Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:57, курсовая работа
Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.
Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.
4 балла – нормативное произношение;
3 балла – один или несколько звуков доступны произношению, но в спонтанной речи подвергаются заменам;
2 балла –
искажается или заменяется
Вывод. По данным
таблицы можно проследить, что
у данной группы учащихся недостатки
звукопроизношения выражались в
виде замен, искажений, смешений. Замены
осуществляются по признаку акустико-артикуляционного
сходства. Чаще всего страдает произношение
свистящих, шипящих, парных звонких
и глухих согласных. Особенностью нарушений
звукопроизношения является большая
трудность использования в
Результаты обследования просодики.
Просодическая сторона речи у всех исследуемых детей сформирована с нарушениями. Отмечаются назализация, нарушение речевого дыхания, недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий), отклонения тембра голоса (немодулированный, напряженный, монотонный).
Эти расстройства влияют на разборчивость и эмоциональную выразительность речи детей.
Обследование слоговой структуры слова.
Двусложные слова со стечением согласных | Трехсложные слова со стечением согласных | Четырехсложные слова | |||
В начале и середине слова | В конце слова | С открытыми слогами | Со стечением согласных | ||
Пропуски звуков и слогов | - | - | 4 человека | 2 | 6 |
Перестановка звуков | - | - | - | - | 2 |
Перестановка слогов | - | - | 3 человека | 4 | 4 |
Вывод. У исследуемых
детей наблюдается искажение
слоговой структуры, которая проявляется,
начиная с трехсложных слов, чаще
в словах со стечением согласных.
В большинстве случаев
Обследование
состояния функций
Учащиеся | Опознание форм | Различение фонем, близких по способу и месту образования | Повторение за логопедом слогового ряда | Выделение исследуемого звука среди | Определение наличия звука в названии картинок | Определение места звука в словах (начало, середина, конец) | Раскладывание картинок в 2 ряда | |||||
Звонких и глухих | Шипящих и свистящих | Соноров | Звонких и глухих | Шипящих и свистящих | Соноров | Слогов | Слов | |||||
Андрей К. | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Андрей Н. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
Анна П. | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Алексей Б. | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 |
Светлана П. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Екатерина К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Кирилл С. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Михаил П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 |
Николай С. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Сергей К. | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
3 балла – выполнил без ошибок;
2 балла –
выполнил с небольшим
1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.
Вывод. По данным таблицы можно проследить, что у всех исследуемых детей отмечается недоразвитие фонематического слуха. Особую сложность представляют свистящие, шипящие, парные звонкие и глухие согласные звуки.
Обследование звукового анализа слова
Содержание задания | ||||||
Определить количество звуков в словах | Выделить последовательно каждый звук в слове | Определить последний согласный звук в слове | Выделить согласный звук из начала слова | Сравнить слова по звуковому составу (мак, бак) | Закончить слова | |
Андрей К. | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Андрей Н. | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Анна П. | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Алеша Б. | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Света П | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Катя К | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Кирилл С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Миша П | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Коля С. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Сергей К | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
3 балла – выполнил без ошибок;
2 балла –
выполнил с небольшим
1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.
Вывод. В ходе
обследования выявилось, что большую
трудность для детей с
Результаты обследования активного словаря понимания речи
Учащиеся | Понимание речи | Активный словарь | ||||
Обследование понимания номинативной стороны речи | Обследование понимания предложений | Обследование понимания грамматических форм | Обследование слов, обозначающих | |||
Предметы | Название признаков предмета | Названия действий людей, животных | ||||
Андрей К. | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Андрей Н. | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Анна П. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Алексей Б. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Светлана П. | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Катя К. | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Кирилл С. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Михаил П. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Николай С. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Сергей К. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 балла – выполнил без ошибок;
2 балла –
выполнил с небольшим
1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.
Вывод. Анализируя результаты выполнения учащимися заданий, можно выделить специфические особенности активного словаря: бедность, неточность по значению, недостаточность развития процессов обобщения. В словаре у детей с нарушением интеллекта преобладают существительные с конкретным значением. Отсутствие в речи слов обобщающего характера; бедность глагольной лексики (отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных, имеется лишь незначительное количество глаголов с приставками), редкое употребление слов, обозначающих признаки предмета.
Отмечается не понимание инверсионных и сравнительных конструкций; логико-грамматических отношений.
Эти особенности тесно связаны с особенностями формирования познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.
Результаты обследования грамматического строя.
Учащиеся | Задания | ||||
Составление предложений | Подстановка недостающего предлога | Пересказ текста | Рассказ из собственного опыта | Словоизменение. Образование уменьшительной формы существительного | |
Андрей К. | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 |
Андрей Н. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Анна П. | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Алексей Б. | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 |
Светлана П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Екатерина К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Кирилл С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Михаил П. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Николай С. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Сергей К. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Информация о работе Психологическая структура письма у детей с нарушениями интеллекта