Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:13, реферат
В России дети с нарушениями слуха состоят на диспансерном учете в региональных сурдологопедических кабинетах. На каждого ребенка с нарушением слуха следует заполнять анкету. В настоящее время из предполагаемых 600 тыс. детей с нарушениями слуха на учете состоят около 150 тыс. Столь большая разница между предполагаемым числом и учтенным количеством детей с данной патологией объясняется тем, что их учет производится по обращаемости больных в специализированные кабинеты. Из-за отсутствия врачей-оториноларингологов в ряде регионов, а также из-за отсутствия настороженности педиатров, а, следовательно, и родителей в этом вопросе, дети либо вовсе не направляются к сурдологу, либо направление происходит с большим опозданием.
Введение
1. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушенным слухом
2. Причины нарушения слуха
3. Диагностика нарушения слуха
4. Специальные технические средства для неслышащих
5. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха
5.1 Специальное образование глухих
5.2 Специальное образование для слабослышащих
6. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом
Заключение
Литература
Особое место в жизни неслышащих занимает
компьютер, выступая как средство обучения,
развития слуха, речи, навыков чтения с
губ. Для неслышащих компьютер в учебном
процессе является не только и не столько
средством оптимизации учебного процесса,
как это имеет место в общеобразовательной
массовой школе, сколько средством преодоления
или уменьшения вторичных отклонений
в развитии, средством компенсации утраченной
или нарушенной слуховой функции.
5. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха
5.1 Специальное образование глухих
Специальное (коррекционное)
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень
— начальное общее образование
(нормативный срок освоения —
5 — 6 лет (в зависимости от
учебных предметов) или 6 —
7 лет (с учетом
2 ступень
— основное общее образование
(нормативный срок освоения —
5 — 6 лет). На второй ступени
общего образования (7 — 10 классы)
продолжается работа по
3 ступень
— среднее (полное) общее образование
(нормативный срок освоения —
2 года). На третьей ступени общего
образования у обучающихся совершенствуется
устная и письменная речь, продолжается
коррекционная работа по формированию
произношения и развитию остаточного
слуха. Проводится специальная работа
по социально-трудовой адаптации.
5.2 Специальное
образование для слабослышащих
Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе. Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.
Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения (воспитанники могут переводиться из одного отделения в другое):
1 отделение — для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
2 отделение
— для воспитанников с
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень
— начальное общее образование
(нормативный срок освоения в
1 отделении — 4 — 5 лет, во 2
отделении — 5 — 6 или 6 —
7 лет). В 1 класс (группу) 1 и 2 отделений
зачисляются дети с 7-летнего
возраста, посещавшие дошкольные
образовательные учреждения. Для
детей 6 — 7-летнего возраста, не
посещавших дошкольные
2 ступень
— основное общее образование
(нормативный срок освоения в
1 и 2 отделениях — 6 лет). На 2 ступени
общего образования проводится
коррекционная работа по
3 ступень
— среднее (полное) общее образование
(нормативный срок освоения в
1 отделении — 2 года). На 3 ступени
общего образования
6.
Профессиональное
образование и
социальная адаптация
лиц с нарушенным
слухом
Уровень и качество
Если уровень образования
В нашей стране перспективы
получения профессионального
Современные социальные проблемы растущая безработица, отсутствие социальной защищенности, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от молодежи более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности. Школа для глухих детей может помочь в этом направлении путем политехнизации школьного образования, целенаправленной профориентации, повышения качества общего образования и уровня социальной адаптированности неслышащих.
Большую роль в этом играет система трудового обучения в школе глухих.
Выпускники школ для детей
с нарушениями слуха
Социальная адаптация и
7.Методика
слухового восприятия
у детей с нарушенным
слухом
Усвоение глухими учащимися программных требований по развитию речевого слуха оценивается с помощью контрольных проверок, которые проводятся во всех классах в конце 1-го полугодия и в конце учебного года. Контрольный материал составляется из фраз и текстов, которые ученики воспринимали на слух, как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. В конце учебного года в него включаются и слова, которые не входили в слуховые упражнения. Подбор материала осуществляет сурдопедагог слухового кабинета с утверждением его у заведующего учебной частью. Образцы контрольных фраз и текстов представлены в программе.
В I — II классах в качестве контрольного материала могут быть использованы списки слов, составленные Л. В. Нейманом (№26), с III класса — списки слов Э. И. Леонгард (№34).
Проверку проводит учитель, ведущий индивидуальную работу с данным учеником.
Речевой
материал произносится голосом разговорной
громкости в нормальном темпе.
Учащиеся воспринимают его с помощью
слуховых аппаратов, с которыми привыкли
работать в течение года, и с
тем же усилием, которое применялось
на занятиях. Весь речевой материал
– фразы, слова, связный текст
– произносится не более двух раз.
Контрольные проверки проводятся в
присутствии ассистента, который
заносит ответы учащихся младших
и средних классов в протокол.
В протоколе фиксируются
Правильность восприятия на слух проверяется, прежде всего, ответной реакцией ученика: если, получив поручение, ученик его выполняет; выслушав вопрос, отвечает на него, грамотно оформив ответ, - можно считать, что фраза воспринята правильно (№26, с. 24).
Анализ ответов (при восприятии фраз) может проводиться по следующей схеме:
Фраза распознана – все ее слова распознаны и названы в правильной последовательности (Сегодня морозная погода. – Сегодня морозная погода. Принеси книгу. – Выполняет задание и говорит: Я принес книгу.);
Фраза воспроизведена близко к образцу - часть слов распознана правильно, часть изменена (Сегодня морозная погода. – Сегодня холодная погода. Принеси книгу - Показывает на книгу и говорит: вот книга.).
Ответ признан ошибочным, если фраза не распознана – большинство слов соответствует предложенному образцу (Сегодня морозная погода.- Сегодня дежурная Наташа. Принеси книгу. – дает карандаш и говорит: Я дал карандаш.)
Задание считается не выполненным при ошибочных ответах, а также в тех случаях, когда ученик не смог грамотно оформить ответ.
Результаты обучения оцениваются с учетом следующих показателей: оценкой «отлично» - если задание выполнено на 80%, «хорошо» - если задание выполнено на 79-70%, «удовлетворительно» - на 69-60%. Программные требования считаются не усвоенными, если ученик выполнил менее 60% предложенных заданий. При восприятии на слух связных текстов ученик должен сказать, о чем в них говорится. Если результаты не удовлетворительные, текст предъявляется слухо – зрительно, а после этого ученику дается на слух ряд заданий, связанных с предложенным текстом: ответы на вопросы, повторение отдельных воспринятых на слух фраз, словосочетаний и слов, выполнение поручений (№20, с. 18).