Дети с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:13, реферат

Краткое описание

В России дети с нарушениями слуха состоят на диспансерном учете в региональных сурдологопедических кабинетах. На каждого ребенка с нарушением слуха следует заполнять анкету. В настоящее время из предполагаемых 600 тыс. детей с нарушениями слуха на учете состоят около 150 тыс. Столь большая разница между предполагаемым числом и учтенным количеством детей с данной патологией объясняется тем, что их учет производится по обращаемости больных в специализированные кабинеты. Из-за отсутствия врачей-оториноларингологов в ряде регионов, а также из-за отсутствия настороженности педиатров, а, следовательно, и родителей в этом вопросе, дети либо вовсе не направляются к сурдологу, либо направление происходит с большим опозданием.

Оглавление

Введение
1. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушенным слухом
2. Причины нарушения слуха
3. Диагностика нарушения слуха
4. Специальные технические средства для неслышащих
5. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха
5.1 Специальное образование глухих
5.2 Специальное образование для слабослышащих
6. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Реферат Дети с нарушением слуха.docx

— 50.80 Кб (Скачать)

            Особое место в жизни неслышащих занимает компьютер, выступая как средство обучения, развития слуха, речи, навыков чтения с губ. Для неслышащих компьютер в учебном процессе является не только и не столько средством оптимизации учебного процесса, как это имеет место в общеобразовательной массовой школе, сколько средством преодоления или уменьшения вторичных отклонений в развитии, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. 

5. Педагогические системы  специального образования  лиц с нарушениями      слуха 

5.1 Специальное  образование глухих

        Специальное (коррекционное) образовательное  учреждение I вида создаётся для  обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. 

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнем общеобразовательных  программ трех ступеней общего образования:

1 ступень  — начальное общее образование  (нормативный срок освоения —  5 — 6 лет (в зависимости от  учебных предметов) или 6 —  7 лет (с учетом подготовительного  класса). В 1 класс коррекционного учреждения I вида принимаются, как правило, дети с 7-летнего возраста. Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. На первой ступени общего образования в начальных классах (1 — 3 классы) проводится работа по становлению личности ребенка, выявлению и целостному развитию его способностей, формированию у школьников умения и желания учиться. В начальных классах у учащихся формируется речевая деятельность (умение вступать в общение с окружающими, воспринимать речь окружающих на слухо-зрительной основе и обмениваться информацией). В средних классах (4 — 6 классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего ребенка, его учебной деятельности, развитию устной и письменной речи, совершенствованию умения пользоваться языком как средством общения, по развитию познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности.

2 ступень  — основное общее образование  (нормативный срок освоения —  5 — 6 лет). На второй ступени  общего образования (7 — 10 классы) продолжается работа по формированию  личности неслышащего воспитанника, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения обучающегося, воспитанника в жизнь общества. Продолжается систематическая работа по развитию устной и письменной речи обучающихся, коррекции их произношения и развитию слухового восприятия.

3 ступень  — среднее (полное) общее образование  (нормативный срок освоения —  2 года). На третьей ступени общего  образования у обучающихся совершенствуется устная и письменная речь, продолжается коррекционная работа по формированию произношения и развитию остаточного слуха. Проводится специальная работа по социально-трудовой адаптации. 

5.2    Специальное  образование для слабослышащих 

Коррекционное учреждение II вида создается для  обучения и воспитания слабослышащих  детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень  недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или  школьном возрасте, но сохранивших  самостоятельную речь), всестороннего  их развития на основе формирования словесной  речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе. Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.

Для обеспечения  дифференцированного подхода в  обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения (воспитанники могут переводиться из одного отделения в другое):

1 отделение  — для воспитанников с легким  недоразвитием речи, обусловленным  нарушением слуха;

2 отделение  — для воспитанников с глубоким  недоразвитием речи, обусловленным  нарушением слуха.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных  программ трех ступеней общего образования:

1 ступень  — начальное общее образование  (нормативный срок освоения в  1 отделении — 4 — 5 лет, во 2 отделении — 5 — 6 или 6 —  7 лет). В 1 класс (группу) 1 и 2 отделений  зачисляются дети с 7-летнего  возраста, посещавшие дошкольные  образовательные учреждения. Для  детей 6 — 7-летнего возраста, не  посещавших дошкольные образовательные  учреждения, во 2 отделении может  быть организован подготовительный  класс. На 1 ступени общего образования  осуществляется коррекция словесной  речи на основе использования  развивающейся слуховой функции  и навыков слухо-зрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию.

2 ступень  — основное общее образование  (нормативный срок освоения в  1 и 2 отделениях — 6 лет). На 2 ступени  общего образования проводится  коррекционная работа по дальнейшему  развитию речи, слухового восприятия  и навыков произношения.

3 ступень  — среднее (полное) общее образование  (нормативный срок освоения в  1 отделении — 2 года). На 3 ступени  общего образования обеспечивается  овладение воспитанниками устной  и письменной речью до уровня, необходимого для интеграции  их в общество. 

6. Профессиональное  образование и  социальная адаптация  лиц с нарушенным  слухом  

   Уровень и качество образования,  получаемого глухим или слабослышащим  в школе, в значительной мере  определяет их последующую жизнь,  в том числе и профессиональное  самоопределение.

     Если уровень образования достаточно  высок, молодой человек с нарушенным  слухом может продолжить свое  образование в системе начального, среднего или высшего профессионального  образования. За рубежом неслышащим предлагается широкий спектр различных профессий. Ограничение накладывается только на приобретение тех профессий, которые связаны с необходимостью общаться словесной речью, опираться в процессе профессиональной деятельности на слух, а также тех, в которых имеет место нагрузка на вестибулярный аппарат. Профессиональное образование ведется с опорой на сформированную словесную речь глухого или слабослышащего с широким привлечением специальных технических средств, в том числе компьютерных обучающих программ, или на основе жестовой речи (с сурдопереводом).

     В нашей стране перспективы  получения профессионального образования  лицами с нарушенным слухом  зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов.

     Современные социальные проблемы растущая безработица, отсутствие социальной защищенности, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от молодежи более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности. Школа для глухих детей может помочь в этом направлении путем политехнизации школьного образования, целенаправленной профориентации, повышения качества общего образования и уровня социальной адаптированности неслышащих.

     Большую роль в этом играет  система трудового обучения в  школе глухих.

     Выпускники школ для детей  с нарушениями слуха приобретают  специальности, обучаясь на учебно-производственных  предприятиях Общества глухих, в  профтехучилищах, колледжах, вузах  и непосредственно на предприятиях. Предлагаемые сегодня неслышащим профили профессиональной подготовки отстают от требований современного производства и не учитывают возможностей и стремлений лиц с нарушением слуха. Преобладающими профессиями для них остаются инженерно-технические. Реже они получают профессиональную художественную, культурно-просветительную подготовку, профессиональную подготовку в области физической культуры и спорта, а также экономическую, педагогическую и медицинскую.

     Социальная адаптация и интеграция  человека с нарушенным слухом  во многом зависят от его  социокультурной идентификации т.е. от осознания себя членом того или иного сообщества, субкультуры, определяющим фактором которой является язык. Развитие и становление личности глухого может происходить в условиях субкультуры жестового языка или в условиях сообщества слышащих, что соответственно окажет решающую роль на формирование социокультурной идентификации. Однако необходим и встречный процесс — то или иное сообщество, субкультура должны признать или не признать этого человека «своим». Поэтому в реальной жизни социальная интеграция неслышащих не всегда протекает без проблем: «говорящий глухой», не владеющий жестовым языком, не всегда бывает принят в качестве «своего» в субкультуре глухих, и он не всегда к ней стремится; в сообществе слышащих, несмотря на владение словесной речью, его также не рассматривают в качестве «своего». Проблема социокультурной идентификации и интеграции особенно остро встает в среде молодых людей в связи с их жизненным самоопределением, созданием семьи, формированием круга друзей. 

7.Методика  слухового восприятия  у детей с нарушенным  слухом 

         Усвоение глухими учащимися программных требований по развитию речевого слуха оценивается с помощью контрольных проверок, которые проводятся во всех классах в конце 1-го полугодия и в конце учебного года. Контрольный материал составляется из фраз и текстов, которые ученики воспринимали на слух, как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. В конце учебного года в него включаются и слова, которые не входили в слуховые упражнения. Подбор материала осуществляет сурдопедагог слухового кабинета с утверждением его у заведующего учебной частью. Образцы контрольных фраз и текстов представлены в программе.

В I — II классах в качестве контрольного материала могут быть использованы списки слов, составленные Л. В. Нейманом (№26), с III класса — списки слов Э. И. Леонгард (№34).

Проверку  проводит учитель, ведущий индивидуальную работу с данным учеником.

Речевой материал произносится голосом разговорной  громкости в нормальном темпе.  Учащиеся воспринимают его с помощью  слуховых аппаратов, с которыми привыкли работать в течение года, и с  тем же усилием, которое применялось  на занятиях. Весь речевой материал – фразы, слова, связный текст  – произносится не более двух раз. Контрольные проверки проводятся в  присутствии ассистента, который  заносит ответы учащихся младших  и  средних классов в протокол. В протоколе фиксируются результаты воспроизведения слов (звуков) в  той последовательности, в  какой  они произносятся учеником. В старших  классах эти записи могут выполняться  самими учениками.

           Правильность восприятия на слух проверяется, прежде всего, ответной реакцией ученика: если, получив поручение, ученик его выполняет; выслушав вопрос, отвечает на него, грамотно  оформив ответ, - можно считать, что фраза воспринята правильно (№26, с. 24).

Анализ  ответов (при восприятии фраз) может  проводиться по следующей схеме:

Фраза  распознана – все ее слова распознаны и названы в правильной последовательности (Сегодня морозная погода. – Сегодня морозная погода. Принеси книгу. – Выполняет задание и говорит: Я принес книгу.);

Фраза воспроизведена близко к образцу -  часть слов распознана правильно, часть  изменена (Сегодня морозная погода. – Сегодня холодная погода.  Принеси книгу -  Показывает на книгу и говорит: вот книга.).

Ответ признан ошибочным, если  фраза не распознана – большинство слов соответствует предложенному образцу (Сегодня морозная погода.- Сегодня дежурная Наташа. Принеси книгу. – дает карандаш и говорит: Я дал карандаш.)

Задание считается  не выполненным при  ошибочных ответах, а также в  тех случаях, когда ученик не смог  грамотно оформить ответ.

         Результаты обучения оцениваются с учетом следующих показателей: оценкой «отлично» - если задание выполнено на 80%, «хорошо» - если задание выполнено на 79-70%, «удовлетворительно» - на 69-60%. Программные требования считаются не усвоенными, если ученик выполнил менее 60% предложенных заданий. При восприятии на слух связных текстов ученик должен сказать, о чем в них говорится. Если результаты не удовлетворительные, текст предъявляется слухо – зрительно, а после этого ученику дается на слух ряд заданий, связанных с предложенным текстом: ответы на вопросы, повторение отдельных воспринятых на слух фраз, словосочетаний и слов, выполнение поручений (№20, с. 18).

Информация о работе Дети с нарушением слуха