Работа классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Оглавление

Введение. 3

Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5

1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5

1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7

1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10

Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13

2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13

2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17

2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28

2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32

Заключение............................................................................................................ 41

Список литературы................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

     . Организация нравственного самовоспитания детей. (8, с.20).

    Следующие  функции   должен   выполнять    классный   руководитель   по

организации   процесса   нравственного   воспитания    и    повышения    его

педагогической действенности:

    Одной  из  существенных   функций   классного   руководителя   является

систематическое  и   всестороннее   изучение   учащихся,   особенностей   их

характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

    Процесс    нравственного    воспитания    в    школе    характеризуется

многоплановостью и  разнообразием  средств  педагогического  воздействия  на

учащихся.  Каждый  школьник  находится  под  постоянным  влиянием  различных

учителей, сверстников, общественных  организаций,  а  также  семьи.  Поэтому

важной  функцией  классного   руководителя   является   обеспечение   единых

требований к учащимся со стороны школы и семьи.

    В нравственном воспитании большую роль  играет  разумное  использование

мер поощрения  учащихся  за  добросовестное  отношение  к  выполнению  своих

обязанностей, ученического  долга  и  проявление  высокой  сознательности  в

работе.  Опыт  показывает,  что  кто  бы  ни  прибегал  к   применению   мер

стимулирования положительного  поведения  учащихся,  в  большинстве  случаев

необходимо  предварительно  посоветоваться  с  классным  руководителем,  как

лучше использовать различные меры поощрения  и  общественного  осуждения  по

отношению к тем или иным школьникам, чтобы эти меры оказались  педагогически

эффективными.

    Есть ещё одна немаловажная функция классного руководителя, связанная  с

организацией нравственного воспитания учащихся. Речь идёт  о  тех  серьёзных

отклонениях в моральном развитии отдельных школьников, которые иногда  имеют

место в школе. (19, с.20-22).

    Многообразие и сложность возлагаемых на классного руководителя задач  и

функций по организации и  осуществлению  нравственного  воспитания  учащихся

требуют от него большой энергии, творчества и организаторских  способностей.

«Воспитательная работа, - подчеркивал А.С. Макаренко, -  есть  прежде  всего

работа организатора». (11, с.349). По  отношению  к  деятельности  классного

руководителя это положение приобретает  буквальный  смысл.  Только  проявляя

организаторские умения и  вовлекая  учащихся  в  разнообразную  практическую

деятельность,  он  может  закалять  характер  учащихся,  формировать  у  них

устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе  против

различных аморальных явлений  в  жизни  и  в  быту.  А  для  этого  классный

руководитель должен знать технологию организации (методы и формы). 

     2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя. 
 

2.1. Основные формы  метода убеждения. 

    Классные руководители отбирают такие формы организации  воспитательного

процесса, которые  содействуют  всестороннему  развитию  личности,  отвечают

общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности  учащихся

того или иного возраста,  конкретные  условия  жизни  классного  коллектива.

Рассмотрим основные формы и методы  нравственного  просвещения  и  убеждения

школьников, которые выделил Болдырев.

    Классный  час.  Это   наиболее   распространённая   форма   организации

воспитательной работы  классного  руководителя.  Проведение  классных  часов

заранее предусматривается в  плане  воспитательной  работы.  При  проведении

классных часов преобладает форма  свободного  общения  учащихся  с  классным

руководителем. Классный час - это не обычное воспитательное  мероприятие.  К

нему надо хорошо готовиться,  чтобы  он  запоминался  школьниками,  оставлял

след в их сознании, влиял на их поведение.

    Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся,  уровня

их воспитанности, от конкретных условий жизни  и  деятельности  ученического

коллектива.  В  V-VI  классах  обычно  проводятся  беседы  о  трудолюбии   и

бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и  отзывчивости,

непримиримости к равнодушию,  скромности  и  др.  В  VII-VIII  классах  -  о

сознательной дисциплине, скромности, долге и чести,  счастье  и  достоинстве

человека, целеустремленности, культуре  общения  и  др.  В  старших  классах

проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной  позиции  и

др.  Старшеклассники  обычно  принимают  активное  участие  в  подготовке  и

проведении классных часов.

    Основное требование к классному часу - это активное участие в нем  всех

учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем  -  всем

можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы  не  следует

использовать для поучений и наставлений, для разноса и  нотации.  (4,  с.77-

79).

    Беседы. В воспитательной деятельности  классных  руководителей  большое

место занимают  этические  беседы.  Они  имеют  целью  обогатить  моральными

представлениями  и  понятиями,  связанными  с  положительными  поступками  и

действиями,   ознакомить   с   правилами   поведения.   В   процессе   бесед

вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению  и  поведению

других людей. Повышению эффективности этических бесед  способствуют  высокий

нравственный   и   культурный    уровень    классного    руководителя,    их

эмоциональность   в   подаче   материала,   умение   вызвать   учащихся   на

откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.

    Наряду с систематическими беседами проводятся и  эпизодические  беседы,

связанные  с  обсуждением  поступков  учащихся.   Такой   разговор   следует

проводить сразу после совершения поступка.

    В деятельности классных руководителей особенно большое  место  занимает

разъяснение  «Правил  для  учащихся»   как   главных   критериев   поведения

школьников. Опытные классные руководители при проведении бесед о  дисциплине

меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том,  что,  зачем

и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.

    Беседа проводится с классом или индивидуально с  учеником,  совершившим

недостойный  поступок.   Опытные   классные   руководители   не   увлекаются

коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В  ряде  случаев

более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При  этом

важно создать атмосферу доброжелательности  и  доверительности.  (5,  с.143-

149).

    Одна из форм нравственного убеждения -  читательская  конференция.  Она

помогает  не  только  расширить   кругозор   школьников,   развить   у   них

художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы  нравственности.  Нередко

в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный  характер

и конференция перерастает в диспут (особенно в старших классах).

    Диспут по вопросам морали - сложная и вместе с  тем  действенная  форма

убеждения. Она требует серьёзной  подготовки  учащихся.  Готовясь  высказать

самостоятельное  мнение,  они  лучше  уясняют   и   усваивают   нравственные

принципы.

    Приобщение  учащихся  к  искусству.  Классные  руководители  привлекают

учащихся  к  участию  в  конкурсах  на  лучшего  чтеца  или  рассказчика,  к

художественной самодеятельности, обогащающая нравственный мир школьников.  К

подготовке  и  проведению  конкурсов  привлекают   учителей   литературы   и

рисования.

    Развитие эстетического вкуса школьников содействуют также  экскурсии  в

музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кино и театров.  (4,  с.89-

94).

    В целях убеждения используются и нравственные  требования  к  поведению

школьников. Требуя, чтобы они  хорошо  вели  себя  на  уроке  и  вне  школы,

уважали  старших,  были  правдивыми  и  искренними,  классный   руководитель

сообщает им знания о нормах и правилах поведения, обогащает их  нравственные

представления и понятия. Требования воспитателя к поведению  достигают  цели

лишь  при  условии,  если  они  понятны  и  доступны,  связаны  с  практикой

повседневного поведения детей. (5, с.149). 

2.2. Метод коррекции поведения. 

     Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок

внесет изменения в свое поведение, в  отношения  к  людям.  Такая  коррекция

может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с  общепринятыми

нормами, анализа  последствий  поступка,  уточнения  целей  деятельности.  В

качестве  модификации  этого  метода   можно   рассматривать   пример.   Его

воздействие   основывается    на    известной    закономерности:    явления,

воспринимаемые зрением, быстро  и  без  труда  запечатлеваются  в  сознании,

потому что не требуют  ни  раскодирования,  ни  перекодирования,  в  котором

нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример  -  наиболее  приемлемый

путь к коррекции поведения учащихся.  (17, с.115).

    По мнению Н.И. Болдырева,  большое  влияние  на  сознание  и  поведение

учащихся  оказывает  пример  других  людей.  Воспитательная   сила   примера

основана на склонности и  способности  к  подражанию.  Не  имея  достаточных

знаний  и  жизненного  опыта,  школьники  присматриваются  к   поступкам   и

действиям окружающих, подражают им, стараются  вести  себя  так,  как  ведут

себя взрослые, товарищи. Пример поведения других людей  оказывает  прямое  и

косвенное  воздействие  на  воспитанников,  стимулирует  их   стремление   к

совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции.

    Воспитательное  воздействие  при  помощи  примера  -  это  своеобразное

Информация о работе Работа классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников