Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:13, реферат
В России дети с нарушениями слуха состоят на диспансерном учете в региональных сурдологопедических кабинетах. На каждого ребенка с нарушением слуха следует заполнять анкету. В настоящее время из предполагаемых 600 тыс. детей с нарушениями слуха на учете состоят около 150 тыс. Столь большая разница между предполагаемым числом и учтенным количеством детей с данной патологией объясняется тем, что их учет производится по обращаемости больных в специализированные кабинеты. Из-за отсутствия врачей-оториноларингологов в ряде регионов, а также из-за отсутствия настороженности педиатров, а, следовательно, и родителей в этом вопросе, дети либо вовсе не направляются к сурдологу, либо направление происходит с большим опозданием.
Введение
1. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушенным слухом
2. Причины нарушения слуха
3. Диагностика нарушения слуха
4. Специальные технические средства для неслышащих
5. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха
5.1 Специальное образование глухих
5.2 Специальное образование для слабослышащих
6. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом
Заключение
Литература
| ||||||
Выполнила
студентка 1 курса
направления «Логопедия» Лебедева Светлана | ||||||
Вячеславовна | ||||||
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Психолого-педагогическая классификация
детей с нарушенным слухом
2.
Причины нарушения слуха
3.
Диагностика нарушения слуха
4.
Специальные технические
5. Педагогические
системы специального
5.1 Специальное образование глухих
5.2 Специальное образование
для слабослышащих
6. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
За последние
годы наметилась тенденция к росту
числа больных с нарушениями
слуха. Число таких больных в
Российской Федерации превышает 12 млн.
Особенно настораживает положение
с контингентом детей и подростков,
среди которых число больных
с тугоухостью и глухотой превышает
600 тыс.
Всемирная
организация здравоохранения (ВОЗ)
учредила специальную программу, направленную
на радикальную борьбу с наиболее
распространенными в
В России
дети с нарушениями слуха состоят
на диспансерном учете в региональных
сурдологопедических кабинетах. На
каждого ребенка с нарушением
слуха следует заполнять
1. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушенным слухом
Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р.М. Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей.
1. Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.
Среди них выделяют:
А. Ранооглохших. Дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки.
Б. Позднооглохших. Дети, сохранившее в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранению речи от распада и обучению чтению с губ.
2. Слабослышащие (тугоухие). Дети, с
частичной слуховой
В психическом развитии детей
с нарушенным слухом выделяют
две (по И.М. Соловьеву)
Первая из них состоит в
том, что из-за поражения
Вторая закономерность –
Ощущения и восприятия. Зрительное восприятие.
Большое значение для
Специфические особенности
Зрительное восприятие для
Речь.
Дактильная речь – это своеобразная кинетическая форма словесной речи. Движения рук обозначают буквы национального языка. Дактилирование обязательно сопровождается устной речью.
Жестовая речь возникает из
потребности в общении. Они
сопровождают устную речь
Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховой функции у детей.
При обследовании особенностей
психического Развития детей
с нарушенным слухом
Исследование состояния слуха
и уровня развития речи у
ребенка поможет правильно
Направления работы по
1. Сформировать у детей
2. Научить детей видеть
3. Формировать у детей
2. Причины нарушения слуха
Нарушения
слуха могут вызываться различными
заболеваниями детей. Среди них
менингит и энцефалит, корь, скарлатина,
отит, грипп и его осложнения.
Если поражено внутреннее ухо и стволовая
часть слухового нерва, в большинстве
случаев наступает глухота, поражение
же среднего уха чаще ведет к частичной
потере слуха.
Нарушения
слуха могут возникнуть в результате
врожденной деформации слуховых косточек,
атрофии или недоразвития слухового
нерва, химических отравлений (например,
хинином), родовых травм (например, деформации
головы ребенка при использовании
щипцов). К нарушениям слуха могут
привести механические травмы — ушибы,
удары, воздействия сверхсильных звуковых
раздражителей (свистков, взрывов и
т.п.). Большое значение в возникновении
нарушений слуха имеют
Многообразие
проявлений нарушения слуха обусловливает
необходимость дифференциации, выделения
основных групп детей. Психолого-педагогическая
классификация детей с
3.
Диагностика нарушения
слуха
К сожалению, в нашей стране 30% детей с нарушением слуха выявляют после 3-х летнего возраста. Чаще нарушение слуха выявляется только в возрасте 6-7 лет, когда ребенок должен идти в школу. В большинстве случаев таким детям можно помочь и не дать окончательно утратить слух, но за такое длительное время у ребенка формируется специфическая психология и ему тяжело приспособиться в среде нормально слышащих детей. Переучивать плохо слышащих детей очень сложно, потому что у ребенка нет достаточного слухового опыта.