Оздоровление детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:37, дипломная работа

Краткое описание

Здоровье – одна из самых больших жизненных ценностей. Задача каждого человека – научиться его сохранять, разумно и бережливо рас-ходовать.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
1.1. Характеристика анатомо-физиологического развития детей
старшего дошкольного возраста
1.2. Здоровый образ жизни и его структура
1.3. Роль физкультурной деятельности в формировании здорового
образа жизни у дошкольников
Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования
2.1. Цель, задачи, этапы опытно- экспериментальной работы
2.2. Мероприятия по оздоровлению для детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Матвеева ОЛЯ.doc

— 438.00 Кб (Скачать)

 

Таким образом, мы считаем, что использование общеукрепляющих средств (календула, лимонный напитки),  применение фитонцидов - лука и чеснока, детей лечебными и витаминными травами (чабрец, мелиса,  мята и т.д.), полоскание рта и горла после каждого приёма пищи.

Важную роль в оздоровлении детей отводится физической культуре. Необходимо регулярно проводить утреннюю гимнастику, где используются игровые задания, упражнения для дыхания и профилактики ОДА.

Детей старших групп нужно знакомить с разными типами дыхания. Дыхательная гимнастика нравится детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное – приносит пользу здоровью.

Одна из важнейших задач физического воспитания и оздоровления -формирование правильной осанки. У многих детей есть отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, которые характеризуются ассиметрией плеч, таза, слабостью мышечного корсета, деформацией нижних конечностей, плоскостопием.

Работу по профилактике нарушений ОДА нужно начинать со знакомства детей с эталонами осанки. На занятиях «Знакомство с осанкой», дети учатся правильно ходить, сидеть, стоять, проверять свою осанку.

Важной частью режима является дневной сон. Перед сном обязательно проветривать помещение.

После дневного сна можно предложить детям выполнить с целью выравнивания осанки, встать к стене спиной,              ее и затылком. Постоять в таком положении, «как солдаты на посту», в течение 10-15 секунд.

Для развития и укрепления мышечного корсета должны проводиться специальные упражнения, разработанные Е.А. Бойко: «Коромысло», «Объятии», «Кошка ловит мышей», «Великаны», «Лягушка», «Большой воробей» и др [41].

Для профилактики плоскостопия можно применяем палки различной толщины, разнообразные резиновые и деревянные коврики, со следами, коврики   с пуговицами и крышками от бутылок.

Упражнения профилактики плоскостопия включаются во все деятельности: ходьба на носках, по ребристой доске, толстому шнуру, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, катание палки ступней и пальцами ног, а затем захват и подъем (палочек, карандашей и т.д.). Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.

Немаловажным фактором в оздоровлении дошкольников является закаливание.

Закаливание предполагает систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления организма.

При организации закаливания детей необходимо соблюдать такие требования:

а) комплексная оценка здоровья ребёнка;

б) определение типа и дозировки закаливания;

в) выбор метода;

г) корректировка действий педагогов и родителей по выбору средств и
методов закаливания.

Основные принципы закаливания - постепенное расширение зоны воздействия и увеличения времени проведения процедуры. К часто болеющим, ослабленным детям нужен осторожный подход: наблюдение за ответными реакциями. Но ни в коем случае нельзя лишать ослабленного ребёнка закаливания, так как именно ему оно необходимо для здоровья.

Ведущими научно обоснованными методами эффективного закаливания являются контрастные температуры воздействия. Поэтому нужно использовать контрастное обливание ног детей, сочетая их с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия. Именно эти метода способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы.

Хождение босиком - хороший и необременительный способ закаливания кожи стоп, а также укрепления их свода и связок. В период закаливающих процедур учитываются особенности  ребёнка. Нельзя проводить их на отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, беспокойства, Огромный вред  нервной системе детей наносят грубые слова, несправедливые замечания, невежливое обращение, проявление несдержанности. Состояние следующее за этим, - стресс.

Именно стресс может стать первоисточником многих детских заболеваний. Поэтому с раннего возраста надо обучать умению регулировать своё эмоциональное состояние, правильно реагировать на жизненные обстоятельства. Тогда стрессовая ситуация не навредит здоровью маленького человека, напротив, она воспитает в нём волю, поможет развить способности и интеллект. Для снятия стрессов можно использовать элементы самомассажа, психогимнастики

В основе вибрационных упражнений можно использовать естественные движения детей. Это - стряхивание с себя капель дождя, воды, росы, снега.

Самомассаж проводится в перерывах между режимными моментами, а сочетание и вибрационной гимнастики активизирует работу всего организма.

Следует особо подчеркнуть важность применения психогимнамтики в условиях детского сада. Это позволяет укрепить стартовые возможности дошкольника и наиболее благоприятно использовать данный период для формирования здоровья ребёнка перед поступлением в школу.

К оздоравливающим технологиям относится и пальчиковая гимнастика которая широко используется многими воспитателями. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приведет в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Ссылка?

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка. Ссылка?

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Ссылка?

Особое место необходимо отводить прогулкам. Основное правило к одежде детей - соответствие погоде на данное время. Ребёнок, находящийся на прогулке на открытом воздухе, должен быть одет так, чтобы при отсутствии движений на какое-то время он испытывал ощущение зябкости. Ни одна система не будет способствовать оздоровлению, если не продумать сразу вопрос удобной одежды на прогулке.

Использование природных условий: свежего воздуха, неограниченного пространства, естественных природных объектов - расширяет двигательные возможности ребёнка, обогащает его двигательный опыт. Самостоятельность, смелость, находчивость, умение быстро ориентироваться в пространстве и преодолевать неожиданно встретившееся препятствие. На территории детского сада должны быть созданы все необходимые условия для двигательной активности детей, мини-стадион, разнообразные качели, дорожка «здоровья».

Во время летнего оздоровительного периода большая часть заваливающих процедур должна проводиться на свежем воздухе: солнечные и воздушные ванны, босохождение, обливание, игры с водой.

Воздушные ванны - наиболее простой метод закаливания для детей любого возраста, так как потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Инфракрасные лучи солнечного спектра оказывают на организм тепловое воздействие, что способствует улучшению кровотока, образованию в организме витамина Д.

Ультрафиолетовые лучи уничтожают многие бактерии и вирусы. Однако длительность первых солнечных ванн при температуре + 20С0 не должна превышать 5-7 минут, время приёма также ограничено - с 8.00 до 11.00 или с 17.00 до 19.00. Ежедневно продолжительность приёма солнечных ванн увеличивается на 3-5 мин. Обязательно наличие головного убора.

Таким образом, мы считаем, что данная физкультурно-оздоровительная работа не только позволяет на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в ДОУ. Именно такой подход к воспитанию здорового ребенка позволит снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в области физического развития детей.

Важное значение для укрепления здоровья детей имеет система физкультурно-оздоровительных мероприятий; воздушный и гигиенический режим, психологический климат, индивидуализация всех режимных моментов.

Методические рекомендации для педагогов и родителей:

1. Необходимо обеспечить оптимальную двигательную активность ребенка, закаливание. При этом для здоровых детей предусматриваются более сильные закаливающие мероприятия, увеличенные физические нагрузки. Среди детей, болеющих эпизодически, надо обратить внимание на тех, чьи болезни продолжаются долго, иначе уровень здоровья может еще более снизиться.

2. Особой заботы требуют часто и долго болеющие дети. Для них предусматривается щадящий общий режим дня (при необходимости более продолжительный дневной сон, сокращенные занятия во избежание переутомления); более чуткое внимание к их психике, к двигательной активности. Недопустимы переохлаждения и перегревы. Закаливающие мероприятия ни в коем случае не отменяются, но проводятся более тщательно и обязательно индивидуально. Врач детского сада назначает для этих детей специальные лечебно-профилактические мероприятия.

3. Надо договориться с родителями, чтобы проводимый комплекс оздоровительных мероприятий обязательно продолжался дома.

4. Оздоровительная работа проводится дифференцированно с подгруппами детей, имеющих однородные отклонения, а также индивидуально.

5. Для детей, имеющих отклонения в осанке, предусматривается:

– жесткое ложе для сна;

– использование специальных физических упражнений для позвоночника («кошечка»);

– кратковременные висы (1-10 с) на перекладине (несколько раз в день);

– прогулки.

6. Для детей с завышенным весом предусматриваются более интенсивные (но обязательно дозированные) физические нагрузки и двигательный режим; несколько ограничивается количество и калорийность пищи, увеличивается время водных процедур.

7. Для детей низкого роста полезны прыжковые и беговые упражнения, кратковременные висы на перекладине, высокая двигательная активность, дополнительная витаминизация пищи, соки, увеличение калорийности пищи.

8. Для детей с заниженным объемом грудной клетки полезны упражнения, укрепляющие мышечный корсет, специальные дыхательные упражнения.

9. По определенным признакам могут создаваться общесадовые дифференцированные группы (межгрупповые). В этом случае специальные комплексы лечебной гимнастики четко вписываются в режим дня, проведение их закрепляется за определенными лицами. Так, если упражнения предусмотрены после сна, то с детьми, страдающими плоскостопием, занимается один из педагогов, дети с нарушенной осанкой занимаются со старшей медсестрой, остальные - с заведующей, старшим педагогом, приглашенным специалистом, родителями. После занятий физическими упражнениями полезны водные и другие закаливающие процедуры. Предусматриваются корригирующие упражнения и в комплексах физкультурных занятий, утренней гимнастике.

Консультации для педагогов и родителей проводят специалисты из физдиспансера, врач.

10. Выбор методов определяется задачами воспитания. У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию основных движений, отличающихся особой интенсивностью, – бегу, прыжкам и т.д. Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Эта деятельность должна быть для детей интересной, непринужденной. Не нужно бояться, что дети утомятся. Этого не произойдет, если обеспечить условия для разнообразных движений в различных видах деятельности: физкультурной, игровой, трудовой. Полезно помнить наставления физиологов: дети не устают, если часто меняют движения, их темп, амплитуду, место выполнения. Такое переключение для детей естественный активный отдых. Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, а наоборот - снимает утомление, активизирует память, мышление, все психические процессы.

11. Иногда взрослые считают, что надо сдерживать, ограничивать в движениях детей большой подвижности. Руководство здесь выражается не в снижении двигательной активности, а в регулировании интенсивности движений. Пусть по времени дети двигаются как можно больше - важно разнообразить состав движений, включая такие, которые требуют сосредоточенности, внимания, точности. Ребят надо специально учить точным движениям: метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченной площади (половице, дорожке из двух шнуров, гимнастической скамейке и пр.), ловле мяча. Особенно полезны все виды и способы лазанья, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения на ограниченной площади (плоскостном кружочке на полу, чурбачке, скамейке, доске). Особым регулирующим приемом является внесение осмысленности в двигательную деятельность. При бесцельном беге, например, ребенку можно напомнить сюжеты игры в автомобиль, самолет, поезд и т.п.

Информация о работе Оздоровление детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры