Психологическая структура письма у детей с нарушениями интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.
Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.

Файлы: 1 файл

Нарушения письма у младших школьников с нарушением интеллекта.docx

— 117.51 Кб (Скачать)

Предлагается  набор карточек, на которых изображено: хлеб, яблоко, стол, кровать, сани, лампа, кошка, гнездо, дерево, земляника, луна, телега, чашка, фонарь.

Инструкция: ”Сейчас  я буду зачитывать слова, а ты, чтобы  лучше их запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить  названное мною слово”. На выбор  карточки к каждому слову отводится 30 секунд. После каждого выбора следует  расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор. Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой.

По истечению  этого времени ребенку демонстрируются  картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания. Количество правильно названных  слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в  процессе запоминания.

Диагностика развития восприятия и ориентировки в пространстве.

Для выявления  отклонений в развитии восприятия и  ориентировки в пространстве использовались следующие упражнения:

С геометрическим материалом.

* Инструкция: “Положи  слева квадрат, посерединке листа  – круг, справа – треугольник.  Расскажи, какие фигуры вы положили  и где.”

Составление узоров из геометрических фигур по рисунку  и по памяти, с выяснением, где  какая сторона, верх, низ и т.д.

Работа с рисунками.

Рассматривание  рисунков в прямом и перевернутом виде. (Приложение )

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям  рисунка. (Приложение )

Составление фигур  из разрозненных деталей.

Предлагаются  отдельные деталь какого-либо предмета, ребенок должен соединить их так, чтобы получился заданный предмет. (Приложение )

Работа с перечеркнутыми или наложенными друг на друга  изображениями. (Приложение )

Упражнение “Лабиринты”

Упражнения направлены на выявление усвоения пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.)

Детям предлагались задания и вопросы:

-“Положи книгу  на парту. Что расположено над  доской? Загляни под шкаф. Что  лежит на столе? Где на картинке  изображена собака?”

Оценивается: состояния  зрительного гнозиса; виды помощи; количество подсказок, необходимых для выполнения задания.

Диагностика наглядно-образного  мышления.

С целью диагностики  наглядно-образного мышления использовалась методика “Лабиринт”. (Приложение )

Детям вначале  дают вводные задачи, затем по порядку  задачи 1-4. Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 характер ориентиров и их последовательность.

Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок с вводной задачей.

“Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки  и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик  и зачеркнуть его. Чтобы найти  этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом  мимо грибка, тогда найдете домик, а я посмотрю, не ошиблись ли.”

Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:

“Здесь тоже два домика, и опять нужно найти  домик. Но письмо тут другое: в нем  нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону. “

Проверяющий при  этих словах проводит рукой по чертежу  в “письме”. Решение задачи снова  проверяется, ошибки объясняются и  исправляются.

Затем идет решение  основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2:

“В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону  поворачивать. Начинайте двигаться  от травки. Найдите нужный домик  и зачеркните его.”

К задаче 3:

“Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом  мимо грибка, потом мимо березки, потом  елочки. Найдите нужный домик и  зачеркните его.”

К задаче 4:

“Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик.”

Результаты оцениваются  по шкале оценок (А.Ф.Ануфриев )

Диагностика развития логического мышления.

Методика “  Четвертый лишний”.

Ребенку зачитывается четыре слова, три из которых связано  между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку  предлагается найти “лишнее” слово  и объяснить, почему оно “лишнее”.

-- книга, портфель, чемодан, сумка;

-- трамвай, троллейбус, трактор, автобус;

-- добрый, ласковый, злой, веселый;

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов. (А.Ф.Ануфриев. )

Данные, полученные в ходе обследования, свидетельствуют  о уровне развития процессов внимания, памяти, восприятия, логического мышления.

Далее в ходе логопедического обследования были использованы методические рекомендации Н.М.Трубниковой.

III. Для обследования  состояния общей моторики детям  предлагались задания, которые  выполнялись по показу, затем  по словесной инструкции.

Исследовалась двигательная память, переключаемость  движений и самоконтроль при выполнении двигательных проб.

а) ребенку показывалось 4 движения для рук и предлагалось их повторить: руки вперед вверх, в стороны, на пояс;

б) повторить  за педагогом движения за исключением  одного, заранее обусловленного “запретного” движения.

Отмечалось качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое.

2. Исследовалось  произвольное торможение движений.

Ребенку предлагалось маршировать и остановиться по сигналу.

Отмечалось: соответствие двигательной реакции сигналу.

3. Исследовалась  статическая координация движений.

а) ребенку предлагалось встать, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок  одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуть вперед, закрыть глаза. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги.

б) стоять с закрытыми  глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд.

Отмечалось, как  ребенок удерживает позу: свободно или с напряжением, с раскачиванием  из стороны в сторону; балансирует  туловищем, руками, головой; сходит с  места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза.

Исследовалась динамическая координация движений.  

Ребенку предлагалось маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами. 

Отмечалось: с  какого раза движение выполнено верно; удается ли чередование хлопка и  шага.

Предлагалось  выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках.

Отмечалось: напряжение, раскачивание, балансировка туловищем  и руками; стоит на носках или  на всей ступне.

Исследовалась пространственная организация двигательного  акта. 

Детям предлагались задания: повторить за логопедом  движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через  центр по диагонали, обойти кабинет  вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться  по кабинету, начиная движения справа; то же выполнить слева; по словесной  инструкции.

Отмечались ошибки в пространственной координации; незнание сторон тела, ведущей руки.

Исследовался  темп.

а) в течение  определенного времени ребенку  предлагалось удерживать заданный темп в движениях рук, показанных логопедом.

б) письменная проба: предлагалось чертить на бумаге палочки  в строчку в течение 15 секунд в  произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить  в первоначальном темпе.

Отмечался темп выполнения: нормальный, ускоренный, быстрый, замедленный, медленный.

IV. Для обследования  произвольной моторики пальцев  рук у детей исследовалось:

1.Статическая  координация движений.

Детям предлагались следующие задания:

а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в вертикальном положении  под счет;

б) аналогично выполнить  левой рукой;

в) удерживание  поз “зайчик”, “коза”, “колечко”  под счет.

Динамическая  координация движений.

а) выполнить  под счет: пальцы сжать в кулак  – разжать (5-8 раз) на правой руке, левой, обеих руках;

б) держа ладонь на поверхности стола, разъединить  пальцы, соединить вместе (5-8раз) на правой, левой, обеих руках;

в) попеременно  соединять все пальцы руки с большим  пальцем, начиная со второго пальца правой руки, затем левой, обеих рук  одновременно;

г) положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (5-8раз).

Отмечается качество выполнения проб; напряженность, скованность  движений; нарушение переключения от одного движения к другому; наличие  синкинезий, невозможность удержания  позы.

V. Обследование  состояния органов артикуляционного  аппарата включало: обследование  его анатомического строения  и двигательной функции.

Обследование  моторики органов артикуляционного аппарата:

1. Исследование  двигательной функции губ по  словесной инструкции проводилось  после выполнения по показу.

Предлагались  следующие задания:

а) сомкнуть губы;

б) округлить  губы, как при произношении звука  «о»,- удержать позу под счет;

в) вытянуть губы в трубочку;

г) сделать «хоботок»;

д) растянуть  губы в «улыбке»;

е) поднять верхнюю  губу вверх (видны верхние зубы);

ж) опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы);

з) одновременно поднять верхнюю губу вверх и  опустить нижнюю;

и) многократно  произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

Отмечался диапазон движений, наличие содружественных  движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов.

1. Исследование  двигательной функции челюсти  проводилось по показу, затем  по словесной инструкции. Предлагались  следующие задания: 

а) широко раскрыть рот, как при произношении звука  «а», и закрыть;

б) сделать движение нижней челюстью вправо;

в) сделать движение влево;

г) выдвинуть  нижнюю челюсть вперед.

Отмечалось: объем  движения челюсти; наличие содружественных  движений, тремора, саливации.

3. Исследование  двигательных функций языка (объем  и качество движений языка)  проводилось по показу и словесной  инструкции.

Предлагались  следующие задания:

а) положить широкий  язык на нижнюю губу и подержать  под счет;

б) положить широкий  язык на верхнюю губу и подержать  под счет;

в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;

г) сделать язык « лопатой», а затем «иголочкой»;

Информация о работе Психологическая структура письма у детей с нарушениями интеллекта