Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:57, курсовая работа
Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.
Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.
е) выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад в ротовую полость. Отмечалось: диапазон движений языка; содружественные движения; тремор, гиперкинезы, саливация; удерживается ли язык в определенном положении.
4. При исследовании двигательной функции мягкого неба, детям предлагалось:
а) широко открыть рот, четко произнести звук «а» и закрыть;
б) сделать движение нижней челюстью вправо, влево, выдвинуть вперед.
При выполнении
задания отмечался объем
5. Для исследования
двигательных функций языка (
а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5 (на верхнюю губу);
б) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ;
в) сделать язык «лопаточкой», а затем «иголочкой»;
г) упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку;
д) стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза (поддерживать рукой спину ребенка).
6. Исследование двигательной функции мягкого неба:
а) произнести звук «а» широко открытым ртом;
б) при высунутом языке надуть щеки и сделать сильный выдох.
Отмечалось: объем движений, наличие содружественных движений, гиперкинезов, саливации; активность небной занавески.
7. При исследовании
продолжительности и силы
При исследовании динамической организации движений, предъявляемый комплекс движений проводился по показу, а затем по словесной инструкции:
Оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот.
Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот.
Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз: «а-и-у», «у-и-а»,
«ка-па-та», «па-ка-та».
Отмечались замены одного движения другим, поиск артикуляции, переключение с одной артикуляционной позы на другую, застревание на одном движении, недифференцированность движений.
Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств речи.
1. Исследование объема и качества движений:
- мышц лба:
нахмурить брови; поднять
- мышц глаз: легко сомкнуть веки; плотно сомкнуть веки; подмигнуть;
- мышц щек: надуть левую щеку; надуть правую щеку; надуть обе щеки одновременно; втянуть щеки в рот.
Отмечается правильность выполнения, появление содружественных движений, объем движения.
Исследование
возможности произвольного
- выразить мимикой лица: удивление; радость; испуг; грусть; сердитое лицо.
3. Исследование символического праксиса:
-свист; поцелуй; улыбка; оскал; плевок; цоканье.
Отмечается правильность выполнения; объем движений; появление содружественных движений, саливации, гиперкинезов; напряженность.
VI. Обследование фонетической стороны речи.
Обследование произношения звуков.
Давались задания произнести звук изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, середине, конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные - а, о, у, э, и, ы; свистящие, шипящие, аффрикаты – с, с, з, з, ц, ш, ж ,ч; сонорные – р, р, л, л ,м, м, н, н; глухие и звонкие парные – п – б; т – д; к – г; ф – в; в твердом и мягком звучании; йотированные гласные.
Отмечалось как
звук произносится и как он используется
в самостоятельной связной
Состояние просодики.
Отмечалось нарушение просодической стороны речи: голоса, темпа речи, мелодико-интонационная окраска, дыхание.
VII. Обследование слоговой структуры слова.
Предлагаются для называния предметные картинки, затем логопед называет слова для отраженного произношения:
- односложные слова с закрытым слогом;
- двусложные слова из 2 прямых открытых слогов, с 1 закрытым слогом;
- двусложные слова со стечением согласных в начале (середине, в начале и середине) слова
- односложные слова со стечением согласных в начале (в конце) слова;
- трехсложные слова из 3 открытых слогов;
- трехсложные слова с последним закрытым слогом;
- трехсложные слова со стечением согласных;
- четырехсложные слова с открытыми слогами;
- многосложные слова из сходных звуков.
Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова, для повторения предлагаются следующие предложения:
«На перекрестке стоит милиционер».
«Космонавт управляет космическим кораблем».
Отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращение, опускание, уподобление, добавление слогов, добавление звуков, перестановка слогов и звуков).
VIII. Обследование
состояния функций
Опознание фонем среди других:
- а ,у, ы, о, у, а, о, ы, и;
- п, н, м, к, т, р.
2. Различение
фонем, близких по способу и
месту образования и
- звонких и глухих: п-б, д-т, к-г. ж-ш. з-с,в-ф;
- шипящих и свистящих: с, з, щ, ш, ж,ч;
-соноров: р, л, м, н;
3.Повторение за логопедом слогового ряда:
- со звонкими и глухими звуками: да-та, та-да-та ,да-та-да;
- с шипящими и свистящими: са-ша-са, шо-су-са ,за-жа-за;
- сонорами: ра-ла-ла, ла-ра-ла;
4. Выделение
исследуемого звука среди
5 Выделение исследуемого звука среди слов: лужа, рука, дорога, кровать;
6. Называние слов с исследуемым звуком;
7. Определение
исследуемого звука в
8. Определение места звука в словах (начало, середина, конец);
9. Раскладывание картинок в два ряда: в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш».
X. Обследование звукового анализа слова.
Определить количество звуков в словах: ус, дом, баран ,ромашка
Выделить последовательно каждый звук в словах: мак, зонт, танкист, самолет.
Определить третий звук в слове: сосна, чулки.
Определить последний согласный звук в словах: ус, кот, сыр, щенок, стол.
Выделить согласный звук из начала слова: сок, шуба, магазин, щука, чай.
Сравнить слова по звуковому составу: мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук.
Закончить слова: бара…, пету…, само… .
Отмечается сформированность навыков звукового анализа.
XI. Обследование понимания речи.
Обследование понимания номинативной стороны речи.
а) Показ называемых предметов: называются окружающие ребенка предметы.
б) Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы.»
в) Понимание слов, обозначающих признаки.
г) Понимание действий, изображенных на картинках.
д) Понимание пространственных наречий: вверх, в стороны, вправо, влево.
2. Обследование понимания предложения.
а) Выполнение действий в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности: «Достань книгу из шкафа и положи ее на стол, а сам сядь на стул».
б) Понимание инверсионных конструкций типа:
- ребенок должен определить, что сделано раньше: «Я умылся после того, как сделал зарядку».
- прочитать предложение и ответить на вопрос: «Кто приехал ?»
(Петю встретил Миша.)
Обследование понимания грамматических форм. - Понимание логико-грамматических отношений.
- Понимание отношений, выраженных предлогами.
- Понимание падежных окончаний.
- Понимание числа, рода прилагательных.
- Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида.
XII. Обследование активного словаря.
Обследование слов, обозначающих предметы:
а) называние предметов, изображенных на предъявленных картинках;
б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: тетрадь, ручка, учебник;
в) называние предмета по его описанию: «Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?»
г) называние детенышей домашних и диких животных;
2. Название признаков предмета:
а) морковь сладкая, а редька…
б) подобрать признаки к предметам: елка какая?
3. Название действий людей и животных:
а) повар (почтальон, учитель) что делает?
б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка…
XIII. Обследование грамматического строя.
Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картин.
Составление предложений по опорным словам.
Подстановка недостающего предлога в предложении.
Пересказ текста после прослушивания.
Рассказ из собственного опыта.
Словоизменение:
а) употребление существительного в различных падежах;
б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных;
в) употребление предлогов;
7. Словообразование:
а) образование уменьшительной формы существительного.
Отмечаются нарушения согласования и управления.
XIV. Обследование чтения.
Обследование усвоения букв:
- назвать указанную букву.
- найти буквы,
обозначающие звуки (близкие
- назвать букву, перечеркнутую штрихами;
2. Обследование чтения слогов:
- прочитать прямые слоги; обратные; слоги со стечением согласных;
- прочитать слоги
с твердыми и мягкими
3. Обследование чтения слов:
- прочитать слова
различной звукослоговой
- при обследовании понимания слов предлагаются задания :
а) прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку (зуб – суп, жук – сук, папа – баба, коза – коса);
б) прочитать слова с пропущенными буквами ( руч…а,…апочки, к…ышка).
4. Обследование чтения предложений:
- прочитать предложение и выполнить соответствующее действие: «Возьми ручку»;
Информация о работе Психологическая структура письма у детей с нарушениями интеллекта