Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:21, курсовая работа
"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении" Формирование нравственно развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Введение. 3
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания . ..5
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания. 5
1.2. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача семьи и школы. 7
1.3. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. …… 10
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. …..13
2.1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 13
2.2. Методы нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя…………………………………………………………………….. 17
2.3. Семья - основа нравственного воспитания личности…..……………. 28
2.4. Формы и методы работы классного руководителя с родителями по нравственному воспитанию школьников………………………………………32
Заключение............................................................................................................ 41
Список литературы................................................................................................43
Имеются
работы, в которых дан анализ педагогического
наследия писателей, видных учёных-педагогов,
внесших значительный вклад в разработку
проблем нравственного воспитания школьников
(Н.И. Болдырев, М.И. Рожков,
И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская.).
И.Ф. Харламов
считает, что многие вопросы, связанные
с методической основой, т.е. важнейшие
приемы и методы, овладеть которыми необходимо
для осуществления нравственного воспитания,
требуют нового осмысления. В педагогической
теории в должной мере не изучена технология
реализации нравственного воспитания
учащихся в работе классного руководителя
и вполне по конкретным причинам. Важнейшая
из них - недостаточная научная разработанность
многих вопросов нравственного воспитания.
Например, его содержание в большинстве
педагогических работах раскрывается
главным образом лишь с точки зрения социально-этических
требований к поведению и формированию
личности. Что касается возрастного аспекта
содержания нравственного воспитания,
то о нем во многих научно-методических
работах говориться лишь в общем плане.
Нет должной глубины в раскрытии процессуальной
стороны нравственного воспитания и его
движущих сил.
Наконец, в педагогической литературе
до сих пор не определился достаточно
четкий подход к раскрытию методических
основ нравственного воспитания как целостного
процесса, в котором все стороны морального
облика личности школьника развиваются
и формируются комплексно, в органической
взаимосвязи.
Но ведь на практике классные руководители
не занимаются воспитанием каждого из
этих нравственных качеств в отдельности.
(19, с.3).
Учитывая все это, нужно раскрыть не только методические, но и теоретические вопросы нравственного воспитания.
Всё выше изложенное позволило выбрать следующую тему для настоящего исследования: «Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся».
Объект исследования - процесс нравственного воспитания школьников.
Предмет исследования - формы и методы организации нравственного воспитания школьников 5-6 классов.
Цель работы - выявить условия эффективного формирования нравственности школьников.
Гипотеза исследования - процесс нравственного воспитания будет эффективным и будет способствовать развитию нравственности у школьников, если:
. Будут выделены принципы: целостность, последовательность, систематичность и другие.
. Будут использованы динамичные, тренинговые формы работы и методы упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью и другие.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в современной педагогической теории.
2. Рассмотреть различные формы и методы организации нравственного воспитания.
3. Разработать этические воспитательные дела (классный час, беседу, игру, обсуждение и другие), с использованием различных методов организации нравственного воспитания.
4. Определить методические рекомендации взаимодействия учителя и учащихся в процессе нравственного воспитания.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы такие методы исследования: теоретические (изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез) и эмпирические (обобщение опыта).
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе.
1. Проблема ценностей в российском обществе.
Прежде чем рассматривать вопросы нравственного воспитания, нужно знать ценности общества в современном мире.
Положение ценностей в России в начале XXI века:
Нельзя не согласиться с Н.Д. Никандровым, что изучение таких групп ценностей, как жизнь и природа, любовь и семья, эротика и секс, культура и образование, досуг, труд, карьера, собственность, богатство, идеология, политика, свобода, власть приводит к выводу о кризисном состоянии общества в этом аспекте.
Так, ценность жизни, казалось бы не может подвергаться сомнению. Однако если посмотреть на устрашающую статистику роста преступлений, добавить к этому ухудшающуюся экологию, проблему питания, цен, совершенно не соответствующих зарплатам подавляющего большинства российских граждан, ухудшение здоровья, резко понижающуюся продолжительность жизни и рост смертности, - наивысший рейтинг жизни как естественного права человека не соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни.
Определенный
оптимизм внушает отношение к группе ценностей,
связанных с семьёй, сексуальностью. Семья
по-прежнему остается важнейшей ценностью
человека, по-прежнему любовь считается
естественной основой создания семьи.
К сожалению, и здесь тяжелое материальное
положение россиян вносит поправки. Растет
число разводов, основной становится однодетная
семья. Как и во всем мире, половая мораль
стала в России достаточно свободной.
Фактически все более распространяется
и проституция.
Меняется
отношение к образованию. Образование
мало вознаграждается реальной жизнью.
Если мальчишка, моющий машину на набережных
Москвы, получает много больше университетского
профессора, это вряд ли будет его мотивировать
к продолжению учебы. Если же молодёжь
все же идет на продолжение учебы, то выбор
часто диктуется доходностью будущей
работы.
Отсюда и изменяется отношение к труду
и собственности. Для того чтобы обеспечить
будущую жизнь, молодые люди очень часто
переступают черту и входят в криминальный
мир, а честный труд утратил свою популярность.
Что касается
свободы, нельзя не согласиться с изречением
П.Н.
Столыпина: «Бедность - худшее из рабств».
Всего 3% населения относятся к категории
богатых, примерно 20% живут сносно, а остальные
едва могут или даже практически не могут
позволить себе самое необходимое. (12,
с.8-9).
Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной работы школы.
По результатам общественного опроса, общими ценностями учителей и учащихся выступают здоровье, семья, справедливость, преданность в дружбе, надёжность, образование.
Дети отдают предпочтение свободе, любви и прагматическим ценностям: карьере, собственности, общительности, возможности развития и способности к самосовершенствованию, тогда как для педагога карьера и собственность малозначимы. Для учителей более значимы ценности гуманистической направленности: сострадание, доброта, уважительное отношение к окружающим, вежливость, природа, Земля, мир. Наименее популярными оказались христианские ценности. Незначимыми сегодня оказываются и гражданские ценности, такие как интернационализм, политика, идеология, патриотизм. (22, с.30-31).
В связи сменой ценностей в обществе нужно проанализировать процесс нравственного воспитания.
2. Сущность и природа нравственного воспитания.
В кратком
словаре по философии понятие нравственности
приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское
mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения
людей, а так же само человеческое поведение
(мотивы поступков, результаты деятельности),
чувства, суждения, в которых выражается
нормативная регуляция отношений людей
друг с другом и общественным целым
(коллективом, классом, народом, обществом).(9,
с.191-192).
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».(6, с.345) Он считал: «Нравственный -- противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». (6, с. 558).
Мыслители
разных веков трактовали понятие нравственности
по-разному.
Еще в древней Греции в трудах Аристотеля
о нравственном человеке говорилось: «Нравственно
прекрасным называют человека совершенного
достоинства ... Ведь о нравственной красоте
говорят по поводу добродетели: нравственно
прекрасным зовут справедливого, мужественного,
благоразумного и вообще обладающего
всеми добродетелями человека». (1, с. 360).
Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». (20, с.345).
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
Нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Нравственное
воспитание - двухсторонний процесс. Он
заключается в воздействии воспитателей
на воспитанников и в их ответных действиях,
т.е. в усвоении ими нравственных понятий,
в переживании своего отношения к нравственному
и безнравственному в поступках и во всем
поведении.
Нравственные понятия становятся руководством
к действию только тогда, когда они не
просто заучены, а глубоко осмыслены и
превращены в моральные убеждения. Наличие
таких убеждений и устойчивых привычек
нравственного поведения свидетельствует
о воспитанности человека в нравственном
отношении, его нравственной зрелости.
Единство нравственного сознания, воплощенное
в устойчивых нравственных качествах,
- важнейший показатель соответствия между
процессом воспитания и нравственным
развитием личности.
(14, с.153-159).
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. (10, с.265).
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным
признаком процесса нравственного воспитания
является его концентрическое построение:
решение воспитательных задач начинается
с элементарного уровня и заканчивается
более высоким. Для достижения целей используются
все усложняющиеся виды деятельности.
Этот принцип последовательности реализуется
с учетом возрастных особенностей учащихся.
(2, с.386).
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
3. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы.
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно- административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.
Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с одной стороны, и нравственность - с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Иное дело нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него - силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьёзный характер. Таким образом соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.