Дети с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:13, доклад

Краткое описание

Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.

Файлы: 1 файл

дети с нарушеным слухом. Семинар.docx

— 36.83 Кб (Скачать)

     Зачастую  в играх глухих детей можно  обнаружить тенденцию к стереотипности действий. Дети механически повторяют  из раза в раз одни и те же действия, слова и роли. Они стремятся  воспроизвести те условия, в которых  эта игра протекала раньше.

     Глухие  дети испытывают трудности при игровом  замещении предметов. Даже предмет, функционально пригодный на роль заменителя, не всегда используется глухим ребенком. Если взрослый назвал карандаш ложкой или кубик утюгом и ребенок  согласился так называть этот предмет, это еще вовсе не значит, что  он начнет «есть» карандашом или «гладить»  кубиком. Слово (новое название) для  глухого ребенка еще не диктует  способа действия с предметом. Формально  принимая новое название предмета, предложенное взрослым, глухие дети в  ряде случаев действуют не в соответствии с этим новым названием предмета, а сообразуясь с его непосредственно  воспринимаемыми особенностями.

     Для глухих детей характерно, что по мере овладения игровой деятельностью  их действия становятся более развернутыми, полными, начинают изобиловать подробностями, деталями. Так, кормя куклу, ребенок уже не ограничивается тем, что подносит ложку к ее рту. Предварительно он наливает еду из кастрюли в тарелку, помешивает еду, дует на нее, чтобы не обжечь куклу, наливает добавку из кастрюли и снова кормит и т.д.

     Поскольку у глухого ребенка отстает  в развитии воображение, он не может  творчески войти в роль. Например, играя в «больницу» или в «детский сад», дети, как правило, называют ребенка, изображающего врача или педагога, именем врача из своего детского сада, педагога своей группы (например, «тетя Таня», даже если эта роль досталась мальчику). При этом ребенок стремится как можно более точно передать внешние особенности изображаемого им персонажа, даже не существенные для данной роли: манеру ходить, снимать очки, привычные жесты и т.п.

     В младшем школьном возрасте у детей  формируется учебная деятельность. Особенности становления учебной  деятельности у глухих младших школьников представлены в работах Е. Г. Речицкой. По ее данным, у глухих детей наблюдаются все виды мотивов учебной деятельности. Особенно значимой для глухих школьников является мотивация, связанная с получением высоких отметок. Под влиянием обучения происходит возрастание роли учебно-познавательной мотивации у глухих младших школьников, к III —IV классу она занимает второе ранговое место.

     В связи с особенностями умственного  развития глухих детей, в частности  с отставанием в развитии мышления и речи, значительные трудности наблюдаются  у них в формировании всех учебных  действий. Один из наиболее существенных недостатков учебной деятельности глухих детей заключается в том, что они часто выполняют такие  учебные действия, которые диктуются  не самой учебной задачей, а стремлением  удовлетворить требования учителя. В связи с отставанием в  развитии основных мыслительных операций у глухих детей медленнее формируются  учебные действия: недоразвитие анализа  и синтеза приводит к трудностям преобразования условий задачи, недоразвитие абстракции — к трудностям моделирования  выделенного отношения. Учебные  действия формируются на суженной, недостаточно обобщенной основе, поэтому  глухие дети испытывают затруднения  при переносе учебных действий в  новые условия, на новые учебные  задачи.

     Важным  направлением в компенсации нарушений  слуха и в социальной адаптации  к жизни является приобщение людей  с нарушениями слуха к труду, предоставление им возможностей для  выбора профессии.

     Из-за таких особенностей умственного  развития детей и подростков с  нарушениями слуха, как замедленное  развитие мыслительных операций, в  частности анализа и синтеза, абстрагирования, у них наблюдаются  трудности в выделении и осознании  цели. В процессе трудовой деятельности они стремятся как можно быстрее  получить результат, т.е. достичь цели. Но им не хватает ловкости, сосредоточенности, умения соотнести образ будущего результата с получаемым продуктом, умения проанализировать причины трудностей. Иногда подростки и юноши в стремлении быстро получить результат пренебрегают важными трудовыми операциями. У подростков с нарушениями слуха часто не формируется осознание обязательности достижения поставленной цели. Поэтому для полноценного формирования этих качеств трудовой деятельности необходимым является воспитание положительного отношения к труду, формирование соответствующей мотивации.

     Большие проблемы возникают, особенно на начальных  этапах трудовой жизни, у лиц с  нарушениями слуха с осознанием межличностных производственных отношений. Это связано с замедленным  формированием межличностных отношений  и механизмов межличностного восприятия, о чем говорилось выше. У подростков и юношей недостаточно сформированы оценочные критерии межличностных  отношений, они часто допускают  крайности в оценке окружающих, с  которыми встречаются в рабочей  обстановке, недостаточно дифференцируют личные и деловые отношения.

     Особенности в развитии двигательной сферы, характерные  для лиц с нарушениями слуха, обусловливают круг профессий, которые  им можно рекомендовать. К этим особенностям относятся такие, как недостаточно точная координация и неуверенность движений, трудность сохранения статического и динамического равновесия, относительно низкий уровень пространственной ориентировки, замедленная по сравнению со слышащими скорость выполнения отдельных движений, замедленный темп деятельности в целом, относительная замедленность овладения двигательными навыками (А. П. Розова).

     Анализ  особенностей психического развития лиц  с нарушениями слуха позволил А. П. Гозовой определить ограничения в подборе и рекомендации профессий: непригодны профессии, в которых при работе необходим слуховой контроль (например, настройка аппаратуры); не рекомендуются производства и соответствующие им профессии с акустической сигнализацией опасности; наличие нарушений вестибулярного аппарата свидетельствует о невозможности рекомендаций профессий, связанных с работой на высоте; многим глухим не рекомендуются профессии, требующие постоянного речевого контакта с окружающими; следует подбирать профессии, соответствующие тому уровню образования, которое имеет конкретный человек с нарушением слуха.

     Трудовая  деятельность, в которую включают школьников с нарушениями слуха, должна иметь нравственную основу, социальную значимость и педагогическую ориентацию на достижение конкретного  результата в производительном труде. 

Информация о работе Дети с нарушением слуха