Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:57, курсовая работа
Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.
Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.
Односложные слова со стечением согласных в начале слова: ВРАЧ, СТОЛ.
Односложные слова со стечением согласных в конце: ТИГР, ВОЛК.
Трехсложные слова: КАПУСТА, ПАРОВОЗ.
Параллельно проводится работа по коррекции нарушений письма.
Примерные виды работ по закреаплению функции фонематического анализа:
Подобрать и записать слова, где заданный звук был бы на первом (атором, третьем) месте. (кот, окно, мак).
Вписать в данные прямоугольники третью букву следующих слов: рак, санки, спинка, нога, трава. к н и г а
Далее на логопедических занятиях по звукопроизношению идет работа по дифференциации смешиваемых фонем.
Работа по формированию
звукопроизносительной
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по плану как на этапе автоматизации звука.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа - различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.
У учащихся младших
классов специфические ошибки письма
определялись не только недостаточностью
артикуляционного компонента и несформированностью,
фонематического слуха и
Проведенное констатирующее исследование и его анализ показали, что у детей с нарушением интеллекта страдает:
Процесс накопления слов. Чаще всего при этом отстает глагольная лексика. Активный словарь прилагательных ограничен небоьшим набором слов. Преобладают существительные с конкретным значением;
Процесс отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности. В ходе высказывания дети забывают названия предметов, качеств, действий;
Процесс динамической структуризации слов. Словарь хаотичен, неупорядочен.
Характерными оказались ошибки в понимании:
Однокоренных слов;
Временных форм глаголов;
Числа, рода, падежа
существительных и
У детей с нарушением интеллекта отмечается несформированность словообразования и словоизменения. Обнаружено неправильное согласование слов в предложениях, нарушение лексической и синтаксической сочетаемости слов, а также выражений, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие отношения.
Поэтому логическая работа, строящаяся на принципах системного подхода, должна предусматривать коррегирование фонематической стороны речи в единстве с другими компонентами языковой системы, и в частности с коррекцией лексико-грамматической стороны.
Экспериментальная группа учащихся посещала несколько типов занятий у логопеда:
Занятия по коррекции звукопроизношения;
Занятия по коррекции
нарушений лексико-
Коррекция и развитие моторной сферы, преодоление дизартрических расстройств.
Коррекция фонетической стороны речи (артикуляции, голоса, просодики речи).
Формирование фонематического на материале слогов, слов, предложений, текстов.
Формирование фонематического восприятия.
Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи.
Таким образом, при подборе содержания коррекционного процесса основное внимание уделялось коррекции ведущих нарушений в структуре дефекта.
Индивидуальная
логопедическая работа по устранению
специфических ошибок письма сочеталась
с фронтальной работой и
III . 3. Анализ обучающего эксперимента
С целью преодоления
акустико-артикуляционной
Для проведения экспериментального обучения были выделены две группы: экспериментальная и контрольная. Каждая группа состояла из пяти учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 34 VIII вида.
Перед началом обучающего эксперимента и по его завершению проводилось логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей по методикам констатирующего эксперимента. Обучение продолжалось в течение одного учебного года.
Контрольная группа занималась по традиционным методикам коррекции речевых нарушений. Занятия с экспериментальной группой проводились с учетом данных психолого-педагогического исследования и специально подобранных методов и приемов.
В ходе экспериментального
обучения, на фоне медикаментозного лечения,
проводились занятия по коррекции
и развитию психологической базы
речи (учителем дефектологом); логопед
занимался с детьми коррекцией звукопроизношения,
лексико-грамматической стороны речи
(в занятия включались упражнения
по развитию общей, мелкой, артикуляционной
моторики, по формированию фонематического
слуха и восприятия, по устранению
дизартрических расстройств); медицинский
работник проводил занятия по лечебной
физкультуре; музыкальный руководитель
в уроки ритмики включал
В процессе обучающего
эксперимента решалась основная задача
– определить эффективность выбранных
методов и приемов
В начале учебного
года, дети экспериментальной и
Существенно повысились показатели развития психологической базы речи – с очень низкого и низкого до среднего уровня:
- учащимися усвоены
понятия вверх, вниз, влево, вправо,
что важно для работы по
совершенствованию
- усвоены значения предлогов над, под, между, за, перед;
- отмечается
положительный результат
- увеличился
объем, концентрация и
Упражнения, направленные на развитие двигательных функций артикуляционного аппарата, на развитие мимической мускулатуры и на преодоление дизартрических расстройств, способствовали выработке полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
Произношение данной группы учащихся характеризовалось большим количеством дефектных звуков, многие из которых были поставлены в ходе обучающего эксперимента. Но в самостоятельной речи учащихся с нарушением интеллекта отмечается неправильное использование уже поставленных звуков.
Результативность
работы по коррекции фонематического
слуха и восприятия отслеживалась
путем проведения промежуточных
контрольных срезов, проводимых на
уроках русского языка, в форме диктанта.
В конце учебного года был проведен
контрольный диктант. Результаты проверки
работ экспериментальной группы
учащихся свидетельствуют о значительном
снижении количества специфических
ошибок, обусловленных нарушенным звукопроизношением,
несформированностью
У контрольной группы учащихся отмечается незначительное снижение количества специфических ошибок.
Данные сравнительного
анализа специфических ошибок у
учащихся контрольной и
По данным таблицы
можно проследить, что вышеперечисленные
ошибки в незначительном количестве
у детей экспериментальной
Результаты обследования
письменной речи учащихся младших классов
школы VIII вида выявили, что во время
выполнения письменных заданий у
детей данной категории быстро наступает
утомление, резко снижается внимание,
в работах появляется множество
ошибок и исправлений. Специфические
ошибки, обусловленные
Словарный запас
беден, ограничен обиходно-бытовой
тематикой. В словаре преобладают
существительные с конкретным значением.
Отмечается малая распространенность
предложений. Дети с нарушением интеллекта
пользуются простыми, короткими конструкциями.
Редко второстепенные члены предложения
выражались качественными прилагательными
для характеристики признака предмета.
У исследуемых детей
Ошибки, связанные лексико-грамматическим недоразвитие проявлялись на уровне словосочетания, предложения, текста. Большое количество ошибок связано с нарушением согласования и управления.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило, что расстройства письменной речи учащихся младших классов школы VIII вида проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, дизартрических расстройств, аномального развития в целом, вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Общее нарушение
интеллектуальной деятельности ребенка,
нередко осложненное
Современная психология,
рассматривая письма как один из видов
речевой деятельности, представляет
его как более сложный
Речевые нарушения данной категории детей носят системный характер, то есть речь страдает как целостная функциональная система. Нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй речи. В различной степени нарушены уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения.
Информация о работе Психологическая структура письма у детей с нарушениями интеллекта