Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:13, доклад
Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.
Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.
Нарушения
слуха могут возникнуть в результате
врожденной деформации слуховых косточек,
атрофии или недоразвития слухового
нерва, химических отравлений (например,
хинином), родовых травм (например, деформации
головы ребенка при использовании
щипцов). К нарушениям слуха могут
привести механические травмы — ушибы,
удары, воздействия сверхсильных звуковых
раздражителей (свистков, взрывов и
т.п.). Большое значение в возникновении
нарушений слуха имеют
Многообразие
проявлений нарушения слуха обусловливает
необходимость дифференциации, выделения
основных групп детей. Психолого-педагогическая
классификация детей с
Звуки характеризуются следующими свойствами: частотой, интенсивностью и продолжительностью звучания.
Сила, или интенсивность, звука измеряется в децибелах (дБ). Так, разные звуки, в том числе звуки природы, могут иметь разную интенсивность звучания. Например, звук:
шелеста листьев составляет 10 дБ;
шепота (около уха) — 25 — 30 дБ;
речи средней громкости — 60 — 70 дБ;
громкой музыки по радио — 80 дБ;
шума поезда в метро — 90 дБ;
ударов молотка по листу железа — 100 дБ;
работающего авиационного мотора — 120 дБ.
Диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний в секунду). Если нарушение слуха не позволяет воспринимать эти диапазоны частот, то это означает, что восприятие разговорной речи невозможно. Понижение слуха, при котором не воспринимается звук силой 80 дБ и более, означает глухоту.
При
тугоухости не воспринимаются звуки
в пределах от 15 до 80 дБ (Л.В.Нейман).
Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р. М. Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей.
Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.
Среди них выделяют:
рано оглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;
позднооглохших. Это дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.
Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего ребенка обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения:
при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 — 6 м от уха, разговорная — на расстоянии 6 — 8 м;
при умеренной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 — 3 м, разговорная — на расстоянии 4 — 6 м;
при значительной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии не далее 1 м, разговорная средней громкости — на расстоянии 2 —4 м;
при тяжелой степени тугоухости — шепот воспринимается на расстоянии 0,5 м, разговорная речь — на расстоянии не более чем 2 м.
«Группа
слабослышащих детей также
слабослышащие дети, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками;
слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием.
Таким образом, на основе измерения слуха, с одной стороны, и исследования речи — с другой, выделяются 4 группы детей с недостатками слуха. На основе этой классификации удалось создать такую сеть школ для детей с недостатками слуха, в которой глухие дети не обучаются с теми детьми, которые могут обучаться более быстрым темпом и которые требуют иных условий обучения.
Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.
Это — особый вид дизонтогенеза — дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи — функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с нарушенным слуховым восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.
Психическое
развитие детей с нарушенным слухом
подчиняется закономерностям, которые
обнаруживаются в развитии нормально
слышащих детей. Вместе с тем у
них проявляются
Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь преходящий характер. При адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами опосредствованного, осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материалов.
Кроме
того, для всех типов аномального
развития характерно замедление процесса
формирования понятий. У детей с
нарушениями слуха эта
В России, в сурдопедагогике,
принята классификация Л.В.
Слуховая чувствительность
определяется средним слуховым порогом
в децибелах (дБ) для чистых тонов
на частотах 500, 1000 и 2000 Гц.
Условная граница между глухотой и тугоухостью
(слабослышащие люди) находится на уровне
85 дБ.
В свою очередь слабослышащих делят на три степени тугоухости. При первой степени тугоухости, средняя потеря не превышает 50 дБ. Человек с такой степенью тугоухости. разборчиво воспринимает речь разговорной громкости на расстоянии более 1-2 м. Шепот понимает около уха. При второй - от 50 до 70 дБ. Разговорную речь такой человек понимает до 1 м. Шепот не воспринимается При третьей -потеря от 70 до 85 дБ, разговорная речь с трудом понимается, но не всегда разборчиво у уха. Но аппараты слуховые и различные технические средства могут помочь смотреть аудиовизуальные передачи, не опираясь на субтитры.
Кстати, если потеря
слуха у ребенка до 60 дБ, то ему
рекомендовано учиться в
Возможности, которыми располагают глухие
для различия звуков окружающего мира,
зависят в основном от диапазона воспринимающих
частот.
В зависимости от диапазона воспринимаемых частот выделены четыре группы глухих:
1 группа –
люди с нарушением слуха,
2 группа – люди с нарушением слуха, воспринимающие
звуки до 500 Гц;
3 группа – люди с нарушением слуха, воспринимающие
звуки до 1000 Гц;
4 группа – люди с нарушениями слуха, которым
доступно восприятие звуков в широком
диапазоне частот, т.е. до 2000 Гц и выше.
Люди с 1 и 2 группы глухоты (с минимальными остатками слуха) оказываются способны воспринимать лишь громкие звуки у уха или на очень небольшом расстоянии – голос повышенной или разговорной громкости, удары в барабан др, различать на слух знакомые слова, резко противопоставленные по временным и ритмическим характеристикам в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания. Глухие 3 и 4 группы могут реагировать у уха или на небольшом расстоянии (до 15-20 см) – на звучания, разнообразные по своей частотной характеристике (голос разговорной громкости, некоторые музыкальные игрушки и инструменты и др.), а также различать на слух знакомые слова, более близкие по звучанию (с одинаковой слоговой структурой, но разным местом ударения) в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания…
Есть и международная классификация. Потеря слуха свыше 90 дБ определяется как глухота. Слабослышащих делят на 4 степени тугоухости.
1-я степень
- снижение слуха в пределах 25-40 дБ
(человек, с такой потерей слуха с трудом
распознает тихую речь и беседы, но справляется
в тихой обстановке);
2 степень - 40-55 дБ (трудности в понимании
беседы, особенно когда присутствует шум
на заднем плане. Повышенная громкость
необходима для ТВ и радио);
3 степень -55-70 дБ (значительно задета чистота
речи. Речь должна быть громкой, возможны
трудности при групповой беседе);
4 степень -70-90дБ (значительная потеря слуха -
не слышит нормальную разговорную речь.
Трудности при распознавании даже громкой
речи, способен понимать крик и преувеличенно
четкую и громкую речь).
0 - 25 дБ считается, что потери слуха нет.
У человека нет трудностей в распознавании
речи.
Преимущественной координатой нарушений развития в данном случае является координата «снизу вверх». Асинхрония проявляется в разной степени недоразвития одних систем восприятия при сохранности других. Нарушение деятельности органов слуха способствует возникновению явлений изоляции.
Рассмотрим, как выделенные общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха проявляются в процессе становления конкретных познавательных процессов.
В дошкольном возрасте у детей с нарушениями слуха, так же как у их слышащих сверстников, ведущим видом внимания является внимание непроизвольное. Оно вызывается интересными, новыми и необычными для ребенка предметами и явлениями. Устойчивость внимания с возрастом меняется: если поначалу ребенок не может заниматься каким-либо делом более 3 мин, то к концу дошкольного возраста это время измеряется уже 10—12 мин, а при смене заданий в конце данного периода это уже может быть 40 мин.