Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа
"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Введение. 3
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5
1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7
1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13
2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13
2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17
2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28
2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32
Заключение............................................................................................................ 41
Список литературы................................................................................................43
«Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим меня миром, связано с моей семьей», - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт. Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, ее значение в воспитании подрастающего поколения.
Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, ее устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно' расти в такой семье, можно стать таким под влиянием людей, которые для тебя авторитетны. В нашей стране, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же школы является лишь обучение детей.
К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.
Такую возможность человеку может дать только его семья. В своих письмах Л. Н. Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается.
Принципиально по-иному решался этот вопрос в нашей стране после революции. Задача формирования человека нового типа требовала «разрыва» с семейным «консервативным» воспитанием, которое вызывало тревогу.
Н.И. Бухарин говорил, что необходимо «разрушать старые отношения в семейной организации и вести «медленный подкоп под самую консервативную твердыню всех гнусностей старого режима».
Однако в эти же годы определяется вторая стратегия по отношению к семейному воспитанию.
Многие педагоги считали необходимым искать и' находить положительное в семье, использовать традиции семейного воспитания. «Необходимо, -- утверждала эта группа педагогов, -- использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений».
Однако, несмотря на существование этой точки зрения, набирала силу тенденция, в соответствии с которой необходимо было вырвать ребёнка из семьи и воспитать его в специально созданных учреждениях школах-коммунах, детских городках и т. п.
В 50-60-е годы эта идея возродилась вновь. Идея создания подростковых коммун была связана с тем, что после войны в стране было огромное количество детей, лишившихся родителей. Им необходимо было дать кров и тепло, еду и возможность чувствовать себя нужным обществу. Школы-интернаты должны были избавить детей от пережитков, сохранившихся в советской семье. Они были призваны уберечь ребёнка от разногласий, семейного стремления к накопительству в ущерб общественным интересам, корыстным расчётам и простого легкомыслия.
Планировалось довести к 1980 году число детей в школах-интернатах до двух с половиной миллионов.
Предполагалось добиться того, чтобы каждая семья имела бы возможность бесплатно содержать детей и подростков в детских учреждениях.
В 60-х годах В. А. Сухомлинский вступает в отчаянную борьбу с сохранившимся с 30-х годов педагогическим подходом к семейному воспитанию. В своих трудах он писал, что только отец и мать могут быть для ребенка величайшими авторитетами.
«Существует глубокая связь поколений, -- писал учёный, -- ребёнок -- одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её -- тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».
Позиция В.А. Сухомлинского была поддержана и подхвачена многими педагогами-энтузиастами, которые доказали, что дети, отторгнутые от семьи в ранние годы, практически всегда развивались односторонне, что нередко приводило к ущербности личности.
Заслуга В.А. Сухомлинского в возвращении к общечеловеческим ценностям огромна.
Он первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей.
Именно ему принадлежит заслуга определения приоритетов нравственного воспитания ребенка в семье.
Что мы должны понимать под нравственным воспитанием ребенка в семье?
Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность».
В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность -- это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».
По мнению В.А. Сухомлинского, «воспитание -- это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями». По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника и превращаются в нормы и правила поведения.
Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.
Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание -- это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами.
Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность -- граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх -- духовность, а она бесконечна... У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека...
Будет нравственное воспитание -- ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей... Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности -- не будет ничего, никакого воспитания».
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья -- это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.
Известный педагог и психолог И.С. Кон отмечает: «В глазах ребенка отец и мать выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний, поощрений; как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг, советчик, которому можно доверить все».
Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье. Таким образом, перед нами выстраивается следующая иерархия: семья -- ребенок -- нравственность -- поведение -- поступок -- семья.
Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего их детства.
Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семьи СИ. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта -- главный показатель развитости человеческого в человеке...
Понятие «добрый человек» -- очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие».
Это всё -- понятия нравственности.
Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:
-- мотивационно-побудительный;
-- чувственно-эмоциональный;
-- рациональный, или умственный.
Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.
Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения.
* Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активное участие в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций.
Эмоции, как известно, бывают положительными: радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п. Человеку свойственно также проявлять и отрицательные эмоции: гнев, зависть, злость, обида, ненависть.
Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, их нужно воспитывать. Нравственные чувства -- отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость -- непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.
Чешский педагог М. Климова-Фюгнерова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто.
Дом для ребёнка -- школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи». Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей -- и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.
Примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырехлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребенок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из нее кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребенком эмоций и чувств в собственном доме?
Сочувствие -- это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно -- выражение человечности, а человеческие чувства помогают человеку, большому или маленькому, двигаться к поставленной цели. Для маленьких -- это возможность проявления любознательности, интереса, радости, желания познавать мир во всех его проявлениях.
Для взрослых людей чувства являются источником вдохновения, интереса к окружающему миру и людям, задор и радость в работе, в общении с людьми.
Ни для кого не секрет, что именно чувства способны подвигнуть человека на высокие достижения, могут вести к самоотверженному труду, проявлению мужества, воли, героизма и бесстрашия. Именно чувства молодой героини из фильма «Москва слезам не верит» помогли ей стать тем человеком, кем она стала. Родителям важно помнить о том, что их искренние чувства по отношению к детям могут совершить чудо и изменить то, что нельзя изменить приказом, наказанием, нотациями, бранью. Родители должны сдавать экзамен не только на умение накормить, одеть и обуть собственного ребенка, но и на умение сказать ласковое слово, смотреть добрыми глазами на ребенка, проявить сердечность, ласку, сочувствие, искренность.