Оздоровление детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:37, дипломная работа

Краткое описание

Здоровье – одна из самых больших жизненных ценностей. Задача каждого человека – научиться его сохранять, разумно и бережливо рас-ходовать.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
1.1. Характеристика анатомо-физиологического развития детей
старшего дошкольного возраста
1.2. Здоровый образ жизни и его структура
1.3. Роль физкультурной деятельности в формировании здорового
образа жизни у дошкольников
Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования
2.1. Цель, задачи, этапы опытно- экспериментальной работы
2.2. Мероприятия по оздоровлению для детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Матвеева ОЛЯ.doc

— 438.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Магнитогорский государственный университет

 

Факультет дошкольного образования

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

Оздоровление детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры

Дипломная работа

 

 

 

                                                                           Выполнила студентка _ курса ОЗО

_____________________________

 

Научный руководитель:

Яковлева Лариса Анатольевна

КПН, доцент

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск  2011 г.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы

1.1.                        Характеристика анатомо-физиологического развития детей
старшего дошкольного возраста

1.2.                        Здоровый образ жизни и его структура

1.3.                        Роль физкультурной деятельности в формировании здорового
образа жизни у дошкольников

Выводы по первой главе

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования

2.1.     Цель, задачи, этапы опытно- экспериментальной работы

2.2.     Мероприятия по оздоровлению для детей старшего дошкольного возраста

2.3.     Анализ результатов экспериментальной работы

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Оля, несколько раз внимательно прочитай всю работу – вдруг есть ошибки, я добавила методические рекомендации для педагогов и родителей. Убери лишние термины – которых нет в названии работы. Исправь Содержание -  название ПАРАграфов я уже исправила.

Приложения У ТЕБЯ НЕТ

 

Напиши доклад.

 

 

Введение

Здоровье – одна из самых больших жизненных ценностей. Задача каждого человека – научиться его сохранять, разумно и бережливо рас­ходовать.

К факторам, нарушающим здоровье, относятся инфекции, переохлаждение и перегревание организма, неправильное питание и недостаток движения, травмы, употребление алкоголя и курение, отравления, различные виды облучения, особенно ультрафиолетовыми и рентгеновскими лучами.

Причиной нарушения здоровья человека может быть умственное и физическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон и неполноценный отдых.

Здоровье поддерживается защитно-приспособительными реак­циями организма, направленными на сохранение постоянства его внутренней среды и адаптацию к условиям существования. Защитно-приспособительные реакции регулируются рефлектор­ным и гуморальным путем. Главная роль в этих реакциях при­надлежит высшей нервной деятельности.

В настоящее время тревожное положение складывается со здоровьем детей. Согласно существующей статистике, около 60% детей, поступающих в школу, имеют функциональные нарушения, а 45% не готовы к обучению и освоению школьной программы. Именно поэтому в настоящее время возникает необходимость воспитания привычек здорового образа жизни.

Решение данной проблемы целесообразно начинать с дошкольного возраста, когда закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

В исследованиях Э.Н. Вайнер, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой,
В.И. Шебеко и др. отмечается, что на этом этапе развития жизненные установки еще недостаточно прочны, а нервная система отличается особой пластичностью, что способствует формированию потребностей ребенка в здоровом образе жизни, к регулярной физкультурной деятельности.

Интерес к здоровью детей обусловлен еще возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, а также снижением функциональных способностей детей (В. Кучма, А. Баранов и др.). Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека.

Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Всем ясно, что ребенок не может развивать­ся, не зная цели и смысла своего суще­ствования, не имея представления о се­бе и своих возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностей необходи­мо, чтобы понимать, «чувствовать» других людей. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье - это педагогическая проблема,   и только медицинскими средствами ее не решить.

Такие ученые как Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бальсевич и др. главным фактором укрепления и со­хранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирую­щуюся в процессе физического воспита­ния.

Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ре­бенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.

Объект исследования: физическая культура детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: средства физической культуры, способствующие оздоровлению детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить процесс оздоровления детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры.

Согласно поставленной цели, выделим следующие задачи исследования:

1)     проанализировать научную и учебную литературу по проблеме исследования;

2)     экспериментально проверить эффективность применения средств физической культуры для оздоровления детей старшего дошкольного возраста;

3)     составить методические рекомендации использования средств физической культуры для оздоровления детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – процесс оздоровления детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно при использовании средств физической культуры.

Методологические основы исследования составляют работы, связанные с особенностями:

      физкультурной деятельности дошкольников (Е.А. Аркин,
В.В. Гориневский, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, В.И. Шебеко и др.);

      современных исследований в области оздоровления
(И.А. Аршавский, М.И. Брехман, И.М. Воронцов, Г.К. Зайцев,
В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова и др.);

      влияния физкультурной деятельности на оздоровление дошкольников (В.Р. Кудрявцев, В.И. Жолдак, Л.В. Карманова,
Н.А. Журавлева, Т.И. Осокина, Ю.Ф. Змановский, И.И. Берхман и др.).

Методы исследования: изучение научной, методической и психолого-педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседа с родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОУ; педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость: на основе анализа педагогической и медицинской литературы подобраны средства физической культуры для оздоровления детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость состоит в том, что составлены методические рекомендации по использованию средств физической культуры для оздоровления детей старшего дошкольного возраста.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы

1.1. Характеристика анатомо-физиологического развития детей старшего дошкольного возраста

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения услов­ные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физи­ческая подготовленность, совершенствуются психофизические ка­чества.

Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет педагогам посредством упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать его нервную си­стему.

За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменя­ются показатели физического развития: роста, массы тела, окруж­ности головы, грудной клетки.

Возраст 5-7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см, но эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы. По среднестатистическим данным рост ребенка пяти лет составляет около 106,0-107,0 см., а масса тела – 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200,0 гр., а роста – 0,5 см. [36, с.12-16].

Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей, их физиометрические данные, в частности, на величину показателей стоповой и кистевой физиометрии. У мальчиков на протяжении года синхронизм, т.е. совпадение изменений основных антропометрических показателей, несколько снижается, нарушается. У девочек пяти лет он почти отсутствует, а к шести годам постепенно устанавливается [56, с.59].

Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается по срав­нению с массой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2-2,5 кг. К 6-7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фаза развития неодинаковы.

Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко под­даются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соот­ветствии с функциональными и возрастными возможностями ре­бенка.

Позвоночный столб ребенка пяти-семи лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, хрящей, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа.

Диспропорционально формируются у дошкольников некоторые суставы. Например, в период до пяти лет сумка локтевого сустава у ребенка растет быстро, а кольцеобразная связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной [24]. У детей пяти-семи лет наблюдается и незавершенность строения стопы.

В развитии мышц выделяют несколько «условных» этапов. Один из них – это возраст 6 лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц [24].

 

В дошкольном детстве происходит формирование свода сто­пы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продол­жается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.

Развитие костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.

Значительно увеличивается становая сила - сила мышц туловища к 7 годам до 32-34 кг по сравнению с 15-17 кг в 3- года.

Статическое состояние мышц называется мышечным тонусом. Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое зна­чение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является ре­зультатом как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физичес­ких упражнений.

В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпе­вает морфологические и функциональные изменения.

К шести годам у ребенка, по сравнению с периодом новорожденности, размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. Средняя частота пульса к шести-семи годам составляет 92-95 ударов в минуту. С возрастом поднимается артериальное давление: на первом году жизни оно составляет 80/55 - 85/60 мм рт.ст., а в возрасте 3-7 лет оно уже в пределах 80/50-110/70 мм рт.ст.

Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. По данным исследователей, при ее недостаточности число заболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%) [46, с. 58].

Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем 1100-1200 см3, но она зависит от других факторов (длины тела, типа дыхания). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту – в среднем 25. максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2-7 раз, а при беге – еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для детей старшей группы в течение года может быть увеличен с 0,6 – 0,8 до 1,2 – 1,6 км. Прыгать через скакалку дети могут в течение 5 минут. У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют переход от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности».

Информация о работе Оздоровление детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры