Психологическая структура письма у детей с нарушениями интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.
Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.

Файлы: 1 файл

Нарушения письма у младших школьников с нарушением интеллекта.docx

— 117.51 Кб (Скачать)

Оценивая значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи, исследователи указывают, что фонематическая организация  звуков речи предполагает наличие четких схем не только в слуховой, но и в  артикуляционной деятельности. Чтобы  различать звуки речи в словах, необходим предшествующий речевой опыт, накопление определенной системы акустико-артикуляционных связей. При этом большую роль играет аналитико-синтетическая деятельность, благодаря которой ребенок обобщает признаки фонемы, отграничивая ее тем самым от других. Правильное развитие фонематических процессов лежит в основе усвоения фонетики, лексико-грамматического усвоения письма.

Проведенное исследование выявило, что моторный праксис учащихся с нарушением интеллекта характеризуется  рядом особенностей:

- повышением  тонуса мышц;

- снижением тактильного  осязания;

- недоразвитием  кинестетических ощущений;

- наличием гиперкинезов, синкинезий;

- ограничением  объема движений языка, губ,  челюсти;

- быстрой утомляемостью  движений органов артикуляции.

Нарушения речевой  моторики и речеслухового анализатора  ведут к дефектам звукопроизношения. Нарушения фонематического слуха  и восприятия не позволяют слышать  и различать правильное и неправильное произношение звуков в собственной  речи и контролировать свое произношение.

Особенности развития устной речи находят прямое отражение  в письменной речи. Дисграфия у  школьников с нарушением интеллекта чаще всего проявляется в сложном  виде.

Результаты обследования письма исследуемой группы детей  показали, что частыми являются замены, пропуски и смешения букв, обозначающих звуки, сходные по акустико-артикуляционным  признакам. Дефектное звукопроизношение  также находит отражение на письме, что проявляется в заменах, пропусках  букв, соответствующих заменам и  пропускам звуков в устной речи. Чаще заменялись буквы, обозначающие следующие  звуки: свистящие и шипящие, звонкие  и глухие согласные; реже – аффрикаты, соноры. Наблюдались трудности в  обозначении мягкости гласными второго  ряда и мягким знаком. Эти ошибки встречались при разных видах  письма: при списывании, самостоятельном, по слуху.

Полученные результаты обследования позволяют говорить о  наличии у данной группы детей  акустико-артикуляционной дисграфии.

Для проведения экспериментального обучения были выделены две группы: экспериментальная и  контрольная. Каждая группа состояла из пяти учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы № 34 VIII вида.

Целью обучающего эксперимента являлось определение  эффективности выбранных методов  и приемов коррекционной работы, направленной на устранение акустико-артикуляционной  дисграфии у младших школьников с нарушением интеллекта.

Контрольная группа занималась по традиционным методикам  коррекции речевых нарушений. Занятия  с экспериментальной группой  проводились с учетом психолого-педагогического  исследования и специально подобранных  методов и приемов.

Исходя из результатов  анализа констатирующего эксперимента было определено поле деятельности по коррекции речевых нарушений. Коррекционная  работа велась поэтапно, включая следующие  принципы логопедического воздействия:

- поэтапного  формирования умственных действий;

- деятельностного  подхода;

- опоры на  различные анализаторы;

- формирование  речевых навыков в условиях  естественного речевого общения.

С учетом данных, полученных в процессе исследования, было определено содержание коррекционной  работы:

Подготовительный  этап.

Анализ данных обучающего эксперимента показал положительную  динамику у всех испытуемых экспериментальной  группы в развитии моторного праксиса, языковых и речевых средств. Повысились показатели развития психологической  базы речи с низкого и очень  низкого до среднего уровня. Произношение данной группы учащихся характеризовалось  большим количеством дефектных  звуков, многие из которых были поставлены в ходе обучающего эксперимента. Но в самостоятельной речи учащихся с нарушением интеллекта продолжает отмечаться неправильное использование  уже поставленных звуков.

В конце учебного года был проведен контрольный диктант. Результаты проверки работ экспериментальной  группы учащихся свидетельствуют о  значительном, по сравнению с контрольной  группой учащихся, снижении количества специфических ошибок, вызванных  нарушением звукопроизношения, несформированностью  фонематического слуха и фонематического  восприятия и дизартрическими расстройствами.

Список  литературы

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в  коррекционной школе.- М.: ВЛАДОС. 1999.

Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Просвещение, 1987.

Бельтюков В.Л. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1977.

Власова Т.А., Певзнер  М.С. О детях с отклонениями в  развитии. – М.: Просвещение, 1973.

Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной  школе. – М.: Школа – Пресс, 1994.

Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах  вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1988.

Гвоздев А.Н. Вопросы  изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. –  М.: Просвещение, 1991.

Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной  речи у детей олигофренов. – М.: Просвещение, 1970.

Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и  предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972.

Жинкин Н.И. Механизмы  речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Жукова Н.С. Преодоление  недоразвития речи у детей. – М., 1994.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.

Колпаковская  И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений  письма и чтения. // Хрестоматия по логопедии.- М.: ВЛАДОС, 1997.

Корнев А.Н. Нарушения  чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). – Сан.- Петербург, Издательский Дом «М и  М», 1997.

Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский Дом «Академия», 1999.

Лалаева Р.И., Венедиктова  Л.В. Диагностика и коррекция нарушений  чтения и письма у младших школьников. – Сан.- Петербург. Изд-во «Союз», 2003.

Лалаева Р.И. Дисграфия. // Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной  школы. – М.: Просвещение, 1978.

Лебединский В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза. //Хрестоматия. – М.: Изд-во МПА, 1995.

Левина Р.Е. Нарушение  чтения и письма у детей. //Хрестоматия  по логопедии. – М,: ВЛАДОС, 1997.

Логопедия. Под.ред. Волковой Л.С. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1973.

Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.

Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002.

Мастюкова Е.М., Мартынова М.В. Нарушение речи у  детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985.

Основы теории и практики логопедии. Под ред. Левиной  Р.Е. – М.: Просвещение, 1968.

Певзнер М.С. Клиническая  характеристика детей с нарушением темпа развития. //Хрестоматия. –  М.: Изд-во МПА, 1995.

Петрова В.Г. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной  школы. – М.: Просвещение, 1982.

Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977.

Репина З.А. Нарушения  письма у школьников с ринолалией. /Урал. Гос.пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998.

Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами  речи. – Екатеринбург, 1995.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталых школьников. – М., 1979.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших  школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.

Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.

Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями  письма. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.

Спирова Л.Ф. Особенности  речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1980.

Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики и обучения русскому языку детей с нарушениями  речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием  речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном – Пресс, 1999.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения  у дошкольников. – М., 1993.

Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985.

Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение, 1988.

Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М., 1969.

Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. –  М., 1993.

Шиф Ж.И. Психологические  проблемы коррекционной работы во вспомогательной  школе. – М., 1979.

Приложение

Сравнительный анализ специфических  ошибок учащихся младших  классов школы VIII вида.

Учащиеся Контрольная группа Итого баллов Экспериментальная группа
1. Андрей. К 2. Андрей Н 3. Анна П. 4. Алексей. Б 5. Светлана П. 1.Екатерина  К. 2. Кирилл С. 3. Михаил П. 4. Николай С. 5. Сергей К. Итого баллов.
До  обучения Обозначение мягкости согласных Согласными  второго ряда 1 1 1 2 1 6 1 1 1 2 2 7
Буквой  Ь 2 1 2 2 2 9 2 2 2 2 2 10    
Замены  по акустико-артикуляционному сходству Парные звонкие  и глухие согласные 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5  
Свистящие – шипящие 1 1 1 1 1 6 2 1 1 1 1 6    
Сонорные  р – л  3 1 1 2 2 9 3 2 2 2 2 11    
Аффрикаты 2 2 1 1 1 7 2 2 1 2 2 9    
Итого баллов 10 7 7 9 9 42 12 9 8 11 11 51    
После обучения Обозначение мягкости согласных Гласными второго  ряда 2 2 2 2 3 11 3 3 2 3 3 14
Буквой  Ь 2 2 2 2 3 11 3 3 2 3 2 13    
Замены  по акустико-артикуляционному сходству Парные звонкие  и глухие согласные 2 2 1 1 2 8 3 3 2 2 2 12  
Свистящие-шипящие  2 2 2 2 2 10 3 3 2 3 2 13    
Соноры  р-л 3 2 2 1 2 10 3 3 2 3 3 14    
Аффрикаты 3 2 2 2 2 11 3 3 3 2 2 13    
Итого баллов 14 12 11 10 14 61 18 18 13 16 14 79    

Информация о работе Психологическая структура письма у детей с нарушениями интеллекта