Работа классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Оглавление

Введение. 3

Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5

1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5

1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7

1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10

Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13

2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13

2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17

2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28

2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32

Заключение............................................................................................................ 41

Список литературы................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

в зависимости от методов воспитания: 1) словесные  формы  (собрания,  сборы,

лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2)  практические  формы  (походы,

экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и  т.п.);  3)  наглядные  формы

(школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).  (5,  с

143).

    Приведенные классификации, разумеется, не  раскрывают  всего  богатства

воспитательного  процесса.  В  сложном  процессе  нравственного   воспитания

возможны  разные  формы  организации.  Из  приведенных  классификаций   форм

воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.

    По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания  важна

его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика  непосредственно,  с

глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.

    Под методами воспитания понимают способы  воздействия  воспитателей  на

воспитанников  и   организацию   их   деятельности.   Методы   нравственного

воспитания  выступают  как  пути  и   способы   формирования   нравственного

сознания,  развития  моральных  чувств  и  выработки  навыков   и   привычек

поведения.

    Процесс  нравственного  воспитания  двухсторонний:  с  одной   стороны,

организационное и целенаправленное  воздействие  воспитателей,  с  другой  -

организованная и целенаправленная деятельность воспитанников.  Осуществлению

процесса нравственного воспитания способствуют  методы  убеждения  и  методы

упражнения.

    Убеждение - это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с

целью формирования у них положительных качеств и преодоления  отрицательных.

Воспитатели  разъясняют  школьникам  нормы  и  правила   поведения.   Однако

убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами.  Убеждают

воспитанников и их  собственный  опыт,  практика,  конкретные  дела,  личный

пример окружающих людей, и прежде  всего  педагогов,  родителей,  общение  с

ними.  В  целях  убеждения   используются   книги,   кинофильмы,   теле-   и

радиопередачи.  Всё  это  содействует  нравственному  просвещению  учащихся,

вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и  убеждения. 

    Упражнение  -  это  планомерно  организованное   выполнение   различных

действий,  практических  дел  с  целью  формирования  и  развития  личности.

Функции  упражнения  не  ограничиваются  лишь   приучением   к   правильному

поведению. В процессе упражнения развивается сознание,  формируются  взгляды

и убеждения, обогащаются чувства.

    В процессе нравственного воспитания применяются  и  такие  методы,  как

поощрение и наказание. Их  обычно  используют  для  одобрения  положительных

поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.

    Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от  её

направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на  первое  место,

естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании  -  упражнение;  в

воспитании  дисциплинированности  и  ответственности  наряду   с   основными

методами применяются также поощрение и наказание. (5, с.144-149).

    М.И. Рожков и  Л.В.  Байбородова  выделяют  следующие  бинарные  методы

нравственного   воспитания-самовоспитания:   убеждение    и    самоубеждение

(интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная  сфера),

внушение и  самовнушение  (эмоциональная  сфера),  требование  и  упражнение

(волевая  сфера),   коррекция   и   самокоррекция   (сфера   саморегуляции),

воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания  (предметно-практическая

сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). (17, 114).

    Эти методы нам кажутся наиболее эффективными в наше  время  в  процессе

нравственного воспитания, которые  рассмотрим конкретно во второй главе.

    Итак, рассматривая нравственное воспитание, мы  пришли  к  выводу,  что

школе принадлежит приоритетная роль в  нравственном  процессе.  Узнали,  что

существуют различные формы и методы нравственного воспитания.

Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления

процесса нравственного воспитания. 
 

     1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного

                                руководителя. 

    В первой главе мы  выяснили,  что  нравственное  формирование  учащихся

является важнейшей задачей школьного  воспитания.  В  этой  связи  возникает

вопрос о специфических особенностях деятельности классного  руководителя  по

нравственному воспитанию учащихся.

    И.Ф.  Харламов  считает,  что  воспитательная  деятельность   классного

руководителя в школе охватывает множество проблем и  является  исключительно

многогранной как по содержанию,  так  и  по  разнообразию  методов,  форм  и

средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону  учения  и

практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или  иначе  находит

свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей  педагога.  Но

поскольку  любая  область  поведения  и  жизни  учащихся  затрагивает  сферу

нравственности,   постольку   все    разнообразные    виды    педагогической

деятельности классного руководителя так или иначе связаны  и  направлены  на

моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.

    Основополагающее значение этой стороны в работе классного  руководителя

состоит  в  том,  что  ведущим  направлением   деятельности   его   является

формирование у школьников основ  научного  мировоззрения,  воспитание  их  в

духе  общественной  морали,   работа   по   идейно-нравственному   убеждению

учащихся.

    Если учителя осуществляют нравственное  воспитание  главным  образом  в

процессе обучения, используя для этого  содержание  изучаемого  материала  и

различные  методические  приемы,  способствующие   осмыслению   и   усвоению

морально-политических идей, то классные руководители проводят эту  работу  в

системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает  как

основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное  время.

Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в  этом  направлении

характеризуется большой сложностью,  широким  методическим  разнообразием  и

требует глубокого осмысления возлагаемых  на  него  воспитательных  задач  и

педагогических функций.

    Задачи, которые  призван решать классный руководитель по  нравственному

формированию  учащихся  в  системе  организации  внеурочной   воспитательной

работы, по мнению И.Ф. Харламова, следующие:

    1. Вся многообразная внеурочная работа, её содержание  и  формы  должны

иметь  четкую  нравственную  направленность  и   способствовать   моральному

развитию учащихся. Какое бы  воспитательное  мероприятие  ни  проводилось  в

классе, классному руководителю необходимо  всегда  глубоко  продумывать  его

нравственно-формирующее   значение   и   акцентировать   внимание   на   тех

содержательных  и  методических  сторонах,  которые  содействуют  расширению

моральных знаний школьников, побуждают их к анализу  собственного  поведения

и обогащению нравственного опыта.

    2.   Существенным   компонентом   нравственного   воспитания   является

формирование  и  развитие  морально-политического  сознания  учащихся.   Эта

задача в значительной мере решается учителями в процессе обучения. Вместе  с

тем работа по нравственному  просвещению  учащихся  должна  продолжаться  во

внеурочное время классным руководителем. В его  задачу  входит  согласование

внеурочной  морально-разъяснительной  работы  с   нравственным   воспитанием

учащихся в процессе учебных занятий и  придание  ей  необходимой  системы  и

целенаправленности. Только он, зная особенности своего класса и уровень  его

нравственной воспитанности, сможет правильно определить содержание и  логику

проводимых  мероприятий  по  формированию  морально-этического  сознания   и

чувств школьников и способствовать их интенсивному нравственному развитию.

    3. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию  у

своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них  единства

слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет  вовлечение  каждого

школьника в практическую  общественно-политическую,  трудовую  и  культурно-

массовую деятельность

    4. Весьма важной задачей  классного  руководителя  является  подчинение

всех   сторон   внеурочной   воспитательной   работы   моральному   развитию

школьников.

    5.  Наконец,  важной  задачей  классного   руководителя   в   повышении

эффективности внеурочной работы является обеспечение  тесной  взаимосвязи  и

комплексное   осуществление   политического,   нравственного   и   трудового

воспитания,  способствующего  формированию  у  учащихся  активной  жизненной

позиции. (19, с.5-18).

    Мы считаем, что Харламовым не все указаны задачи. Более точнее  и  шире

раскрыл М.И. Рожков:

     . Обогащение эмоционального мира детей нравственными  переживаниями  и

       формирование нравственных чувств;

     . Вооружение  учащихся  знаниями  о  морали,  раскрытие  её  сущности,

       социальной  и  психологической  целесообразности   моральных   норм;

       формирование культуры и организации повседневного  быта,  навыков  и

       привычек нравственного поведения;

     .  Систематическое  накопление  и   обогащение   опыта   нравственного

       поведения учащихся путем организации их практической деятельности;

Информация о работе Работа классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников