Психологическая структура письма у детей с нарушениями интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.
Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.

Файлы: 1 файл

Нарушения письма у младших школьников с нарушением интеллекта.docx

— 117.51 Кб (Скачать)

е) выдвинуть  широкий язык вперед, а затем занести  назад в ротовую полость. Отмечалось: диапазон движений языка; содружественные  движения; тремор, гиперкинезы, саливация; удерживается ли язык в определенном положении.

4. При исследовании  двигательной функции мягкого  неба, детям предлагалось:

а) широко открыть  рот, четко произнести звук «а» и  закрыть;

б) сделать движение нижней челюстью вправо, влево, выдвинуть  вперед.

При выполнении задания отмечался объем движений; наличие содружественных движений, тремора, саливации.

5. Для исследования  двигательных функций языка (объема  и качества движений) применялись  следующие задания:

а) положить широкий  язык на нижнюю губу и подержать  под счет до 5 (на верхнюю губу);

б) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ;

в) сделать язык «лопаточкой», а затем «иголочкой»;

г) упереть кончик языка в правую, а затем в  левую щеку;

д) стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза (поддерживать рукой спину ребенка).

6. Исследование  двигательной функции мягкого  неба:

а) произнести звук «а» широко открытым ртом;

б) при высунутом  языке надуть щеки и сделать сильный  выдох.

Отмечалось: объем  движений, наличие содружественных  движений, гиперкинезов, саливации; активность небной занавески.

7. При исследовании  продолжительности и силы выдоха  предлагалось сыграть на духовом  инструменте- игрушке; сделать  выдох на легкий предмет. 

При исследовании динамической организации движений, предъявляемый комплекс движений проводился по показу, а затем по словесной  инструкции:

Оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий  язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот.

Широко открыть  рот, дотронуться кончиком языка  до нижней губы, поднять кончик языка  к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот.

Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз: «а-и-у», «у-и-а»,

«ка-па-та», «па-ка-та».

Отмечались замены одного движения другим, поиск артикуляции, переключение с одной артикуляционной  позы на другую, застревание на одном  движении, недифференцированность движений.

Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют  обнаружить поражение черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов  дизартрических расстройств речи.

1. Исследование  объема и качества движений:

- мышц лба:  нахмурить брови; поднять брови;  наморщить лоб;

- мышц глаз: легко  сомкнуть веки; плотно сомкнуть  веки; подмигнуть;

- мышц щек:  надуть левую щеку; надуть правую  щеку; надуть обе щеки одновременно; втянуть щеки в рот.

Отмечается правильность выполнения, появление содружественных  движений, объем движения.

Исследование  возможности произвольного формирования определенных мимических поз:

- выразить мимикой  лица: удивление; радость; испуг;  грусть; сердитое лицо.

3. Исследование  символического праксиса:

-свист; поцелуй;  улыбка; оскал; плевок; цоканье.

Отмечается правильность выполнения; объем движений; появление  содружественных движений, саливации, гиперкинезов; напряженность.

VI. Обследование  фонетической стороны речи.

Обследование  произношения звуков.

Давались задания  произнести звук изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях  должны быть такие слова, в которых  исследуемый звук стоит в начале, середине, конце слова. Проверяются  следующие группы звуков: гласные - а, о, у, э, и, ы; свистящие, шипящие, аффрикаты  – с, с, з, з, ц, ш, ж ,ч; сонорные – р, р, л, л ,м, м, н, н; глухие и звонкие  парные – п – б; т – д; к  – г; ф – в; в твердом и  мягком звучании; йотированные гласные.

Отмечалось как  звук произносится и как он используется в самостоятельной связной речи.

Состояние просодики.

Отмечалось нарушение  просодической стороны речи: голоса, темпа речи, мелодико-интонационная  окраска, дыхание.

VII. Обследование  слоговой структуры слова.

Предлагаются  для называния предметные картинки, затем логопед называет слова  для отраженного произношения:

- односложные  слова с закрытым слогом;

- двусложные  слова из 2 прямых открытых слогов, с 1 закрытым слогом;

- двусложные  слова со стечением согласных  в начале (середине, в начале и  середине) слова

- односложные  слова со стечением согласных  в начале (в конце) слова;

- трехсложные  слова из 3 открытых слогов;

- трехсложные  слова с последним закрытым  слогом;

- трехсложные  слова со стечением согласных; 

- четырехсложные  слова с открытыми слогами;

- многосложные  слова из сходных звуков.

Чтобы выявить  негрубые нарушения слоговой структуры  слова, для повторения предлагаются следующие предложения:

«На перекрестке  стоит милиционер».

«Космонавт управляет  космическим кораблем».

Отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращение, опускание, уподобление, добавление слогов, добавление звуков, перестановка слогов и звуков).

VIII. Обследование  состояния функций фонематического  слуха.

Опознание фонем  среди других:

- а ,у, ы,  о, у, а, о, ы, и;

- п, н, м,  к, т, р.

2. Различение  фонем, близких по способу и  месту образования и акустическим  признакам:

- звонких и  глухих: п-б, д-т, к-г. ж-ш. з-с,в-ф; 

- шипящих и  свистящих: с, з, щ, ш, ж,ч;

-соноров: р,  л, м, н;

3.Повторение  за логопедом слогового ряда:

- со звонкими  и глухими звуками: да-та, та-да-та ,да-та-да;

- с шипящими  и свистящими: са-ша-са, шо-су-са ,за-жа-за;

- сонорами: ра-ла-ла, ла-ра-ла;

4. Выделение  исследуемого звука среди слогов: ла, ка, ша, со, ны, ма, си;

5 Выделение исследуемого  звука среди слов: лужа, рука, дорога, кровать;

6. Называние  слов с исследуемым звуком;

7. Определение  исследуемого звука в назывании  картинок;

8. Определение  места звука в словах (начало, середина, конец);

9. Раскладывание  картинок в два ряда: в первый  со звуком «с», во второй  со звуком «ш». 

X. Обследование  звукового анализа слова.

Определить количество звуков в словах: ус, дом, баран ,ромашка 

Выделить последовательно  каждый звук в словах: мак, зонт, танкист, самолет.

Определить третий звук в слове: сосна, чулки.

Определить последний  согласный звук в словах: ус, кот, сыр, щенок, стол.

Выделить согласный  звук из начала слова: сок, шуба, магазин, щука, чай.

Сравнить слова  по звуковому составу: мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук.

Закончить слова: бара…, пету…, само… .

Отмечается сформированность навыков звукового анализа.

XI. Обследование  понимания речи.

Обследование  понимания номинативной стороны  речи.

а) Показ называемых предметов: называются окружающие ребенка  предметы.

б) Узнавание  предметов по описанию: «Покажи, чем  чистят зубы.»

в) Понимание  слов, обозначающих признаки.

г) Понимание  действий, изображенных на картинках.

д) Понимание  пространственных наречий: вверх, в  стороны, вправо, влево.

2. Обследование  понимания предложения.

а) Выполнение действий в одной просьбе, предъявленной  на слух в предложениях различной  сложности: «Достань книгу из шкафа  и положи ее на стол, а сам сядь на стул».

б) Понимание  инверсионных конструкций типа:

- ребенок должен  определить, что сделано раньше: «Я умылся после того, как сделал  зарядку».

- прочитать предложение  и ответить на вопрос: «Кто  приехал ?»

(Петю встретил  Миша.)

Обследование  понимания грамматических форм. - Понимание  логико-грамматических отношений.

- Понимание отношений,  выраженных предлогами.

- Понимание падежных  окончаний.

- Понимание числа,  рода прилагательных.

- Понимание глаголов  совершенного и несовершенного  вида.

XII. Обследование  активного словаря. 

Обследование  слов, обозначающих предметы:

а) называние  предметов, изображенных на предъявленных  картинках;

б) самостоятельное  дополнение данного тематического  ряда: тетрадь, ручка, учебник;

в) называние  предмета по его описанию: «Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?»

г) называние  детенышей домашних и диких животных;

2. Название признаков  предмета:

а) морковь сладкая, а редька…

б) подобрать  признаки к предметам: елка какая?

3. Название действий  людей и животных:

а) повар (почтальон, учитель) что делает?

б) кто как  передвигается: ласточка летает, а лягушка…

XIII. Обследование  грамматического строя.

Составление предложений  по сюжетной картинке и серии сюжетных картин.

Составление предложений  по опорным словам.

Подстановка недостающего предлога в предложении.

Пересказ текста после прослушивания.

Рассказ из собственного опыта.

Словоизменение:

а) употребление существительного в различных падежах;

б) образование  форм родительного падежа множественного числа существительных;

в) употребление предлогов;

7. Словообразование:

а) образование  уменьшительной формы существительного.

Отмечаются нарушения  согласования и управления.

XIV. Обследование  чтения.

Обследование  усвоения букв:

- назвать указанную  букву.

- найти буквы,  обозначающие звуки (близкие по  способу и месту образования  и акустическим признакам);

- назвать букву,  перечеркнутую штрихами;

2. Обследование  чтения слогов:

- прочитать прямые  слоги; обратные; слоги со стечением  согласных;

- прочитать слоги  с твердыми и мягкими согласными.

3. Обследование  чтения слов:

- прочитать слова  различной звукослоговой структуры  (рак, осы, сажа, луна, очки, отряд,  рюкзак, снежок, ножницы, полотенце);

- при обследовании  понимания слов предлагаются  задания :

а) прочитать  слово, напечатанное на карточке, и  по памяти найти соответствующую  картинку (зуб – суп, жук –  сук, папа – баба, коза – коса);

б) прочитать  слова с пропущенными буквами ( руч…а,…апочки, к…ышка).

4. Обследование  чтения предложений:

- прочитать предложение  и выполнить соответствующее  действие: «Возьми ручку»;

Информация о работе Психологическая структура письма у детей с нарушениями интеллекта