Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:57, курсовая работа
Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.
Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.
Оценивая значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи, исследователи указывают, что фонематическая организация звуков речи предполагает наличие четких схем не только в слуховой, но и в артикуляционной деятельности. Чтобы различать звуки речи в словах, необходим предшествующий речевой опыт, накопление определенной системы акустико-артикуляционных связей. При этом большую роль играет аналитико-синтетическая деятельность, благодаря которой ребенок обобщает признаки фонемы, отграничивая ее тем самым от других. Правильное развитие фонематических процессов лежит в основе усвоения фонетики, лексико-грамматического усвоения письма.
Проведенное исследование выявило, что моторный праксис учащихся с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей:
- повышением тонуса мышц;
- снижением тактильного осязания;
- недоразвитием кинестетических ощущений;
- наличием гиперкинезов, синкинезий;
- ограничением объема движений языка, губ, челюсти;
- быстрой утомляемостью движений органов артикуляции.
Нарушения речевой
моторики и речеслухового анализатора
ведут к дефектам звукопроизношения.
Нарушения фонематического
Особенности развития устной речи находят прямое отражение в письменной речи. Дисграфия у школьников с нарушением интеллекта чаще всего проявляется в сложном виде.
Результаты обследования письма исследуемой группы детей показали, что частыми являются замены, пропуски и смешения букв, обозначающих звуки, сходные по акустико-артикуляционным признакам. Дефектное звукопроизношение также находит отражение на письме, что проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Чаще заменялись буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные; реже – аффрикаты, соноры. Наблюдались трудности в обозначении мягкости гласными второго ряда и мягким знаком. Эти ошибки встречались при разных видах письма: при списывании, самостоятельном, по слуху.
Полученные результаты
обследования позволяют говорить о
наличии у данной группы детей
акустико-артикуляционной
Для проведения экспериментального обучения были выделены две группы: экспериментальная и контрольная. Каждая группа состояла из пяти учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 34 VIII вида.
Целью обучающего
эксперимента являлось определение
эффективности выбранных
Контрольная группа занималась по традиционным методикам коррекции речевых нарушений. Занятия с экспериментальной группой проводились с учетом психолого-педагогического исследования и специально подобранных методов и приемов.
Исходя из результатов
анализа констатирующего
- поэтапного
формирования умственных
- деятельностного подхода;
- опоры на различные анализаторы;
- формирование
речевых навыков в условиях
естественного речевого
С учетом данных, полученных в процессе исследования, было определено содержание коррекционной работы:
Подготовительный этап.
Анализ данных обучающего эксперимента показал положительную динамику у всех испытуемых экспериментальной группы в развитии моторного праксиса, языковых и речевых средств. Повысились показатели развития психологической базы речи с низкого и очень низкого до среднего уровня. Произношение данной группы учащихся характеризовалось большим количеством дефектных звуков, многие из которых были поставлены в ходе обучающего эксперимента. Но в самостоятельной речи учащихся с нарушением интеллекта продолжает отмечаться неправильное использование уже поставленных звуков.
В конце учебного
года был проведен контрольный диктант.
Результаты проверки работ экспериментальной
группы учащихся свидетельствуют о
значительном, по сравнению с контрольной
группой учащихся, снижении количества
специфических ошибок, вызванных
нарушением звукопроизношения, несформированностью
фонематического слуха и
Список литературы
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.- М.: ВЛАДОС. 1999.
Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Просвещение, 1987.
Бельтюков В.Л. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1977.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973.
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.: Школа – Пресс, 1994.
Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1988.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. – М.: Просвещение, 1970.
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М., 1994.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.
Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // Хрестоматия по логопедии.- М.: ВЛАДОС, 1997.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). – Сан.- Петербург, Издательский Дом «М и М», 1997.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский Дом «Академия», 1999.
Лалаева Р.И., Венедиктова
Л.В. Диагностика и коррекция
Лалаева Р.И. Дисграфия. // Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1978.
Лебединский В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза. //Хрестоматия. – М.: Изд-во МПА, 1995.
Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. – М,: ВЛАДОС, 1997.
Логопедия. Под.ред. Волковой Л.С. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1973.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.
Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002.
Мастюкова Е.М., Мартынова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985.
Основы теории и практики логопедии. Под ред. Левиной Р.Е. – М.: Просвещение, 1968.
Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития. //Хрестоматия. – М.: Изд-во МПА, 1995.
Петрова В.Г. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1982.
Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977.
Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией. /Урал. Гос.пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998.
Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. – Екатеринбург, 1995.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталых школьников. – М., 1979.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1980.
Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики и обучения русскому языку детей с нарушениями речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном – Пресс, 1999.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.
Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985.
Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение, 1988.
Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М., 1969.
Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. – М., 1993.
Шиф Ж.И. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. – М., 1979.
Приложение
Сравнительный анализ специфических ошибок учащихся младших классов школы VIII вида.
Учащиеся | Контрольная группа | Итого баллов | Экспериментальная группа | |||||||||||
1. Андрей. К | 2. Андрей Н | 3. Анна П. | 4. Алексей. Б | 5. Светлана П. | 1.Екатерина К. | 2. Кирилл С. | 3. Михаил П. | 4. Николай С. | 5. Сергей К. | Итого баллов. | ||||
До обучения | Обозначение мягкости согласных | Согласными второго ряда | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 6 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 7 |
Буквой Ь | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 9 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | ||
Замены по акустико-артикуляционному сходству | Парные звонкие и глухие согласные | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
Свистящие – шипящие | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||
Сонорные р – л | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 9 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | ||
Аффрикаты | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 7 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 9 | ||
Итого баллов | 10 | 7 | 7 | 9 | 9 | 42 | 12 | 9 | 8 | 11 | 11 | 51 | ||
После обучения | Обозначение мягкости согласных | Гласными второго ряда | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 14 |
Буквой Ь | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 13 | ||
Замены по акустико-артикуляционному сходству | Парные звонкие и глухие согласные | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 8 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 12 | |
Свистящие-шипящие | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 13 | ||
Соноры р-л | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 10 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 14 | ||
Аффрикаты | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 13 | ||
Итого баллов | 14 | 12 | 11 | 10 | 14 | 61 | 18 | 18 | 13 | 16 | 14 | 79 |
Информация о работе Психологическая структура письма у детей с нарушениями интеллекта