Дети с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:13, реферат

Краткое описание

В России дети с нарушениями слуха состоят на диспансерном учете в региональных сурдологопедических кабинетах. На каждого ребенка с нарушением слуха следует заполнять анкету. В настоящее время из предполагаемых 600 тыс. детей с нарушениями слуха на учете состоят около 150 тыс. Столь большая разница между предполагаемым числом и учтенным количеством детей с данной патологией объясняется тем, что их учет производится по обращаемости больных в специализированные кабинеты. Из-за отсутствия врачей-оториноларингологов в ряде регионов, а также из-за отсутствия настороженности педиатров, а, следовательно, и родителей в этом вопросе, дети либо вовсе не направляются к сурдологу, либо направление происходит с большим опозданием.

Оглавление

Введение
1. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушенным слухом
2. Причины нарушения слуха
3. Диагностика нарушения слуха
4. Специальные технические средства для неслышащих
5. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха
5.1 Специальное образование глухих
5.2 Специальное образование для слабослышащих
6. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Реферат Дети с нарушением слуха.docx

— 50.80 Кб (Скачать)
Нижегородский институт развития образования

Кафедра коррекционной педагогики

Дети  с нарушением слуха
Реферат по дисциплине

«Специальная  педагогика»

 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила студентка 1 курса

направления «Логопедия»

Лебедева  Светлана

Вячеславовна
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

    1. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушенным слухом 

    2.   Причины нарушения слуха 

    3.  Диагностика нарушения слуха 

    4.   Специальные технические средства  для неслышащих 

    5. Педагогические  системы специального образования  лиц с нарушениями     слуха 

        5.1 Специальное образование глухих

        5.2    Специальное образование для слабослышащих 

    6. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом

 

Заключение 

 Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

За последние  годы наметилась тенденция к росту  числа больных с нарушениями  слуха. Число таких больных в  Российской Федерации превышает 12 млн. Особенно настораживает положение  с контингентом детей и подростков, среди которых число больных  с тугоухостью и глухотой превышает 600 тыс.  

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) учредила специальную программу, направленную на радикальную борьбу с наиболее распространенными в современном  мире нарушениями, в том числе  и с нарушениями слуха. Целью  программы является оценка перспектив в отношении помощи лицам, страдающим тугоухостью и глухотой, и сокращение числа новых пациентов с данной патологией.  

В России дети с нарушениями слуха состоят  на диспансерном учете в региональных сурдологопедических кабинетах. На каждого ребенка с нарушением слуха следует заполнять анкету. В настоящее время из предполагаемых 600 тыс. детей с нарушениями слуха  на учете состоят около 150 тыс. Столь  большая разница между предполагаемым числом и учтенным количеством детей  с данной патологией объясняется  тем, что их учет производится по обращаемости больных в специализированные кабинеты. Из-за отсутствия врачей-оториноларингологов в ряде регионов, а также из-за отсутствия настороженности педиатров, а, следовательно, и родителей в этом вопросе, дети либо вовсе не направляются к сурдологу, либо направление происходит с большим опозданием. Это подтверждается данными, полученными при анализе возрастной характеристики детей на момент постановки диагноза. Анализ показал, что у подавляющего числа детей диагноз поставлен в возрасте от 3 до 7 лет, в связи с чем проведение медицинской и педагогической реабилитации часто начинается с большим опозданием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Психолого-педагогическая  классификация детей  с нарушенным слухом

Основой классификации являются следующие  критерии: степень потери слуха, время  потери слуха, уровень развития речи (Р.М. Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей.

      1. Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.

      Среди них выделяют:

      А. Ранооглохших. Дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки.

      Б. Позднооглохших. Дети, сохранившее в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранению речи от распада и обучению чтению с губ.

      2. Слабослышащие (тугоухие). Дети, с  частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью  к самостоятельному накоплению  речевого запаса при помощи  остаточного слуха. 

      В психическом развитии детей  с нарушенным слухом выделяют  две (по И.М. Соловьеву) характерные  закономерности.

      Первая из них состоит в  том, что из-за поражения слуха  объем внешних воздействий на  глухого ребенка ограничен, взаимодействие  со средой обеднено, общение с  окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым  условием успешного психического  развития ребенка является значительное  возрастание количества, разнообразия  и сложности внешних воздействий.  Вследствии этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Компоненты психики у таких детей развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь (чтение и письмо) приобретает большую роль по сравнению с устной.

      Вторая закономерность – отличия  в темпе психического развития  у детей с нарушениями слуха,  по сравнению с нормально слышащими  детьми. И.М. Соловьев считает,  что различия в психической  деятельности между слышащим  и глухим ребенком, незначительные  на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего  времени. Так происходит до  того момента, когда вследствие  систематического сурдопедагогического  воздействия различия перестают  нарастать и даже уменьшаются. 

     Ощущения и восприятия. Зрительное восприятие.

      Большое значение для компенсации  нарушений слуха имеет развитие  зрительного восприятия. У глухих  детей аналитический тип восприятия  преобладает над синтетическим. Зрительному восприятию формы предметов способствует практическая предметно-манипулятивная деятельность детей при одновременном овладении соответствующими словесными обозначениями.

      Специфические особенности восприятия  изображений: глухие дети испытывают  трудности в восприятии и понимании  перспективных изображений, пространственно-временных  отношений между предметами; не  всегда понимают изображенное  движение предметов; у них возникают  трудности с восприятием предметов  в необычном ракурсе, при восприятии  контурных изображений предметов;  дети не могут узнать предмет,  если он частично закрыт другим.

      Зрительное восприятие для ребенка  с нарушением слуха – это  главный источник представлений  об окружающем мире, оно имеет  большое значение для развития  возможностей общаться с людьми. Общение предполагает при использовании  дактильной речи тонкое и дифференцированное восприятие мимики и жестов, изменения положений пальцев руки; движений губ, лица и головы – при восприятии устной речи. Следовательно, необходимо раннее развитие зрительного восприятия у детей с нарушением слуха в единстве с обучение речи.  

     Речь.

      Дактильная речь – это своеобразная кинетическая форма словесной речи. Движения рук обозначают буквы национального языка. Дактилирование обязательно сопровождается устной речью.

      Жестовая речь возникает из  потребности в общении. Они  сопровождают устную речь говорящего. Словесно-жестовое двуязычие глухих влияет на их психическое развитие в целом и отдельные его стороны – развитие памяти, мышления, личности.

     Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховой функции у детей.

      При обследовании особенностей  психического Развития детей  с нарушенным слухом необходимо  соблюдать принцип комплексности,  предполагающий всестороннее обследование  ребенка: состояние слуха, вестибулярного  аппарата, развитие движений, особенности  развития речи. Целостное изучение  ребенка с нарушенным слухом  предполагает его наблюдение  в процессе деятельности –  предметной, игровой, учебной, трудовой  и в процессе общения. Это  позволяет выявить особенности  познавательной сферы ребенка,  мотивации, интересов, направленности  личности; важно выяснить потенциальные  возможности ребенка и зону  ближайшего развития.

      Исследование состояния слуха  и уровня развития речи у  ребенка поможет правильно организовать  его обучение и воспитание, поможет  определить направление компенсации  нарушенного слуха, полноценного  развития его познавательной  сферы и деятельности.

      Направления работы по развитию  личности детей с нарушенным  слухом:

     1. Сформировать у детей представление  о качествах личности, эмоциональных  свойствах, о нормах поведения. 

    2. Научить детей видеть проявления  этих качеств в поведении других  людей, формировать умение понимать  поступки других людей. 

    3. Формировать у детей адекватную  самооценку.  

    2.   Причины  нарушения слуха

Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них  менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая  часть слухового нерва, в большинстве  случаев наступает глухота, поражение  же среднего уха чаще ведет к частичной  потере слуха. 

Нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии или недоразвития слухового  нерва, химических отравлений (например, хинином), родовых травм (например, деформации головы ребенка при использовании  щипцов). К нарушениям слуха могут  привести механические травмы — ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и  т.п.). Большое значение в возникновении  нарушений слуха имеют наследственные факторы. В семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха  встречаются значительно чаще, чем  в семьях слышащих. Вероятность рождения глухих детей повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно глухими, а также в  случае брака между близкими родственниками, при большой разнице в возрасте вступивших в брак. Причинами нарушений  слуха могут быть и такие заболевания  родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов). 

Многообразие  проявлений нарушения слуха обусловливает  необходимость дифференциации, выделения  основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями  слуха важна для организации  их обучения и воспитания, в частности  — для определения типа учреждения, в котором должен обучаться такой  ребенок. 

3.  Диагностика нарушения  слуха 

К сожалению, в нашей стране 30% детей с нарушением слуха выявляют после 3-х летнего  возраста. Чаще нарушение слуха выявляется только в возрасте 6-7 лет, когда ребенок  должен идти в школу. В большинстве  случаев таким детям можно  помочь и не дать окончательно утратить слух, но за такое длительное время у ребенка формируется специфическая психология и ему тяжело приспособиться в среде нормально слышащих детей. Переучивать плохо слышащих детей очень сложно, потому что у ребенка нет достаточного слухового опыта.

Информация о работе Дети с нарушением слуха