Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:13, реферат
В России дети с нарушениями слуха состоят на диспансерном учете в региональных сурдологопедических кабинетах. На каждого ребенка с нарушением слуха следует заполнять анкету. В настоящее время из предполагаемых 600 тыс. детей с нарушениями слуха на учете состоят около 150 тыс. Столь большая разница между предполагаемым числом и учтенным количеством детей с данной патологией объясняется тем, что их учет производится по обращаемости больных в специализированные кабинеты. Из-за отсутствия врачей-оториноларингологов в ряде регионов, а также из-за отсутствия настороженности педиатров, а, следовательно, и родителей в этом вопросе, дети либо вовсе не направляются к сурдологу, либо направление происходит с большим опозданием.
Введение
1. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушенным слухом
2. Причины нарушения слуха
3. Диагностика нарушения слуха
4. Специальные технические средства для неслышащих
5. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха
5.1 Специальное образование глухих
5.2 Специальное образование для слабослышащих
6. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом
Заключение
Литература
Первую оценку состояния слуха
ребенка дает педиатр или
Анкета-вопросник для родителей
Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?
Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2—3 недель?
Поворачивается ли ребенок в возрасте 1 месяца на звук голоса позади него?
Оживляется ли ребенок в возрасте 1-3 месяцев на голос матери?
Поворачивает ли ребенок голову в возрасте 4 месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?
Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5—6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?
Есть ли гуление у ребенка в возрасте 2-4 месяцев?
Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4-5 месяцев?
Замечаете ли вы у ребенка появление нового (эмоционального) лепета, например, на появление родителей?
Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?
Замечаете
ли вы у ребенка в возрасте 8-10
месяцев появление новых звуков
и каких?
Так, в
возрасте от новорожденности до 4 месяцев
у родителей выясняют, пробуждает
ли спящего ребенка неожиданный
громкий звук, вздрагивает ли и
плачет ли он при таких звуках. Положительный
ответ предполагает наличие нормального
слуха.
О 4 — 7-месячных
детях выясняют, делают ли они попытки
поворачиваться к источнику звука
и каков характер их голоса.
В 7—9 месяцев
родители могут охарактеризовать способность
ребенка определить источник звука.
В возрасте
9—12 месяцев вопросы, обращенные к
родителям, касаются особенностей локализации
звуков вне поля зрения ребенка, характера
его речевых звуков. И наконец,
в возрасте 1—2 лет выясняется способность
ребенка слышать, не видя говорящего,
а также каковы его ответные звуки,
словарный запас.
Для выявления
поведенческих реакций при
При этом
фиксируют различные реакции
ребенка: безусловный ориентировочный
рефлекс (рефлекс Моро), когда ребенок
раскидывает руки и совершает
ими обнимающие движения и др.; замирание
тела или «застывание» ребенка; движение
конечностей, разведение рук и ног
в стороны; поворот головы к источнику
звука или от него; гримасы лица
(нахмуривание бровей, зажмуривание глаз);
сосательные движения; легкая дрожь всего
тела ребенка при пробуждении; широкое
открывание глаз; изменение ритма дыхания,
пульса, и т.д. Внимание уделяют трем видам
ответов: рефлекторным реакциям, слуху
(поведение в ответ на звуковой сигнал)
и слушанию (прислушивание, обращение
малыша в сторону источника звука).
У новорожденных
исследование проводят в стадии легкого
сна (за 1 час до кормления или 1 час
после кормления). Для этого используют
шум интенсивностью 90 дБ УЗД(интенсивность,
обозначенная на звукореактотесте, достигается
при расположении прибора на расстоянии
10 см от уха) в режиме автоматического
прерывания сигнала. Частота предъявления
сигнала — 3 Гц.
Это исследование
проводится врачом. Ребенка необходимо
уложить на твердый матрас таким
образом, чтобы голова лежала свободно
и прямо, а руки и ноги оставались
свободными. Следует помнить, что
новорожденному ребенку трудно поворачивать
голову с одной стороны на другую,
так как ему мешает затылочный
бугор. Поэтому после каждого
поворота головы на звук необходимо уложить
голову ребенка вновь на затылок.
Исходя из того что большинство детей
чаще реагируют на звук правым ухом
(«правши»), тест следует проводить,
начиная со стимуляции правого
уха, а затем — левого. У детей
раннего возраста может отмечаться
исчезновение ответа на часто повторяющиеся
стимулы, поэтому целесообразно
ограничивать количество предъявлений
стимула до 2— 3 и увеличивать
время межстимульного интервала.
Реакция
считается положительной, если новорожденный
три раза отвечает на звук одной
из указанных реакций. Эта методика
позволяет получить качественный ответ
на вопрос: «Слышит ребенок или
не слышит?»
У детей
в возрасте старше 7 месяцев двигательная
реакция характеризуется
Описанная
методика исследования слуха с помощью
поведенческого скрининга может
быть использована и для детей
старше 9—10 месяцев, но им предъявляют
как шумовые сигналы, так и
тональные посылки частотой 500, 2000
и 4000 Гц и интенсивностью 90, 65, 40 дБ УЗД
в непрерывном режиме. В этом возрасте
дети реагируют на звуковые стимулы
быстрым поворотом головы в сторону
источника звука.
В случае
односторонней потери слуха ребенок
реагирует только в сторону здорового
уха независимо от расположения источника
звука.
При подозрении на снижение слуха у ребенка его направляют в сурдологопедический центр (кабинет) на аудиологическое обследование объективными методами. К таким методам относятся:
Акустическая импедансометрия, представляющая собой регистрацию акустического сопротивления (или акустической проводимости) звукопроводящего аппарата слуховой системы. При акустической импедансометрии проводится запись тимпанограммы и акустического рефлекса. Это позволяет определить наличие тугоухости и ее характер.
Метод
регистрации вызванной
Компьютерная
аудиометрия по СВП основана на регистрации
вызванных биопотенциалов слуховой
системы, возникающих в результате
акустической стимуляции органа слуха.
С помощью компьютерной аудиометрии
по слуховым вызванным потенциалам
определяют объективный порог слуха.
Скрининговое
исследование слуха новорожденных с факторами
риска по тугоухости и глухоте, основанное
на регистрации ВОАЭ и КСВП, — идеальная
модель аудиологического скрининга в
настоящее время. Для ее реализации необходимо
не только оснащение соответствующей
аппаратурой, но и объединение усилий
персонала родильных домов, неонатологов,
педиатров и сурдологов (врачей, занимающихся
обследованием и коррекцией слуха) с целью
максимального охвата новорожденных аудиологическим
скринингом.
Общепринятым
является мнение, что родители или
другие члены семьи — первые,
кто обращает внимание на возможные
проблемы со слухом у ребенка. Тем не менее
многие из них не знают, что следует предпринять.
Неоценимую помощь в этом случае оказывают
информация и литература, акцентирующие
внимание родителей на проблеме и путях
ее решения.
Надлежащий
уровень диагностики детской
тугоухости не может быть достигнут
без тесного сотрудничества неонатологов,
участковых педиатров, сурдологов. Необходимо,
чтобы врач-неонатолог родильного дома,
отделения патологии новорожденных и
выхаживания недоношенных учитывал наличие
у каждого ребенка факторов риска по тугоухости
и глухоте (рассмотрены нами выше).
При наличии
хотя бы одного из перечисленных факторов
врач-неонатолог отмечает в индивидуальной
карте новорожденного: «Угрожаемый по
тугоухости», указывая фактор. При выписке
из стационара с родителями проводится
беседа, ориентирующая их на возможно
более раннее обследование ребенка.
4.
Специальные технические
средства для неслышащих
Сурдотехнические средства реабилитации для глухих и тугоухих - совокупность специальных средств и приспособлений, позволяющих осуществлять замещение дефектов слуха и способствующих активному приспособлению человека к окружающей среде.
Слуховые аппараты, в том числе
с ушными вкладышами
Слуховой
аппарат - электроакустическое
Его основное назначение - преобразование сигнала, создаваемого источником звуковой информации, таким образом, чтобы этот сигнал смог быть воспринят слабослышащим человеком с достаточно высокой степенью слухового ощущения.
Слуховой аппарат
Существующие виды слуховых аппаратов:
- аналоговые
слуховые аппараты - заушные сверхмощные
различных модификаций;
- цифровые
слуховые аппараты - заушные сверхмощные
различных модификаций;
Мероприятия по
Квалифицированное слухопротезирование больного включает не только организацию мероприятий по правильному подбору слухового аппарата, но и слухоречевую коррекционную работу, мероприятия по закреплению приобретенных слухоречевых навыков, постоянный контроль за состоянием слуха.
Слуховые
аппараты различных модификаций
выдаются инвалидам по слуху для
восстановления способности к общению
при наличии следующих
Сигнализаторы звука световые и вибрационные.
К сигнализаторам звука относятся устройства различного типа и вида:
- сигнализирующие устройства, предназначенные для подключения к телефону (факсу), дверному звонку, будильнику для дублирования звукового сигнала световым;
- сигнализирующие
устройства, предназначенные для
подключения к будильнику для
дублирования звукового
- индикатор
телефонного вызова (телефонный
сигнализатор) с возможностью подключения
комнатного светильника;
Сигнализаторы звука световые и вибрационные выдаются инвалидам по слуху с ограничением способности к общению, ориентации при наличии заболеваний, последствий травм органа слуха, приведших к снижению слуха (нарушение слуховых функций III, IV степени).
Телевизоры с телетекстом для
приема программ со скрытыми
субтитрами, носители видеоинформации
с субтитрами - выдаются инвалидам
с нарушением слуховых функций
IV степени при отсутствии
Телефонное устройство с
Голосообразующие аппараты
Голосообразующий аппарат (различных модификаций); переговорное устройство внутреннее (различных модификаций) для лиц с нарушением функции голосообразования; устройство синтезированной речи (различных модификаций) выдаются при заболеваниях, врожденных аномалиях, последствиях травм органов речи для восстановления функции голосообразования.