Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:57, курсовая работа
Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.
Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.
- прочитать предложение,
найти соответствующую картинку
(предлагаются сюжетные
5. Обследование чтения текста проводят на основе пересказа и ответов на вопросы о прочитанном.
Отмечается не усвоение букв, побуквенное чтение, послоговое чтение, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение понимания читаемого.
XV. Обследование письма.
Письмо по слуху:
Записать буквы:
строчные и прописные; близкие по
месту образования и
Записать слоги: прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных, слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог, оппозиционные слоги.
Диктант слов различной структуры: куст, щука, утка, природа, лыжи, шкаф, сильный, старушка, перепрыгнуть.
Запись предложения
после однократного прослушивания:
На лужайках зеленая трава. Космонавт
управляет космическим
Диктант, включающий слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам.
Списывание с печатного образца:
Букв.
Слогов: со, се, эс, са,, за, чу, уч, пи, ни, ки, жи, ши, щи.
Слов: бант, ус, несет, ножницы, скворец, гнездо, морковь.
Предложений: Вот замелькали в воздухе белые пушистые снежинки.
Текста: В Москве.
Хороша Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов.
Самостоятельное письмо.
Написать прописные гласные буквы, строчные согласные.
Подписать предметные картинки.
Дать подписи к сюжетным картинкам.
Составить предложения из данных слов и записать их: под, лежит, зайка, кустом; на, листья, березе, пожелтели.
II .3. Анализ экспериментальных данных
В ходе констатирующего
эксперимента было проведено логопедическое
обследование устной речи, письменной
речи и уровня развития психологической
базы речи учащихся младших классов
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы №34 VIII вида г. Екатеринбурга.
Всего экспериментальным
Обследование начиналось со сбора общих сведений о ребенке, изучения анамнеза.
Результат анализа анамнестических данных.
Общий анамнез | Ранее психомоторное развитие | Речевой анамнез | ||||
Характер беременности | Течение родов | Перенесенные ребенком заболевания | ||||
1 | Андрей К. | Токсикоз, соматические заболевания матери | Затяжные роды, стимуляция | Частые простудные и инфекционные заболевания, интоксикация лекарственными препаратами | Задержанное развитие | Задержка речевого развития |
2 | Андрей Н. | Употребление алкоголя, курение | Асфиксия | Краснуха в 2 года, частые ОРЗ | Задержанное развитие | Задержка речевого развития |
3 | Анна П. | Употребление алкоголя, курение; хронический пиелонифрит | Травма шейного отдела позвоночника | Частые ОРВИ, в/оспа | Задержанное развитие | Задержка речевого развития |
4 | Алексей Б. | Тяжелый токсикоз Iполовины; | Стремительные роды, асфиксия | О. пневмония в 3 года | Задержанное развитие | Задержка речевого развития |
5 | Светлана П. | Токсикоз I половины беременности с обморочным состоянием | Обвитие плода пуповиной | Инфекционное заболевание | Задержанное развитие | Задержка речевого развития |
6 | Екатерина К. | Употребление алкоголя, курение | Родовозбуждение | Инфекционное заболевание в 1,5 года | Задержанное развитие | Задержка речевого развития |
7 | Кирилл С. | Профвредность, грипп | Родовозбуждение | О. пневмония в 2 года, дисбактериоз | Задержанное развитие | Задержка речевого развития |
8 | Михаил П. | Употребление алкоголя, курение, профвредность | Осложненные роды | Частые простудные заболевания | Задержанное развитие | Задержка речевого развития |
9 | Николай С. | Токсикоз, грипп | Травма шейного отдела позвоночника | Частые ОРВИ, дисбактериоз | Задержанное развитие | Задержка речевого развития |
10 | Сергей К. | Тяжелый токсикоз I половины, гипертония | стимулирование | Частые ОРВИ, дисбактериоз | Задержанное развитие | Задержка речевого развития |
Анализ анамнестических данных, медицинской документации, протоколов МППК позволил установить, что у всех исследуемых детей пренатальный, перинатальный, постнатальный периоды протекали с отклонениями: тяжелые токсикозы беременности, инфекции, интоксикации, в том числе и лекарственными препаратами, хронические заболевания матери, употребление алкоголя, курение во время беременности, патология родов, травмы, родовозбуждение, инфекционный заболевания детей, перенесенные в раннем возрасте. В анамнезе отмечается органическое поражение центральной нервной системы, повлекшее снижение интеллекта до степени дебильности. Ранее психомоторное и речевое развитие протекало с задержкой.
Изучение психологической
базы речи исследуемых детей показало
недостаточность всех уровней мыслительной
деятельности: затруднено решение простейших
практических действительных задач; еще
большие трудности вызывают у
учеников задания, предусматривающие
использование наглядно-
Отмечается низкий и очень низкий уровень развития памяти (обычно пользуются непреднамеренным запоминанием). Запоминают то, что привлекает внимание, кажется интересным, воспринимают подчас всего лишь отдельные детали.
Восприятие замедленно, отмечается недифференцированностью: рассматривая предмет, дети видят его в общих чертах, не замечая специфических особенностей. Значительные отклонения от нормы выявлены у исследуемых детей и в ориентировке в пространстве.
Вывод. Симптомы
органического поражения
Наиболее ярко
недостаточность общей моторики
проявляется при выполнении сложных
двигательных актов, требующих четкого
управления движениями, точной работы
различных мышечных групп, правильной
пространственно-временной
Обследование
состояния органов
Выявлены нарушения | ||
Количество человек | % | |
1. Обследование
анатомического состояния |
Небольшое отклонение
от нормы:
10 чел. |
Небольшое отклонение
от нормы:
100 |
2. Исследование
двигательных функций |
10 | 100 |
3. Исследование
динамической организации |
10 | 100 |
4. Обследование мимической мускулатуры | 10 | 100 |
Вывод. При обследовании анатомического состояния артикуляционного аппарата у исследуемых детей выявлены небольшие отклонения от нормы: толстые губы (1 чел.), кривые зубы (4 чел.), напряженный язык (8 чел.), вялый язык (2 чел.). при исследовании двигательной функции губ отмечалась невозможность поднять верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы, и опустить нижнюю губу так, чтобы были видны нижние зубы.
При исследовании двигательной функции языка у 8 человек отмечалась невозможность положить широкий язык на верхнюю губу, язык был напряжен, наблюдался тремор языка.
Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата выявило недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, ограниченность движений языка, отмечается нарастающее утомление, недостаточность сокращения мягкого неба; сглаженность носогубных складок; саливация.
При исследовании
мимической мускулатуры отмечалось
низкое качество выполнения заданий, ограничение
объема движений, синкинезии, саливация,
напряженность. У всех детей наблюдалась
неспособность нахмурить, поднять
брови, подмигнуть. Яркая моторная недостаточность,
проявляемая при выполнении сложных
двигательных актов, что свидетельствует
о недоразвитии кинестетической
чувствительности, которое влечет за
собой нарушение единства действия
органа-исполнителя и ощущения от
его движения. Данное исследование
выявило нарушение
Результаты обследования звукопроизношения.
Учащиеся | Итого | Гласные | Свистящие и шипящие | Аффрикаты | Сонорные | Парные звонкие и глухие согласные | Йотированные согласные |
1 | 18б. | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 |
2 | 18б. | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 |
3 | 17б. | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 |
4 | 17б. | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 |
5 | 19б. | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 |
6 | 19б. | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 |
7 | 17б. | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 |
8 | 17б. | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 |
9 | 18б. | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 |
10 | 19б. | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 |
Информация о работе Психологическая структура письма у детей с нарушениями интеллекта