Дети с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:13, доклад

Краткое описание

Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.

Файлы: 1 файл

дети с нарушеным слухом. Семинар.docx

— 36.83 Кб (Скачать)
  1. Причины нарушений слуха.

     Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них  менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая  часть слухового нерва, в большинстве  случаев наступает глухота, поражение  же среднего уха чаще ведет к частичной  потере слуха.

     Нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии или недоразвития слухового  нерва, химических отравлений (например, хинином), родовых травм (например, деформации головы ребенка при использовании  щипцов). К нарушениям слуха могут  привести механические травмы — ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и  т.п.). Большое значение в возникновении  нарушений слуха имеют наследственные факторы. В семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха  встречаются значительно чаще, чем  в семьях слышащих. Вероятность рождения глухих детей повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно глухими, а также в  случае брака между близкими родственниками, при большой разнице в возрасте вступивших в брак. Причинами нарушений  слуха могут быть и такие заболевания  родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов).

     Многообразие  проявлений нарушения слуха обусловливает  необходимость дифференциации, выделения  основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями  слуха важна для организации  их обучения и воспитания, в частности  — для определения типа учреждения, в котором должен обучаться такой  ребенок.

     Звуки характеризуются следующими свойствами: частотой, интенсивностью и продолжительностью звучания.

     Сила, или интенсивность, звука измеряется в децибелах (дБ). Так, разные звуки, в том числе звуки природы, могут иметь разную интенсивность  звучания. Например, звук:

     шелеста листьев составляет 10 дБ;

 

     шепота (около уха) — 25 — 30 дБ;

     речи  средней громкости — 60 — 70 дБ;

     громкой музыки по радио — 80 дБ;

     шума  поезда в метро — 90 дБ;

     ударов  молотка по листу железа — 100 дБ;

     работающего авиационного мотора — 120 дБ.

     Диапазон  частот разговорной речи находится  в пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний  в секунду). Если нарушение слуха  не позволяет воспринимать эти диапазоны  частот, то это означает, что восприятие разговорной речи невозможно. Понижение  слуха, при котором не воспринимается звук силой 80 дБ и более, означает глухоту.

     При тугоухости не воспринимаются звуки  в пределах от 15 до 80 дБ (Л.В.Нейман). 

     
  1. Классификации нарушений слуховой функции у детей.
  2. Психолого- педагогическая классификация. (Боскис)

     Основой классификации являются следующие  критерии: степень потери слуха, время  потери слуха, уровень развития речи (Р. М. Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей.

     Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.

     Среди них выделяют:

     рано  оглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие  воспринимать сильные резкие звуки;

     позднооглохших. Это дети, сохранившие в той  или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже  была сформирована. Главной задачей  в работе с ними является закрепление  уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и  обучение чтению с губ.

     Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной  слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной  способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного  слуха. Речь слабослышащего ребенка  обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в  процессе обучения:

     при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 — 6 м от уха, разговорная — на расстоянии 6 — 8 м;

     при умеренной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 — 3 м, разговорная — на расстоянии 4 — 6 м;

     при значительной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии не далее 1 м, разговорная средней громкости  — на расстоянии 2 —4 м;

     при тяжелой степени тугоухости —  шепот воспринимается на расстоянии 0,5 м, разговорная речь — на расстоянии не более чем 2 м.

     «Группа слабослышащих детей также неоднородна. В зависимости от степени понижения  слуха и от других факторов она  весьма разнообразна по уровню речевого развития детей. Для педагогических целей слабослышащие дети школьного  возраста делятся на две категории:

     слабослышащие дети, обладающие развитой речью с  небольшими ее недостатками;

     слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием.

     Таким образом, на основе измерения слуха, с одной стороны, и исследования речи — с другой, выделяются 4 группы детей с недостатками слуха. На основе этой классификации удалось создать такую сеть школ для детей с недостатками слуха, в которой глухие дети не обучаются с теми детьми, которые могут обучаться более быстрым темпом и которые требуют иных условий обучения.

     Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с  ним.

     Это — особый вид дизонтогенеза — дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи — функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с нарушенным слуховым восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.

     Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется закономерностям, которые  обнаруживаются в развитии нормально  слышащих детей. Вместе с тем у  них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального  развития. Так, при всех типах нарушений  наблюдается снижение способности  к приему, переработке, хранению и  использованию информации. Заметим, что у детей с нарушенным слухом снижение некоторых показателей  характерно только для определенного  периода онтогенеза. Например, замедленная  скорость переработки информации при  зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предметов) отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10—11 лет). На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают  по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.

     Следующей закономерностью, наблюдающейся у  всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь преходящий характер. При адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами опосредствованного, осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материалов.

     Кроме того, для всех типов аномального  развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с  нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные  особенности проявления. Однако у  данной категории детей образуются полноценные понятия, т.е. для них  может быть доступен высокий уровень  общения (в отличие, например, от умственно  отсталых детей, которые часто остаются во власти единичных наглядных образов).

  1. Медицинская классификация. (Нейман)

В России, в сурдопедагогике, принята классификация Л.В.Неймана. По этой классификации люди с нарушениями  слуха разделяются на слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость – стойкое понижение  слуха, вызывающее затруднения в  восприятии речи. Глухота – глубокое стойкое поражение слуха, при  котором восприятие речи без слухового  аппарата становится невозможным. Диагноз  «тугоухость» подразумевает различное  по тяжести ухудшение способности  слышать, а диагноз «глухота»  означает практически полную утрату этой способности.

Слуховая чувствительность определяется средним слуховым порогом  в децибелах (дБ) для чистых тонов  на частотах 500, 1000 и 2000 Гц. 
Условная граница между глухотой и тугоухостью (слабослышащие люди) находится на уровне 85 дБ.

В свою очередь  слабослышащих делят на три степени  тугоухости. При первой степени тугоухости, средняя потеря не превышает 50 дБ. Человек  с такой степенью тугоухости.  разборчиво воспринимает речь разговорной громкости на расстоянии более 1-2 м. Шепот понимает около уха. При второй - от 50 до 70 дБ. Разговорную речь такой человек  понимает до 1 м. Шепот не воспринимается При третьей -потеря от 70 до 85 дБ, разговорная речь с трудом понимается, но не всегда разборчиво у уха. Но аппараты слуховые и различные технические средства могут помочь смотреть аудиовизуальные передачи, не опираясь на субтитры.

Кстати, если потеря слуха у ребенка до 60 дБ, то ему  рекомендовано учиться в обычной  общеобразовательной школе (только при понижении слуха в пределах 40-60 дБ ребенку желательно использовать слуховой аппарат (согласно школьной классификации остроты слуха  G.Beckmana). 
Возможности, которыми располагают глухие для различия звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимающих частот.

В зависимости  от диапазона воспринимаемых частот выделены четыре группы глухих:

1 группа –  люди с нарушением слуха, воспринимающие  до 250 Гц; 
2 группа – люди с нарушением слуха, воспринимающие звуки до 500 Гц; 
3 группа – люди с нарушением слуха, воспринимающие звуки до 1000 Гц; 
4 группа – люди с нарушениями слуха, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т.е. до 2000 Гц и выше.

Люди с 1 и 2 группы глухоты (с минимальными остатками  слуха) оказываются способны воспринимать лишь громкие звуки у уха или  на очень небольшом расстоянии –  голос повышенной или разговорной  громкости, удары в барабан др, различать на слух знакомые слова, резко противопоставленные по временным и ритмическим характеристикам в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания. Глухие 3 и 4 группы могут реагировать у уха или на небольшом расстоянии (до 15-20 см) – на звучания, разнообразные по своей частотной характеристике (голос разговорной громкости, некоторые музыкальные игрушки и инструменты и др.), а также различать на слух знакомые слова, более близкие по звучанию (с одинаковой слоговой структурой, но разным местом ударения) в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания…

Есть и международная  классификация. Потеря слуха свыше 90 дБ  определяется как глухота. Слабослышащих делят на 4 степени тугоухости.

1-я степень  - снижение слуха в пределах 25-40 дБ (человек, с такой потерей слуха с трудом распознает тихую речь и беседы, но справляется в тихой обстановке);   
2 степень - 40-55 дБ (трудности в понимании беседы, особенно когда присутствует шум на заднем плане. Повышенная громкость необходима для ТВ и радио);   
3 степень -55-70 дБ (значительно задета чистота речи. Речь должна быть громкой, возможны трудности при групповой беседе);   
4 степень -70-90дБ (значительная потеря слуха - не слышит нормальную разговорную речь. Трудности при распознавании даже громкой речи, способен понимать крик и преувеличенно четкую и громкую речь).  
0 - 25 дБ считается, что потери слуха нет. У человека нет  трудностей в распознавании речи.
 

  1. Особенности развития познавательной сферы у детей  с нарушениями  слуха

     Преимущественной  координатой нарушений развития в данном случае является координата «снизу вверх». Асинхрония проявляется в разной степени недоразвития одних систем восприятия при сохранности других. Нарушение деятельности органов слуха способствует возникновению явлений изоляции.

     Рассмотрим, как выделенные общие и специфические  закономерности психического развития детей с нарушениями слуха  проявляются в процессе становления  конкретных познавательных процессов.

Внимание

     В дошкольном возрасте у детей с  нарушениями слуха, так же как  у их слышащих сверстников, ведущим  видом внимания является внимание непроизвольное. Оно вызывается интересными, новыми и необычными для ребенка предметами и явлениями. Устойчивость внимания с возрастом меняется: если поначалу ребенок не может заниматься каким-либо делом более 3 мин, то к концу дошкольного  возраста это время измеряется уже 10—12 мин, а при смене заданий  в конце данного периода это  уже может быть 40 мин.

Информация о работе Дети с нарушением слуха