Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа
"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Введение. 3
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5
1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7
1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13
2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13
2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17
2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28
2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32
Заключение............................................................................................................ 41
Список литературы................................................................................................43
. Организация нравственного самовоспитания детей. (8, с.20).
Следующие функции должен выполнять классный руководитель по
организации процесса нравственного воспитания и повышения его
педагогической действенности:
Одной из существенных функций классного руководителя является
систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей их
характера, поведения и моральной воспитанности в целом.
Процесс нравственного воспитания в школе характеризуется
многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на
учащихся. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных
учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому
важной функцией классного руководителя является обеспечение единых
требований к учащимся со стороны школы и семьи.
В нравственном воспитании большую роль играет разумное использование
мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих
обязанностей, ученического долга и проявление высокой сознательности в
работе. Опыт показывает, что кто бы ни прибегал к применению мер
стимулирования положительного поведения учащихся, в большинстве случаев
необходимо предварительно посоветоваться с классным руководителем, как
лучше использовать различные меры поощрения и общественного осуждения по
отношению к тем или иным школьникам, чтобы эти меры оказались педагогически
эффективными.
Есть ещё одна немаловажная функция классного руководителя, связанная с
организацией нравственного воспитания учащихся. Речь идёт о тех серьёзных
отклонениях в моральном развитии отдельных школьников, которые иногда имеют
место в школе. (19, с.20-22).
Многообразие и сложность возлагаемых на классного руководителя задач и
функций по организации и осуществлению нравственного воспитания учащихся
требуют от него большой энергии, творчества и организаторских способностей.
«Воспитательная работа, - подчеркивал А.С. Макаренко, - есть прежде всего
работа организатора». (11, с.349). По отношению к деятельности классного
руководителя это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя
организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую
деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них
устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против
различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого классный
руководитель
должен знать технологию организации
(методы и формы).
2. Методы нравственного воспитания в работе
классного руководителя.
2.1. Основные формы
метода убеждения.
Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного
процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают
общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся
того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.
Рассмотрим основные формы и методы нравственного просвещения и убеждения
школьников, которые выделил Болдырев.
Классный час. Это наиболее распространённая форма организации
воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов
заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении
классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным
руководителем. Классный час - это не обычное воспитательное мероприятие. К
нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял
след в их сознании, влиял на их поведение.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня
их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического
коллектива. В V-VI классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и
бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости,
непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VII-VIII классах - о
сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве
человека, целеустремленности, культуре общения и др. В старших классах
проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной позиции и
др. Старшеклассники обычно принимают активное участие в подготовке и
проведении классных часов.
Основное требование к классному часу - это активное участие в нем всех
учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем - всем
можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует
использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации. (4, с.77-
79).
Беседы. В воспитательной деятельности классных руководителей большое
место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными
представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и
действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед
вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению
других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий
нравственный и культурный уровень классного руководителя, их
эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на
откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.
Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы,
связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует
проводить сразу после совершения поступка.
В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает
разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения
школьников. Опытные классные руководители при проведении бесед о дисциплине
меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том, что, зачем
и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.
Беседа проводится с классом или индивидуально с учеником, совершившим
недостойный поступок. Опытные классные руководители не увлекаются
коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев
более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом
важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности. (5, с.143-
149).
Одна из форм нравственного убеждения - читательская конференция. Она
помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них
художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Нередко
в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер
и конференция перерастает в диспут (особенно в старших классах).
Диспут по вопросам морали - сложная и вместе с тем действенная форма
убеждения. Она требует серьёзной подготовки учащихся. Готовясь высказать
самостоятельное мнение, они лучше уясняют и усваивают нравственные
принципы.
Приобщение учащихся к искусству. Классные руководители привлекают
учащихся к участию в конкурсах на лучшего чтеца или рассказчика, к
художественной самодеятельности, обогащающая нравственный мир школьников. К
подготовке и проведению конкурсов привлекают учителей литературы и
рисования.
Развитие эстетического вкуса школьников содействуют также экскурсии в
музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кино и театров. (4, с.89-
94).
В целях убеждения используются и нравственные требования к поведению
школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы,
уважали старших, были правдивыми и искренними, классный руководитель
сообщает им знания о нормах и правилах поведения, обогащает их нравственные
представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели
лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой
повседневного
поведения детей. (5, с.149).
2.2. Метод коррекции
поведения.
Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок
внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция
может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми
нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В
качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его
воздействие основывается на известной закономерности: явления,
воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании,
потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором
нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый
путь к коррекции поведения учащихся. (17, с.115).
По мнению Н.И. Болдырева, большое влияние на сознание и поведение
учащихся оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера
основана на склонности и способности к подражанию. Не имея достаточных
знаний и жизненного опыта, школьники присматриваются к поступкам и
действиям окружающих, подражают им, стараются вести себя так, как ведут
себя взрослые, товарищи. Пример поведения других людей оказывает прямое и
косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к
совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции.
Воспитательное воздействие при помощи примера - это своеобразное