Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:37, дипломная работа
Здоровье – одна из самых больших жизненных ценностей. Задача каждого человека – научиться его сохранять, разумно и бережливо рас-ходовать.
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
1.1. Характеристика анатомо-физиологического развития детей
старшего дошкольного возраста
1.2. Здоровый образ жизни и его структура
1.3. Роль физкультурной деятельности в формировании здорового
образа жизни у дошкольников
Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования
2.1. Цель, задачи, этапы опытно- экспериментальной работы
2.2. Мероприятия по оздоровлению для детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Следует заметить: формы поведения, которым подражает ребенок, определяются влиянием взрослых. Поэтому роль образовательной среды и педагога, обеспечивающих целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких, является определяющей.
Определено три уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям ЗОЖ [2].
Первый уровень - информационный (когнитивный), определяющий сформированность знаний в области культуры здоровья и физической культуры, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.
Второй уровень - личностный, свидетельствующий о сформированности эмоционально положительного отношения ребенка к содержанию занятий (эмоционально-мотивационный уровень ценностного отношения). Его показатели - интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий.
Третий уровень - деятельностный, характеризующий активную включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ.
Важным показателем сформированности ценностного отношения выступает реальное поведение ребенка в виде определенных форм деятельности, чувств, переживаний, положительных реакций и т.п. Все три уровня проявляются в единстве на к пяти и создают пространство для реализации возможностей детей, обогащенную развивающую среду. Однако эффективность ее для каждого ребенка различна, и результаты достигаются в разные сроки.
Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на занятиях по физической культуре можно представить следующим образом: создание проблемы (письмо-просьба) с участием знакомого детям персонажа; формирование знаний о ценности здоровья и способах его укрепления; освоение, закрепление и совершенствование практических действий по организации здорового образа жизни.
1.3. Оздоровление старших дошкольников средствами физической культуры
Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствование его двигательной активности и формирование здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от
4.12.2007г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» физическая культура – сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Компоненты физической культуры представлены на рис. 1.
Физическая культура |
Физическая подготовка профессиональная направленность физического воспитания, направленная на повышения уровня. |
Физическое воспитание учебный, педагогический процесс, направленный на основание человеком личностных ценностей физической культуры. |
Физическое развитие часть физического воспитания, процесс изменения форм и функций организма, а так же результата этого изменения (рост, вест и т.д.) |
Рис. 1. Компоненты физической культуры
Для решения задач физической культуры дошкольников используются различные средства (рис. 2):
Средства физической культуры |
Гигиенические факторы
|
Физические упражнения |
Оздоровительные силы природы |
Режим |
Питание |
Общественная и личная гигиена |
Форма физического упражнения
|
Содержание физического упражнения |
Вода
|
Воздух |
Солнце |
Рис.2. Средства физической культуры
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:
физические упражнения;
оздоровительные силы природы;
гигиенические факторы.
Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствует физическому воспитанию детей. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Физические упражнения – движения, двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности, отобранные в качестве средств для решения задач физической культуры.
Двигательные действия, совершаемые ребёнком, многообразны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах, игровая деятельность и т.д. Совокупность его движений объединённых в целостные действия, проявляется в активном отношении к жизни. «Всё бесконечное разнообразие внешнего проявления мозговой деятельности, сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению» [28, с. 55].
Таким образом, двигательные действия способствуют удовлетворению потребности ребенка в движении и одновременно развивают его.
Физические упражнения занимают значительное место в общей системе физической культуры детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма. Систематически воздействуя на крупных группы мышц, физические упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия питания всех клеток и тканей организма.
Физические упражнения развивают двигательные, психические качества ребёнка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.
В результате систематических повторений физических упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных двигательных навыков [12, с. 7].
В теории и методике физического воспитания следующая классификация физических упражнений (рис. 3).
Физические упражнения | |||
Гимнастика: основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие); общеразвивающие упражнения; построения и перестроения; танцевальные | Игры: подвижные (сюжетные, бессюжетные); элементы спортивных игр (баскетбол, настольный теннис, хоккей). | Спортивные летние (плавание, катание на велосипеде); зимние (катание на коньках, санках, ходьба на лыжах). | Простейший пеший; лыжный. |
Рис. 3. Классификация физических упражнений
Физическое и психическое развитие ребёнка в значительной степени связано с его игровой деятельностью, которая у ребенка подчинена общим правилам развития движений: от простых способов подражания движениям взрослому до сложных сюжетно-ролевых вариантов игр [55].
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные.
Физические упражнения оказывают существенное влияние на жизнедеятельность. Как отмечает Г.И. Мызан, сама природа дает в руки человека ни с чем не сравнимое и не заменимое по своему воздействию средство по оздоровлению. Только от нашего желания и воли зависит, будем ли мы их использовать, сознательно совершенствовать потенциал своих возможностей и тем самым творить свое здоровье [36, c.77].
Информация о работе Оздоровление детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры