприятия. К. р. направляет работу органов ученического самоуправления в классе и помогает в работе пионерам и комсомольцам; организует помощь слабоуспевающим учащимся; ведёт документацию класса. В вечерних (заочных) общеобразовательных средних школах К. р. осуществляет тесную связь с предприятиями и учреждениями, где трудятся учащиеся. Должность К. р. существует также в средних специальных учебных заведениях и многих профессионально-технических учебных заведениях. К. р. назначается директором учебного заведения. Для К. р. выпускается журнал "Воспитание школьников".

Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

духовным посредником  между обществом и ребенком в  усвоении основ человеческой культуры;

защитником от моральной  деградации, нравственной гибели;

организатором отношений  сотрудничества в разнообразных  видах совместной деятельности классного  коллектива;

организатором условий  для самовыражения и развития каждого ребенка,

осуществляющим (совместно  с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;

помощником, консультантом  в организации повседневной жизни  и деятельности, в

осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных

институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников;

создателем благоприятной  микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе. 

Работа классного  руководителя - целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего  образовательного учреждения, анализа  преды- дующей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Педагогические задачи классного руководителя 
 

Одной из важнейших  задач классного руководителя является системная работа с коллективом  класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению. 

По мнению В.А. Сластенина, учитель, вовлеченный в воспитательную систему самой логикой действительности, поставлен перед необходимостью решения бинарных групп педагогических задач. Это: 

* аналитическо-рефлексивные  задачи, т.е. задачи анализа и  рефлексии целостного педагогического  процесса, его элементов, возникающих  затруднений и др.; 

* конструктивно-прогностические  задачи, т.е. задачи построения  целостного педагогического процесса  в соответствии с общей целью  профессионально-педагогической деятельности, выработкой и принятием педагогического  решения, прогнозированием результатов  и последствий принимаемых решений; 

* организационно-деятельностные задачи - задачи реализации различных вариантов учебно-воспитательного процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности; 

* оценочно-информационные  задачи, т.е. задачи сбора, обработки  и хранения информации о состоянии  и перспективах развития педагогической  системы, ее объективной оценки; 

* коррекционно-регулирующие  задачи, т.е. задачи коррекции  протекания педагогического процесса, установления необходимых коммуникативных  связей, их регуляция и поддержка. 

Полнота присутствия  этих задач в сознании и деятельности педагога определяет уровень его  субъектности в воспитательной системе. 

Еще одной важной задачей классного руководителя по обеспечению целостности учебно-воспитательного  процесса является координация деятельности и налаживания взаимоотношений  четырех ведущих коллективов: детского воспитательного, учителей, работающих с классом, родителей и трудового (базового предприятия). В детском  коллективе классный руководитель способствует организации ученического самоуправления, установлению деловых отношений  ответственной зависимости, развитию отношений по интересам. Он взаимодействует  с детьми на основе уважения, взаимной требовательности, внимательности, сочувствия, взаимопомощи и справедливости. С  коллективом учителей, работающих в  классе, классный руководитель обменивается информацией, договаривается о единых действиях, требованиях и совместных форма работы. Взаимодействия с родительским коллективом строятся на обмене информацией, единстве требований, осуществлении  родительского педагогического  всеобуча, участии родителей в  отдельных формах педагогической работы с детьми. Отношения с трудовым коллективом организуются как шефские, деловые и свободного общения. 

Непосредственное  общение с детьми, идейное, духовно-ценностное влияние на них требует от классного  руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и  состояниям детей, формированию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных качеств  и индивидуальных способностей. Ребенок  формируется как личность и индивидуальность тогда, когда педагоги стремятся  перевести внешние социально  ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения, когда он сам добивается общественно ценных результатов, проявляя при этом целеустремленность, волю и мужество. Воспитательный эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает  в самовоспитание, а ребенок из объекта воспитания превращается в  его субъект. Механизмом такого превращения  является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности: осознание  ее целей, требований, перспектив; познание в ее процессе своих сил и возможностей; преодоление (самоопределение) своих  слабостей и осуществление самовоспитания. Классный руководитель, анализирующий  вместе с учащимися общественную жизнь, процесс их становления как  личностей, формирования их мировоззрения, творческих способностей, предстает  перед ними в качестве мыслителя, помогающего активно участвовать  в становлении собственной личности, развитии и организации поведения.

Информация о работе Классный руководитель