Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа
"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Введение. 3
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5
1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7
1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13
2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13
2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17
2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28
2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32
Заключение............................................................................................................ 41
Список литературы................................................................................................43
в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, сборы,
лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы,
экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы
(школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). (5, с
143).
Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства
воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания
возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм
воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.
По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна
его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с
глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.
Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на
воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного
воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного
сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек
поведения.
Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны,
организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой -
организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению
процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы
упражнения.
Убеждение - это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с
целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.
Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако
убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают
воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный
пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с
ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и
радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся,
вооружает их
знаниями о морали, формирует нравственные
понятия и убеждения.
Упражнение - это планомерно организованное выполнение различных
действий, практических дел с целью формирования и развития личности.
Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному
поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды
и убеждения, обогащаются чувства.
В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как
поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных
поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её
направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место,
естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании - упражнение; в
воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными
методами применяются также поощрение и наказание. (5, с.144-149).
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы
нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение
(интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера),
внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение
(волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции),
воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая
сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). (17, 114).
Эти методы нам кажутся наиболее эффективными в наше время в процессе
нравственного воспитания, которые рассмотрим конкретно во второй главе.
Итак, рассматривая нравственное воспитание, мы пришли к выводу, что
школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Узнали, что
существуют различные формы и методы нравственного воспитания.
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления
процесса нравственного
воспитания.
1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного
В первой главе мы выяснили, что нравственное формирование учащихся
является важнейшей задачей школьного воспитания. В этой связи возникает
вопрос о специфических особенностях деятельности классного руководителя по
нравственному воспитанию учащихся.
И.Ф. Харламов считает, что воспитательная деятельность классного
руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно
многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и
средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и
практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит
свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но
поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу
нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической
деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на
моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.
Основополагающее значение этой стороны в работе классного руководителя
состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является
формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в
духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению
учащихся.
Если учителя осуществляют нравственное воспитание главным образом в
процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и
различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению
морально-политических идей, то классные руководители проводят эту работу в
системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как
основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время.
Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении
характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и
требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и
педагогических функций.
Задачи, которые призван решать классный руководитель по нравственному
формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной
работы, по мнению И.Ф. Харламова, следующие:
1. Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны
иметь четкую нравственную направленность и способствовать моральному
развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в
классе, классному руководителю необходимо всегда глубоко продумывать его
нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на тех
содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению
моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения
и обогащению нравственного опыта.
2. Существенным компонентом нравственного воспитания является
формирование и развитие морально-политического сознания учащихся. Эта
задача в значительной мере решается учителями в процессе обучения. Вместе с
тем работа по нравственному просвещению учащихся должна продолжаться во
внеурочное время классным руководителем. В его задачу входит согласование
внеурочной морально-разъяснительной работы с нравственным воспитанием
учащихся в процессе учебных занятий и придание ей необходимой системы и
целенаправленности. Только он, зная особенности своего класса и уровень его
нравственной воспитанности, сможет правильно определить содержание и логику
проводимых мероприятий по формированию морально-этического сознания и
чувств школьников и способствовать их интенсивному нравственному развитию.
3. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у
своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства
слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого
школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-
массовую деятельность
4. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение
всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию
школьников.
5. Наконец, важной задачей классного руководителя в повышении
эффективности внеурочной работы является обеспечение тесной взаимосвязи и
комплексное осуществление политического, нравственного и трудового
воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной
позиции. (19, с.5-18).
Мы считаем, что Харламовым не все указаны задачи. Более точнее и шире
раскрыл М.И. Рожков:
. Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и
формирование нравственных чувств;
. Вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие её сущности,
социальной и психологической целесообразности моральных норм;
формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и
привычек нравственного поведения;
. Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного
поведения учащихся путем организации их практической деятельности;